Установите соответствие между именами ученых и их взглядами на роль родителей в социализации ребенка.
1. Р. Сирс
2. Дж. Гевирц
3. М. И. Лисина
Развитие ребенка рассматривается как динамический процесс, когда, с одной стороны, многоуровневая жизненная среда воздействует на растущего индивидуума и, с другой стороны, сам он активно переструктурирует ее.
Удовлетворение биологических потребностей связывается ребенком с действиями матери, что составляет первый опыт научения. Начало социализации ребенка знаменуется возрастанием диадического взаимодействия, попытками кооперирования с теми, кто заботится о нем.
Родитель формирует поведение своего ребенка, применяя систему поощрений и наказаний, но и ребенок, демонстрируя улыбку, смех, плач и т.п. может формировать и контролировать разнообразные виды поведения у родителей. Стимулирующие воздействия среды опосредованы поведением других людей.
В общении со взрослым формируется потребность общения ребенка с другими людьми и эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, происходит овладение предметными действиями орудийного характера. Формы взаимодействия ребенка и взрослого проходят путь от совместных к самостоятельной деятельности самого ребенка.