Представьте себе, что вам приходится оказывать помощь двум экспедициям. Первая экспедиция собирается лететь к другим планетам и звездам в поисках внеземной жизни или ее следов, а вам поручили составить для них инструкцию, посвященную поиску жизни как земного типа, так и «в той ее форме, которая нам неизвестна» (формула знаменитого фантаста и биохимика Айзека Азимова). Кроме того, попытаемся представить возможное влияние экспедиций к другим звездам и планетам, которые обнаружат там (или не обнаружат) другие формы жизни, на прогресс в исследовании проблемы происхождения жизни.
Вторая экспедиция собрана из лучших палеонтологов и отправлена на машине времени с заданием собрать фактический материал по эволюции земных организмов (во время путешествия в прошлое ничего изменить там нельзя, можно только посмотреть). Экспедиция возвращается из прошлого Земли с огромным архивом фото- и видеоматериалов. Но из-за технического сбоя вдруг стерлись все отметки времени на фотографиях и видеороликах. Для восстановления информации необходимо предварительно рассортировать фотографии в хронологической последовательности (сначала самые древние, затем более близкие к современности). Считать, что изображенный организм относится к самым первым представителям своей группы (царства, типа, класса, отряда …) – если на фото нет явных признаков обратного. Например, фото акулы следует относить к тем временам, когда появились первые акулы (или более широко – первые рыбы). Но если у акулы в плавнике торчит обломок гарпуна, то это явный признак того, что фотография сделана в течение последних нескольких веков.
В инструкции по поиску внеземной жизни следует указать, что организм любого типа, земного или какого-то иного, должен …
уметь свободно перемещаться в пространстве
производить внутри себя все вещества, необходимые для его функционирования
обязательно дышать
быть составной частью тесного сообщества организмов