Один из известнейших немецких философов писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой <…>. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. <…>. Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных и инстинктивные формы труда. <…> Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; <…> он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. <…> Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании… Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность или самый труд, предмет труда и средства труда».
Капитал / К. Маркс – М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 181–209.
По мнению автора, деятельность человека и поведение животных отличаются наличием …
физических возможностей
инстинктивных предрасположенностей
идеального представления о результатах труда
целесообразной воли