«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Мировоззренческая концепция о предопределенности и обреченности, которую представляет автор в данном отрывке, называется …
теоцентризмом
детерминизмом
скептицизмом
фатализмом