Ответы на тесты по предмету Философия (5856 вопросов)

К представителям постмодернистской философии относится
сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что...

бог умер
бог создает человека по своему образу и подобию
богочеловек совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы
человек создает бога по своему образу и подобию
Основными направлениями онтологии являются 

Эмпиризм 
Гуманизм
Рационализм
Дуализм
Идеализм 
Материализм
По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является 

Религиозное знание
Познание Вселенной как единой органической целостности
Позитивное знание 
Познание человеком самого себя 
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется ...

плюрализмом 
догматизмом
монизмом
дуализмом
Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ ...

Б. Рассел 
Д. Юм
О. Кромвель
Дж. Локк
Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе ...

гегельянства
позитивизма
постмодернизма 
прагматизма
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть ...

историофобией
архаичностью
ретроспективностью
историософичностью
Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется ...

историческим временем 
государственной властью
идеалистическим бытием 
политическим пространством 
Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть ...

воображение
рефлексия
знание
вера
В основе классической концепции истины лежит принцип ... 

субъективности
самоорганизации 
очевидности
соответствия 
Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется ...

скептицизмом
монизмом
агностицизмом
солипсизмом
Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

капитал
разум
полезность
практика
Изображение идеального общественного строя, как уже существовавшей или существующей где-то страны, получило название...

Ноумена
абсолюта
Реализма
утопии
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание.

квазинаучное
псевдонаучное
обыденно-практичное
паранаучное
Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

наблюдением
метафизикой
законом
фактом
Ядром политической сферы общества является(-ются) …

страты
профсоюзы
сословия
государство
Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

производительных сил
социальной мобильности 
классовой борьбы
абсолютной идеи
Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

постмодернизмом
теоцентризмом
деизмом
креационизмом
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Данный отрывок взят из знаменитой книги …

«Метафизика»
«Лунь Юй»
«Декамерон»
«Даодэцзин»
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Данный отрывок принадлежит философии Древнего …
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Автор отрывка отстаивает позицию «недеяния», аргументируя тем, что …

Дао служит опорой всей тьме вещей.
течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого».
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Концепция, с точки зрения которой И. Кант рассматривает время, называется …

реляционной
гносеологической
материалистической
субстанциальной
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в __________ концепцию.
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются …

абсолютность
априорность
необратимость
длительность
С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация...

рассматриваются как синонимы
понимаются как "символы эпохи"
рассматриваются через сублимацию
Противопоставляются друг другу 
Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к ____________ проблемам философии.

искусственным
гносеологическим
праксеологическим
антропологическим
Философом, считающим, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа», является …

 О. Шпенглер
К. Ясперс
П. А Сорокин
А. Тойнби
Идею регресса исторического развития предложил 

Геродот
Вольтер
Аристотель
Гесиод
Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется

Объяснением 
Объективацией
Определением 
Пониманием
основными концепциями происхождения жизни на Земле являются

Ноосфера
Ретроспектива
Панспермия
Абиогенез
Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется

Анализом
Дедукцией 
Описанием
Синтезом
Превращенная форма бытия называется 

Натурфилософией
Смыслом
Материей
Инобытием
европейским мыслителем считавшим, что "в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке", был...

Камю 
Аристотель 
Декарт 
Гете 
термин философия означает

все в твоих руках
познай самого себя
стремление к совершенству
любовь к мудрости 
Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения

славянскую мифологию
евразийство
космополитизм
православие
система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется

языком науки
методом науки
субъектом науки
предметом исследования
Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется

идеализацией
наблюдением
аналогией
экспериментом
Мыслителем, введшим в научный оборот определение «социальная физика» был

К. Поппер
И. Кант
П. Сорокин
О. Конт
автором пассионарной теории этногенеза является

о. шпенглер
к. маркс
м. вебер
л.н. гумилев
к общенаучным методам относятся

анкетирование
препарирование
тестирование
индукция
анализ
абстрагирование
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Говоря о «десакрализованной истории», автор отрывка подразумевает эпоху

Античности
Ренессанса
XVIII века
ХХ века
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю) Данный отрывок взят из работы «______________человек».
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
По мнению автора, немцы считают себя

«учителями мудрости»
«эклектиками и схоластами»
«общественными лидерами, идущими в битву»
«прирожденными судьями философских предметов»
Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии

Материальное единство мира
Природа и иерархия ценностей
Вопрос о границах человеческого знания
Способы достижения истинного знания
основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны...

э. гуссерлем
п. гольбахом
ф.энгельсом
г. гегелем
основной вопрос философии сформулированный в рамках диалектического материализма звучит как вопрос об отношении
первый этап развития философского мировоззрения получил название...

наукоцентризма 
культуроцентризма 
антропоцентризма 
космоцентризма 
Направление в философии считающее духовное первоосновой мира природы сущего называется

 нигилизмом
 натурализмом
материализмом
 идеализмом
центральное место в философской системе в.с. соловьева занимает идея...

радикализма
нигилизма
материи
всеединства
Мировоззренческая позиция ограничивающая роль бога актом творения мира и приведения его в движение  получила название

атеизма 
 монизма
 пантеизма
деизма
учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется...

сенсуализмом 
нигилизмом 
утилитаризмом 
агностицизмом 
Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает

 детерминизм
 протяженность
объективность
абсурд 
Центральное место в философской системе В.С. Соловьева занимает идея 

 материи
радикализма
нигилизма
всеединства
принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе...

постмодернизма 
позитивизма 
гегельянства 
прагматизма 
важнейшим компонентом материально-производственной сферы является...

природа 
сознание 
государство 
труд 
Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему 

 Бога и мира
 бытия и сознания
первоначала 
 бытия и небытия
высказывание "человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют" принадлежит...

Сократу 
Аристотелю 
Тертуллиану 
Протагору 
Под активностью сознания понимается его

 созерцательный характер
 способность приспосабливаться к действительности 
 способность отражать бытие с помощью знаковых систем
 избирательность и целенаправленность
В основе современной научной картины мира лежит

 агностицизм
спиритуализм
механицизм
 теория относительности
Главным отличием веры от знания является 

доказательность
проверяемость
 объективность познания 
 субъективная значимость
Ядром политической сферы общества является(-ются)

сословия
страты
профсоюзы 
государство 
для диалектического материализма характерно следующее представление о материи...

 пространство и время есть априорные формы чувственного созерцания
 пространство и время есть субстанции, порождающие все тела
 пространство и время абсолютны и не зависят от материальных объектов
 свойства пространства и времени зависят от материальных объектов
с точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются...

 абстрактная и конкретная 
 априорная и апостериорная 
 теоретическая и практическая 
 абсолютная и относительная 
методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является...

синтез 
историзм 
верификация 
фальсификация 
Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие 

 основной религией Индии является буддизм
 появляются авторские философские произведения

 основные представления о мире представлены в ведах
 основной религией Индии является брахманизм
 философское мировоззрение не отделяется от мифологического
К формам научного знания относятся 

аксиология 
аналогия 
гипотеза 
факт 
К основным формам теоретического знания относятся

конвенция
наблюдение
закон
гипотеза
проблема 
Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии.

интегрирующей
мировоззренческой
гуманистической
эвристической
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
По мнению автора, немцы считают себя …

«общественными лидерами, идущими в битву»
«учителями мудрости»
«эклектиками и схоластами»
«прирожденными судьями философских предметов»
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. <…> Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. <…> Человек  живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно».
(Ж.-П. Сартр)
Если существование предшествует сущности, то сначала человек является …

личностью
философом
профессионалом
индивидом
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. <…> Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. <…> Человек  живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно».
(Ж.-П. Сартр)
По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, то реальность в …

оправдании
воображении
планировании
действии
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. <…> Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. <…> Человек  живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно».
(Ж.-П. Сартр)
Характеристиками, определяющими человека отрицательно, по мнению автора, являются …

свобода
действие
мечта
ожидание
надежда
Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является философ …

В.С. Соловьёв
А.С. Хомяков
Н.Ф. Фёдоров
Н.А. Бердяев
Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье.
(Марк Аврелий)
Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы …

фрейдизма
киников
марксизма
стоицизма
Автором работы "Размышления о технике" является

В. Соловьев
А. Эйнштейн
К. Маркс
Х. Ортега-и-Гассет
Развитие – это процесс, характеризующийся изменением …

следствия
причины
количества
качества
Основными уровнями познания являются …

теоретический и практический
обыденный и научный
диалектический и метафизический
чувственный и рациональный
Одной из специфических черт русской философской традиции является

скептицизм
материализм
пантеизм
панморализм
Основой самосознания является 

Интуиция
Эмоции
инстинкт
рефлексия
система существенных ,с точки зрения конкретного научного исследования свойств и признаков объекта ,называется

языком науки 
субъектом науки 
методом науки 
предметом исследования
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть

ретроспективностью
историофобией
архаичностью
историософичностью
Характерной чертой научного знания является

бесписьменный характер
несистематизированность 
субъективность
рациональность 
Основными принципами философии конфуцианства являются

Принцип недеяния
Труд для всеобщей пользы
Следование единому пути
Следование ритуалу
Выполнение долга
Человеколюбие
Рациональные аргументы должны …

прояснять значение используемого термина
фиксировать эмпирические знания
не противоречить друг другу
быть истинными
Под активностью сознания понимается его ...

Способность приспосабливаться к действительности
способность отражать бытие с помощью знаковых систем
Созерцательный характер
Избирательность и целенаправленность
Чувственно наглядный образ предметов и явлений действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств называется ...

Интуицией
логикой
фантазией
представлением
С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются ...

абстрактная и конкретная
Априорная и апостериорная
теоретическая и практическая
абсолютная и относительная
Научное допущение или предположение истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью но является возможной или весьма вероятной называется ...

законом
теорией
Понятием
гипотезой
Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств которые позволяют людям использовать естественные материалы явления и процессы для удовлетворения своих потребностей называется ...

Материей
торговлей
наукой
Техникой
Характерной чертой научного мировоззрения является

универсальность
персонализм
абсолютность
объективность
Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется...

деизмом
конвенциализмом
идеализмом
материализмом
основной  чертой мифологического мировоззрения является

критичность
скептицизм
объективность
антропоморфизм
В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название ...

общественного договора
концепта
золотого правила нравственности
категорического императива
деятельность философов эпохи просвещения направленная на критику пороков общества и государства ,существующих на основе церковных установлений может быть обозначена как

апологетика
секуляризация
теодицея
антиклерикализм
Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал ...

русское мессианство
дело социалистической революции
проект строительства коммунизма
проект воскрешения мертвых
Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, - гласит закон ...

отрицания отрицания
метафизики
исключенного третьего
энтропии
Линейная концепция причинности характерна для

диалектики
материализма
синергетики
метафизики
К числу основных шести даршан относятся ... 

чарвака
джайнизм
вайшешика
санкхья
миманса
ньяя
философским направлением разделяющим позицию агностицизма является

диалектический материализм
герменевтика
интуитивизм
конвенционализм