Вопросы по предмету Философия (12882 вопросов)

К представителям постмодернистской философии относится

Вариантов нет. ответ точный.
сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что...

бог умер
бог создает человека по своему образу и подобию
богочеловек совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы
человек создает бога по своему образу и подобию
Основными направлениями онтологии являются 

Эмпиризм 
Гуманизм
Рационализм
Дуализм
Идеализм 
Материализм
По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является 

Религиозное знание
Познание Вселенной как единой органической целостности
Позитивное знание 
Познание человеком самого себя 
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется ...

плюрализмом 
догматизмом
монизмом
дуализмом
Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ ...

Б. Рассел 
Д. Юм
О. Кромвель
Дж. Локк
Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе ...

гегельянства
позитивизма
постмодернизма 
прагматизма
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть ...

историофобией
архаичностью
ретроспективностью
историософичностью
Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется ...

историческим временем 
государственной властью
идеалистическим бытием 
политическим пространством 
Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть ...

воображение
рефлексия
знание
вера
В основе классической концепции истины лежит принцип ... 

субъективности
самоорганизации 
очевидности
соответствия 
Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется ...

скептицизмом
монизмом
агностицизмом
солипсизмом
Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

капитал
разум
полезность
практика
Изображение идеального общественного строя, как уже существовавшей или существующей где-то страны, получило название...

Ноумена
абсолюта
Реализма
утопии
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание.

квазинаучное
псевдонаучное
обыденно-практичное
паранаучное
Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

наблюдением
метафизикой
законом
фактом
Ядром политической сферы общества является(-ются) …

страты
профсоюзы
сословия
государство
Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

производительных сил
социальной мобильности 
классовой борьбы
абсолютной идеи
Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

постмодернизмом
теоцентризмом
деизмом
креационизмом
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Данный отрывок взят из знаменитой книги …

«Метафизика»
«Лунь Юй»
«Декамерон»
«Даодэцзин»
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Данный отрывок принадлежит философии Древнего …

Вариантов нет. ответ точный.
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Автор отрывка отстаивает позицию «недеяния», аргументируя тем, что …

Дао служит опорой всей тьме вещей.
течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого».
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Концепция, с точки зрения которой И. Кант рассматривает время, называется …

реляционной
гносеологической
материалистической
субстанциальной
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в __________ концепцию.

Вариантов нет. ответ точный.
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант)
«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(С.Т. Мелюхин)
Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются …

абсолютность
априорность
необратимость
длительность
С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация...

рассматриваются как синонимы
понимаются как "символы эпохи"
рассматриваются через сублимацию
Противопоставляются друг другу 
Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к ____________ проблемам философии.

искусственным
гносеологическим
праксеологическим
антропологическим
Философом, считающим, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа», является …

 О. Шпенглер
К. Ясперс
П. А Сорокин
А. Тойнби
Идею регресса исторического развития предложил 

Геродот
Вольтер
Аристотель
Гесиод
Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется

Объяснением 
Объективацией
Определением 
Пониманием
основными концепциями происхождения жизни на Земле являются

Ноосфера
Ретроспектива
Панспермия
Абиогенез
Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется

Анализом
Дедукцией 
Описанием
Синтезом
Превращенная форма бытия называется 

Натурфилософией
Смыслом
Материей
Инобытием
европейским мыслителем считавшим, что "в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке", был...

Камю 
Аристотель 
Декарт 
Гете 
термин философия означает

все в твоих руках
познай самого себя
стремление к совершенству
любовь к мудрости 
Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения

славянскую мифологию
евразийство
космополитизм
православие
система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется

языком науки
методом науки
субъектом науки
предметом исследования
Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется

идеализацией
наблюдением
аналогией
экспериментом
Мыслителем, введшим в научный оборот определение «социальная физика» был

К. Поппер
И. Кант
П. Сорокин
О. Конт
автором пассионарной теории этногенеза является

о. шпенглер
к. маркс
м. вебер
л.н. гумилев
к общенаучным методам относятся

анкетирование
препарирование
тестирование
индукция
анализ
абстрагирование
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Говоря о «десакрализованной истории», автор отрывка подразумевает эпоху

Античности
Ренессанса
XVIII века
ХХ века
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю) Данный отрывок взят из работы «______________человек».

Вариантов нет. ответ точный.
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
По мнению автора, немцы считают себя

«учителями мудрости»
«эклектиками и схоластами»
«общественными лидерами, идущими в битву»
«прирожденными судьями философских предметов»
Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии

Материальное единство мира
Природа и иерархия ценностей
Вопрос о границах человеческого знания
Способы достижения истинного знания
основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны...

э. гуссерлем
п. гольбахом
ф.энгельсом
г. гегелем
основной вопрос философии сформулированный в рамках диалектического материализма звучит как вопрос об отношении

Вариантов нет. ответ точный.
первый этап развития философского мировоззрения получил название...

наукоцентризма 
культуроцентризма 
антропоцентризма 
космоцентризма 
Направление в философии считающее духовное первоосновой мира природы сущего называется

 нигилизмом
 натурализмом
материализмом
 идеализмом
центральное место в философской системе в.с. соловьева занимает идея...

радикализма
нигилизма
материи
всеединства