Ответы на тесты по предмету Философия (5856 вопросов)

Родоначальником французского Просвещения является философ

Дж. Вико
П. Гольбах 
Ж.-П. Марат
Ф. Вольтер
Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является 

И. В. Киреевский
И. Ильин
В. Мономах
А. Н. Радищев
Характерными чертами  ведического периода индийской философии являются следующие …

Появляются  авторские философские произведения
основной религией Индии является буддизм
философское мировоззрение не отделяется от мифологического
основные представления о мире представлены в ведах
основной религией Индии является брахманизм
«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.
Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, еще не осмысленный, не соглашенный с прочими, не вошедший в теорию, не уясненный гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без нее бы не существовало ни одной науки.
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенное и только потому влечет за собой пафос, что художник – живая личность; полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для нее самое важное – содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без нее не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.
Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от нее по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика – необходимое условие другой».
(П.Л. Лавров)
В отличие от художественной деятельности, философию интересует(-ют) …

вера
факты
форма
содержание
«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.
Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, еще не осмысленный, не соглашенный с прочими, не вошедший в теорию, не уясненный гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без нее бы не существовало ни одной науки.
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенное и только потому влечет за собой пафос, что художник – живая личность; полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для нее самое важное – содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без нее не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.
Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от нее по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика – необходимое условие другой».
(П.Л. Лавров)
В отличие от религии, существенным признаком философии является …
«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.
Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, еще не осмысленный, не соглашенный с прочими, не вошедший в теорию, не уясненный гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без нее бы не существовало ни одной науки.
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенное и только потому влечет за собой пафос, что художник – живая личность; полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для нее самое важное – содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без нее не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.
Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от нее по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика – необходимое условие другой».
(П.Л. Лавров)
По мнению автора, наука направлена на …

абсолютизацию знания
осмысление нравственного начала в человеке
определение их относительной вероятности
собирание фактов
Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются …

утилитаризм
детерминизм
верификация
фальсификация
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Мировоззренческая концепция о предопределенности и обреченности, которую представляет автор в данном отрывке, называется …

теоцентризмом
детерминизмом
скептицизмом
фатализмом
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Человек, по мнению автора, является …

биосоциальным существом
духовным субъектом
вещью
проектом
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Автор наделяет человека следующими характеристиками …

вещь
обстоятельства
выбор
программа
борьба
проект
Соотнесите имена философов и их высказывания по проблеме истины.
1. Протагор
2. Парменид
3. Ф. Бэкон

«Любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны два противоположных суждения»
«Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна»
«Для овладения истиной вещей следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом»
Основной чертой философского мировоззрения является

конкретность
виртуальность
искусственность
универсализм
Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был

Конфуций
Ф. Бэкон
М. Ломоносов
Р. Декарт
С точки зрения цивилизационного подхода понятия культура и цивилизация ...

рассматриваются через сублимацию
рассматриваются как синонимы
понимаются как "символы эпохи"
противопоставляются друг другу
Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется...

персонализмом
утилитаризмом
космизмом
гуманизмом
В иррационализме важнейшим способом познания признается…

интеллект
интроспекция
мышление
интуиция
Мировоззренческими основами славянофильства являются…

рационализм
демократизм
соборность
мессианизм
консерватизм
«1) Для <> вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы… Для нее вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть сама собой и в то же время иной…
2) Для <> же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, – такие процессы … лишь подтверждают ее собственный метод исследования… Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только <> путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными».
(К. Маркс, Ф. Энгельс)
Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования, как …
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
Основными чертами немецкой философии являются …

футурологичность
практичность
абстрактность
теоретичность
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Говоря о «десакрализованной истории», автор отрывка подразумевает эпоху …

XVIII века
Античности
Ренессанса
ХХ века
«Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …

идеализма
позитивизма
материализма
экзистенциализма
Сходными чертами, присущими и философии и искусству, являются…

опытное научное знание 
теоретические формы освоения мира человеком
целостное восприятие мира 
личностный характер
художественное, образное выражение взглядов
К идеальным объектам научного познания относятся …

бактерия
августовский путч 1991 года
идеал справедливости
геометрическая точка
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках, прежде всего, должен руководствоваться…

личным интересом
логикой
правовыми нормами
совестью
«Если историк желает определить характер нации или эпохи, он первым делом должен составить уравнение, в соответствии с которым развивались отношения между массами и избранными меньшинствами. Полученная формула даст потайной ключ от сердца исторического организма. Есть расы, которые отличаются пугающим изобилием образцовых личностей на фоне убогой, ущербной, непокорной толпы. Типичным примером служит Древняя Греция, и отмеченное обстоятельство как раз явилось причиной ее удивительной исторической нестабильности. Однажды Эллада превратилась в гигантскую фабрику по производству исключительных личностей, вместо того, чтобы удовольствоваться несколькими standards, наладив по ним массовую штамповку. Обладая гениальной культурой, Греция не состоялась как социальный организм, государство. Обратный пример дают Испания и Россия – два полюса великой европейской оси. При всех различиях их сближает то, что обе страны оказались населены расой-народом, иначе говоря, они всегда испытывали недостаток в выдающихся личностях».
Автором отрывка, одним из первых заговорившим об отрицательном влиянии массового сознания на общественный прогресс, является …
Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями, их обозначающими.
1. Первоматерия
2. Эйдос
3. Вещь

цель бытия
небытие
истинное бытие
бытие-становление
Социальная система, по К. Марксу, функционирует в соответствии с объективными законами, определяющими ее структурную иерархию. Расположите структурные элементы общественно-экономической формации в порядке от базиса к надстройке.


производительные силы
производственные отношения
социальные отношения
политические отношения
идеология
Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли ...

субъективный идеализм
критическим рационализмом
диалектическим материализмом
метафизическим материализмом
Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется ...

индукцией
экзистенцией
модификацией
материей
Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется ...

креационизмом
агностицизмом
рационализмом
сенсуализмом
Характерной чертой научного знания является ...

бесписьменный характер
несистематизированность
субъективность
рациональность
Особенностью индустриального общества является ...

ведущая роль церкви в общественной жизни
развитие информационных технологий
ведущая роль сферы услуг
механизация производства
Одной из характерных черт древнекитайской философии является ее принципиальная …

утилитарность
рациональность
нелогичность
традиционность
Количественная мера возможности называется …

причинностью
необходимостью
изменчивостью
вероятностью
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Н. Бердяев
В. Соловьев
З. Фрейд
Ф. Ницше
«Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело» (Платон).
Автор приведенного отрывка является представителем …

материализма
агностицизма
позитивизма
идеализма
Круг перерождений бессмертной души в индуистской традиции называется …

махаяна
пурушта
майа
сансара
К особенностям личностного познания относится …

бесписьменный характер
предсказание процессов и явлений действительности
независимость от культурно-исторических условий
зависимость от способностей субъекта
Одной из характеристик истины является …

постоянность
условность
абстрактность
конкретность
Процесс постижения смысла и значения знаковых систем  называется …

объяснением
определением
объективацией
пониманием
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”.
(Д. Белл)
В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является …

политическая принадлежность
материальный достаток
родство
образование
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Данный отрывок взят из работы «______________ человек».
Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …

аксиологическая
идеологическая
культурно-воспитательная
гносеологическая
Процесс превращения результатов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним, называется …

гуманизацией
социализацией
производством
отчуждением
К идеальным объектам научного познания относятся …

бактерия
августовский путч 1991 года
идеал справедливости
геометрическая точка
«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории <…> я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и наконец, собственная смерть… Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».
В философии истории основными подходами на историческое развитие являются …

практический
стратификационный
цивилизационный
формационный
Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется …

теорией
гипотезой
фактом
догмой
Представителем герменевтической традиции в философии является …

Ж. Деррида
К. Ясперс
З. Фрейд
В. Дильтей
Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется ...

религией 
искусством 
этикой 
мировоззрением 
Основной чертой мифологического мировоззрения является …

 объективность
 скептицизм
 критичность
антропоморфизм
Основателем объективного идеализма является …

 Анаксимен
 Демокрит
 Сократ
 Платон
Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название …

авангардизма
радикализма
историцизма
западничества
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Данный отрывок взят из работы «______________ человек».
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Говоря о «десакрализованной истории», автор отрывка подразумевает эпоху …

 Ренессанса
Античности
XVIII века
ХХ века
характерной чертой научного знания является

 субъективность
 бесписьменный характер
несистематизированность
 рациональность
В наших западных обществах благодаря теории политической свободы в человеческой душе укореняется высокое понятие о человеке и, вследствие практического использования этой свободы, соответственно растет неудовлетворенность своим положением. Фактическая свобода развивается медленнее, чем представления человека о свободе. Из этого наблюдения можно вывести лишь следующее: бунт – это дело человека осведомленного, твердо знающего свои права. В сакрализованном мире нет проблемы бунта, как нет вообще никаких реальных проблем, поскольку все ответы даны раз и навсегда. Но когда человек еще не вступил в сферу священного или уже вышел из нее, он есть вопрошание и бунт, причем вопрошает и бунтует он ради того, чтобы вступить в эту сферу или выйти оттуда. Человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного, требующий человеческого порядка, при котором и ответы будут человеческими, то есть разумно сформулированными. Актуальность проблемы бунта определяется единственно тем, что сегодня целые общества стремятся обособиться от священного. Мы живем в десакрализованной истории. Конечно, человек не сводится к восстанию. Но сегодняшняя история с ее распрями вынуждает нас признать, что бунт – это одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности.
(Альбер Камю)
Автор отрывка считает проблему бунта чрезвычайно актуальной, потому что …

«человек не сводится к восстанию»
 «человек бунтующий есть человек, живущий до или после священного»
«бунт является нашей исторической реальностью»
«бунт – это одно из существенных измерений человека»
Представителями рационализма в философии XVII века являются…

 Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк



 Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

 П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш
 Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие …

 империи
 «третьего Рима»
 коммунизма
 соборности



Субъективный идеализм отождествляет реальность с …

 экзистенцией



 феноменами

 Богом

 опытом
Родоначальником французского рационализма является …

 Ф. Бэкон



 А. Камю
 Аристотель
 Р. Декарт
В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает …

 логическая непротиворечивость



 чувственный опыт
 очевидность
 практика
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

 консенсусом



 онтологией
 практикой
 наблюдением
Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …

 политические партии и профсоюзы



 индивидуальное и общественное сознание
 страты и классы
 производительные силы и производственные отношения
Характерными чертами  ведического периода индийской философии являются следующие …

 основной религией Индии является буддизм




 Появляются  авторские философские произведения
 основные представления о мире представлены в ведах
 основной религией Индии является брахманизм
 философское мировоззрение не отделяется от мифологического
Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются …

 рациональность
 чистота



 самозаконность
 действенность
Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.
1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм
2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения
3. Креационизм, провиденциализм

 научная картина мира
 мифологическая картина мира
 философская картина мира
 религиозная картина мира



Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса …

 «субъективные науки»
 паранауки
 «науки о природе»



 «науки о духе»
Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс
2. Ш. Монтескьё
3. М. Вебер
4. З. Фрейд

 идеалистический детерминизм
 материалистический детерминизм
 географический детерминизм
 теория факторов
 психологический детерминизм




Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …




 Декарт

 Аристотель
 Камю
 Гёте
Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

 субъективный идеализм



 диалектическим материализмом
 критическим рационализмом
 метафизическим материализмом
Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …

 ноосферы



 пассионарности
 общественно-экономических формаций
 культурно-исторических типов
«Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …

 позитивизма



 идеализма
 материализма
 экзистенциализма
Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка,называется …



 методологией
 
 дедукцией
диалектикой
 индукцией
Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был …

 Т. Мальтус
 Г. Гегель
 Д. Белл
 Ш. Монтескье



К философам, разрабатывавшим тему любви в русской философии, относятся …

 Э. В. Ильенков





 Л. И. Шестов
 В. В. Розанов
 С. Л. Франк
Т. Кун вводит в научный оборот понятия:

 интроекция
 фаллибилизм
 нормальная наука



 парадигма
Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью «открытости» общества: 1. Закрытое общество 2. Открытое общество 3. Условно открытое общество

 первобытное общество
 классовое общество



 кастовый строй
 сословное общество

Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью «открытости» общества:
1. Закрытое общество
2. Открытое общество
3. Условно открытое общество

 первобытное общество
 кастовый строй
 классовое общество



 сословное общество
Задачами научного познания являются …

 абсолютизация знания
 одухотворенность человека
 предвидение будущего



 объяснение объективных законов действительности
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
По мнению автора, немцы считают себя …

 «эклектиками и схоластами»
 «общественными лидерами, идущими в битву»
 «учителями мудрости»
 «прирожденными судьями философских предметов»




«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как …
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу».
(П.Л. Лавров)
Основными чертами немецкой философии являются …

 практичность
 футурологичность
 абстрактность



 теоретичность
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Мировоззренческая концепция о предопределенности и обреченности, которую представляет автор в данном отрывке, называется …

 теоцентризмом



 скептицизмом
 детерминизмом
 фатализмом
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Человек, по мнению автора, является …

 биосоциальным существом
 вещью
 духовным субъектом
 проектом



«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещен, – это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я – это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить – независимо от того, больное оно или здоровое. Но я – и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нее рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я – это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его – в другом».
(Х. Ортега-и-Гассет)
Автор наделяет человека следующими характеристиками …

 обстоятельства
 выбор
 вещь
 программа





 проект
 борьба
Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и  несводимых друг к другу субстанций, называется …

 рационализмом
 метафизикой
 монизмом
 плюрализмом



Основоположником теории общественного договора является философ …

 Аристотель



 У. Джеймс
 Дж. Милль
 Т. Гоббс
Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы …

 теологизма



 неоплатонизма
 футуризма
 неотомизма
Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к …


 XX веку


 XIX веку
 VI веку до н. э.
 XI–XII векам
Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется …

 душой



 духом
 психикой
 сознанием
Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был …

 Конфуций



 М. Ломоносов
 Ф. Бэкон
 Р. Декарт
Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.

 утопического



 феноменологического
 экономического
 теологического
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

 В. Соловьев


 З. Фрейд
 Н. Бердяев
 Ф. Ницше
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Данный отрывок принадлежит философии Древнего …
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Автор отрывка отстаивает позицию «недеяния», аргументируя тем, что …

 Дао служит опорой всей тьме вещей.



 течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
 того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого».
 только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду. Дао служит опорой всей тьме вещей, благодаря ему они появляются на свет, но о нем невозможно поведать. Оно успешно действует повсюду, но не имеет славы. Одевает и вскармливает всю тьму вещей, но не считает себя их хозяином. Того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого». Того, к кому стекаются все существа, но кто не считает себя их хозяином, можно назвать «достигшим великого». Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
(Лао Цзы)
Автор отрывка отстаивает позицию «недеяния», аргументируя тем, что …

 Дао служит опорой всей тьме вещей.



 течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
 того, кто неустанно освобождается от стремлений, можно назвать «достигшим малого».
 только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования, может достичь величия.
Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …

 общественно-экономических формаций
 ноосферы
 пассионарности
 культурно-исторических типов



Главным отличием веры от  знания является …

 объективность познания
 доказательность
 проверяемость
 субъективная значимость



Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …

 политические партии и профсоюзы



 страты и классы
 индивидуальное и общественное сознание
 производительные силы и производственные отношения
К проявлениям духовного аспекта свободы относится …

 свобода участия в общественных объединениях
 свобода слова
 свобода трудовой деятельности



 возможность самому создавать духовные ценности