(1)Пока живет человек, будет жить и сказка. (2)Потому что сказка – наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. (3)Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. (4)Чаяния счастья и справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть. (5)Они двигают жизнь, они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство… (6)Если мы представим себе, что человек потеряет способность стремиться к счастью и справедливости и мечтать, то тотчас остановится движение жизни, исчезнут героизм и трудовой подвиг, замрет искусство, зачахнет наука, и человечество погрузится в растительное и бесцельное существование.
(7)Способность к мечте создала почти все то ценное, что нас окружает, начиная от прекрасного по своим душевным качествам человека и кончая передачей изображения на расстояние и возможностью слышать человеческий голос из Москвы в хижине канадского лесоруба или в пустынях Австралии.
(8)Мысль о том, что сказка говорит о несбыточном, что она – только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших отдаленных предков, но не для нас.
(9)Мы живем в мире сбывшихся сказок. (10)За последние десятилетия человек научился летать по воздуху со скоростью звука, проплывать под водой тысячи километров, видеть на огромные расстояния в темноте, проникать взором через непроницаемые раньше преграды, закреплять и передавать потомкам такую мимолётную вещь, как звук своего голоса, вести разговор через океаны и горы, выращивать исполинские деревья, менять географию земного шара, на месте сухих степей создавать великие озёра-моря, превращать в свет, тепло и движение воды рек, ветер, силу взрыва, – иначе говоря, человек стал всемогущим, и нет такой сказки, которая не оказалась бы через некоторое количество лет былью.
(11)Но сказка выражает мечту человека не только о покорении себе всех сил природы, но и о совершенстве человеческих отношений.
(12)Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. (13)Тогда только он имеет право носить это высокое звание – человек. (14)Об этом тоже говорят сказки. (15)И не только сказки, но и всё искусство. (16)Потому что нет такого подлинного писателя, поэта, художника или композитора, который бы не стремился обогатить духовный мир человека и тем самым поднять его ещё на одну более высокую ступень. (17)В этом – назначение и сила искусства.
(18)Наконец, сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь человека к природе. (19)Человек в сказке окружён могучей природой – дремучими лесами, широкими реками, глубокими морями, волшебными травами. (20)Сказочные страны полны пересвистом птиц, запахами цветов, журчанием холодных ключей, весёлым шумом листвы, радугами, солнечным светом, игрою звёзд и звериными тропами.
(21)Это ощущение так сильно и по существу правдиво, что, раз появившись, не может исчезнуть из нашего сознания, и, обогатившись им, мы видим нашу родную природу во много раз более прекрасной и интересной, чем раньше.
(22)Нам через сказку передаётся богатейший опыт познания и природы и человека, накопленный нашим народом за многие столетия его исторической жизни.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
К. Г. Паустовский рассуждает о роли сказки в жизни человека.
Говоря о сказке как воплощённой в поэтической форме мечте человека о прекрасном, автор использует такой приём, как ______ (нет такой сказки, которая не оказалась бы … былью в предложении 10). Ни одно из произведений Паустовского не обходится без таких тропов, как _______ (замрёт искусство, зачахнет наука в предложении 6) и _______ (дремучими лесами, волшебными травами в предложении 19). Разнообразен синтаксический строй текста. Для него характерны сложные синтаксические конструкции, а в простых предложениях часто встречаются _______ (предложения 10, 11, 19, 20).
Список терминов:
1) антитеза
2) вопросительное предложение
3) градация
4) метафора
5) олицетворение
6) риторический вопрос
7) ряды однородных членов
8) эпитеты
9) сравнение