Ответы на тесты по предмету Русский язык (17337 вопросов)

Слово вокруг является предлогом в предложениях

Вокруг не было ни души
Стало тихо вокруг
Синцов бродил вокруг танков
Вокруг дома росли берёзы
Словоизменительными категориями глагола являются категории

Вида
Лица
Наклонения
Времени
Подстилями публицистического стиля являются

дипломатический
научно-популярный
Публицистическая журнальная проза
"язык газеты"
Важными условиями поддержания внимания аудитории являются

Монотонность речи
Однообразная жестикуляция
Содержательность выступления 
Выразительность речи
Основными особенностями языка рекламы являются 

 стандартизованность
Лаконичность, синтаксическая расчленённость 
 диалогичность
  образность, афористичность 
Правильно выделен ударный гласный во всех формах слов, представленных в рядах

 прибыл – прибыла – прибыло – прибыли
 холоден – холодна – холодно – холодны
 проклял – прокляла – прокляло – прокляли
 жирен – жирна – жирно – жирны 
Частица не пишется в предложениях 

 Кого н.. возьми на заводе, у каждого есть какая-нибудь не сразу заметная, особенная сторона жизни.
 Куда он только н.. обращался! 
 Я н.. раз видел этого человека. 
 У Марьи Ивановны н.. было на свете ни одного родного человека. 
Краткие прилагательные изменяются по 

Падежам
Лицам
Числам
Родам

В предложенном тексте нарушается такое качество хорошей речи, как …

Ну, для установления контакта с аудиторией нужно учитывать её особенности. Значит, к ним относятся возраст слушателей, также их пол, возраст, также уровень образования, профессиональные интересы. Также выступающий должен знать особенности психологии слушателя.

точность
логичность
выразительность
чистота
Проанализируйте словарную статью и выполните задание.
Криминог`енный, -ая, -ое (спец.). Способный привести к преступлениям. Криминогенная обстановка. Криминогенная ситуация. // сущ. криминогенность, -и, ж.

Информация, данная о слове, представлена в ____________ словаре.

синонимическом
словообразовательном
орфографическом
толковом
Правильно выделен ударный гласный в родительном падеже единственного числа обоих существительных, представленных в рядах 

шприц – шприца, шест – шеста
шарф – шарфа, гриб – гриба
бинт – бинта, ковш – ковша
зонт – зонта, пруд – пруда
Правильно выделен ударный гласный в родительном падеже множественного числа обоих существительных, представленных в рядах …

новостей, местностей
прибылей, областей
должностей, отраслей
степеней, повестей
Согласный перед е произносится мягко в слове

пастель
экстерн
бижутерия
брюнет
Согласный перед е произносится твёрдо в слове …

дефицит
академия
пресса
свитер
Значение «средство массовой информации в сети Интернет со своим электронным адресом» является одним из значений многозначного слова

браузер
сеть
сервис
сервер
Значение «явление типичное, характерное для того или иного времени» имеет фразеологизм

час пик
золотое время
звёздный час
знамение времени
В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

висеть над душой
давать задний ход
хоть лоб расшиби
дух времени
Правильные формы родительного падежа множественного числа существительных использованы в словосочетаниях ряда

много грузинов, жить среди болгар
триста грамм, пять гектар
килограмм помидор, ящик мандарин
пара чулок, нет носков
Неправильно образована форма родительного падежа множественного числа у слова …

полотенце – полотенец
помидор – помидоров
носок – носков
армянин – армянов
Правильные формы числительных использованы в словосочетании …

четверо докторов
пятеро девушек
у обоих сестёр
трое мужчин
Правильная форма составного количественного числительного использована в словосочетании

вместо четыреста восемьдесят четырёх страниц
без тысяча триста пятидесяти трех рублей
с тысячей семьсот двадцать тремя килограммами
до пятисот семидесяти пяти минут
Неправильные формы личного местоимения 3-го лица использованы в ряду …

вокруг неё
согласно ему
напротив них
моложе неё
Норма употребления предлогов нарушена в словосочетании …

вопреки вашему совету
сообразно интересам студентов
согласно правилам внутреннего распорядка университета
наперекор здравого смысла
Грамматическая ошибка допущена в предложении

Думаю, нельзя стараться оправдать собственные ошибки
Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают
Боясь ошибиться, докладчик стал читать текст своего выступления
А потом Виктор проводил Свету до своего дома
Правильная форма прилагательного использована в словосочетании …

две интересных девушки
три старых кровати
три новые учреждения
два деревянных стола
Речевая ошибка обнаруживается в предложении …

 Фирмы, производящие автомобили, организовывали гонки для рекламы и испытательных пробегов своих машин.
В настоящее время почти на всех автомобилях двигатель устанавливается в передней части.
На самых первых автогонках соревновались обычные машины, но вскоре на старт стали выходить настоящие гоночные автомобили.
Седан, или лимузин, считается одним из самых популярнейших видов автомобиля.
Одна и та же буква пишется во всех словах, представленных в ряду …

пр..вилегия, пр..зентабельный, пр..емственность (поколений)
непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..митивный
сгущ..нка, парч..вый, расч..ска
мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба
Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Осталась от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки
Предание гласит, что, когда князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжёлых латах, он вдруг почувствовал под ногами камень
Гипертекст можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения
Сегодня когда цивилизация ориентирована на зрительные образы, компьютер может быть нашим спасением, так как снова возвращает людей в мир слов
Тире на месте скобок следует поставить в предложении …

А орешки не простые, все скорлупки () золотые.
Электрический свет () словно жидкий янтарь.
Чтение () есть окошко в мир, важнейший инструмент учения.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас () величайший дар, доставшийся нам от поры детства.
Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях

Сейчас он стоит около своей коллекции и объясняет что-то официальному оппоненту
Рецензент доказывал, что книга представляет собойкомпиляцию, а местами и прямой плагиат
Особняк в стиле Ренесанса с колоннадой и подвеснымигаллереями расположился на склоне горы
Иванов сходил с трибуны с видом победителя, не замечая, чтоскомпроментировал себя необдуманной импровизацией
Орфографическая ошибка допущена при написании выделенного слова в предложении …

Боцман всё-таки поступил по-своему.
Разговор поначалу был сугубо служебный.
Вслед за машинами на гору врассыпную взбиралась пехота.
В дали мелькнул парус.
Верным является утверждение, согласно которому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если …

вторая часть содержит результат действия первой части
первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части
во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части
вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части
Аналитические формы повелительного наклонения имеются в предложениях …

Погуляйте-ка подольше.
Идите же быстрее!
Пусть они придут вечером.
Давайте сходим в театр!
Выделенные слова являются предлогами в предложениях

Автор внёс изменения в продолжение романа
Песчаная коса сильно вдавалась в течение реки
Я стал припоминать, куда ходил в течение дня
Невыносимая жара стояла в продолжение всего лета
Все слова являются числительными в рядах …

тройка, три, трижды
впятером, пятый, пятёрка
пять, пятьсот, пятеро
две третьих, третий, тридцать
Жанрами научного стиля, в которых дается характеристика научного произведения, являются …

реферат
тезисы
отзыв
рецензия
Верными являются утверждения, согласно которым

один из признаков публицистического стиля – официальный характер изложения
в публицистическом стиле не употребляются оценочные слова
 в публицистических текстах описываются социально значимые события
адресат публицистического текста является массовым
К функциональным чертам разговорного стиля речи относятся

строгая логичность изложения
использование тропов и фигур речи
конкретная персональная адресность речи
наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи
В официально-деловых текстах широко употребляются …

жаргонные слова
разговорные слова
профессиональные термины
слова-канцеляризмы
Важными условиями поддержания внимания аудитории являются

монотонность речи
однообразная жестикуляция
выразительность речи
содержательность выступления
К числу приёмов привлечения внимания аудитории относятся …

выражение недовольства чем-либо
извинение по какому-либо поводу
возбуждение любопытства
использование цитат
Языковыми средствами привлечения внимания в рекламном слогане «Не окажитесь в безВАЗдушном пространстве!» (реклама автомобилей ВАЗ) являются

персонификация
нарушение норм орфографии
восклицательное предложение
фонетическое созвучие
К числу основных принципов делового этикета относятся …

умение использовать свой авторитет, а не аргументы
умение признавать ошибки
соблюдение дистанции между работниками, занимающими разное служебное положение
вежливое и уважительное отношение к партнёру
Неправильно выделен ударный гласный в словах, представленных в предложениях …

Предложение было отклонено.
В комнате были включены лампы.
Облегчен процесс оформления бумаг.
Пожаром нанесен ущерб.
Слитно пишутся все слова в рядах …

приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу
проехать (пол)Европы, уйти (по)одиночке
(полу)кислое яблоко, бороться (в)рукопашную
(Восточно)американское побережье, (в)следствие болезни
Слитно пишутся все слова, представленные в рядах

жить (по)походному, (древне)русский
(по)одиночке, идти (по)двое
(книго)торговля, (индо)китайский
(пол)света, (на)встречу мне
Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, р а з -р я д к а, шрифт и др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. (2)Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. (3)Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) и выделение (парные знаки).
(4) < … >, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяют в предложении какой-либо компонент.
     (5)В последнее время расширился набор пунктуационных знаков и графических средств (их можно объединить общим названием – метаграфемы), употребляемых в текстах. (6)Тот, кто использует компьютер для редактирования текста, хорошо представляет себе новые возможности, которые в настоящее время предоставлены широкому пользователю для графической обработки текста. (7)В процессе создания текста пишущий выбирает не только способы передачи своих мыслей, но и их «упаковки», а также средства, которые будут воздействовать на читателя. (8)Каждый язык предоставляет автору текста для передачи информации огромные возможности не только в выборе средств языка, но и в их создании.

Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – С. 337–338.
На месте угловых скобок в предложении 4 должно стоять вводное слово

очевидно
вероятно
итак
например
Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, р а з -р я д к а, шрифт и др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. (2)Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. (3)Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) и выделение (парные знаки).
(4) < … >, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяют в предложении какой-либо компонент.
     (5)В последнее время расширился набор пунктуационных знаков и графических средств (их можно объединить общим названием – метаграфемы), употребляемых в текстах. (6)Тот, кто использует компьютер для редактирования текста, хорошо представляет себе новые возможности, которые в настоящее время предоставлены широкому пользователю для графической обработки текста. (7)В процессе создания текста пишущий выбирает не только способы передачи своих мыслей, но и их «упаковки», а также средства, которые будут воздействовать на читателя. (8)Каждый язык предоставляет автору текста для передачи информации огромные возможности не только в выборе средств языка, но и в их создании.

Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – С. 337–338.
Формы глаголов-паронимов употреблены в предложении

8
7
3
6
Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, р а з -р я д к а, шрифт и др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. (2)Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. (3)Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) и выделение (парные знаки).
(4) < … >, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяют в предложении какой-либо компонент.
     (5)В последнее время расширился набор пунктуационных знаков и графических средств (их можно объединить общим названием – метаграфемы), употребляемых в текстах. (6)Тот, кто использует компьютер для редактирования текста, хорошо представляет себе новые возможности, которые в настоящее время предоставлены широкому пользователю для графической обработки текста. (7)В процессе создания текста пишущий выбирает не только способы передачи своих мыслей, но и их «упаковки», а также средства, которые будут воздействовать на читателя. (8)Каждый язык предоставляет автору текста для передачи информации огромные возможности не только в выборе средств языка, но и в их создании.

Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – С. 337–338.
Правило: «Краткие формы страдательных причастий пишутся с одной буквой н» – применимо в предложении 3 к слову
Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, р а з -р я д к а, шрифт и др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. (2)Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. (3)Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) и выделение (парные знаки).
(4) < … >, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяют в предложении какой-либо компонент.
     (5)В последнее время расширился набор пунктуационных знаков и графических средств (их можно объединить общим названием – метаграфемы), употребляемых в текстах. (6)Тот, кто использует компьютер для редактирования текста, хорошо представляет себе новые возможности, которые в настоящее время предоставлены широкому пользователю для графической обработки текста. (7)В процессе создания текста пишущий выбирает не только способы передачи своих мыслей, но и их «упаковки», а также средства, которые будут воздействовать на читателя. (8)Каждый язык предоставляет автору текста для передачи информации огромные возможности не только в выборе средств языка, но и в их создании.

Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – С. 337–338.
В предложении 3 знаки препинания ставятся согласно правилам

обособление уточняющих второстепенных членов
разделение частей бессоюзного сложного предложения
разделение однородных членов
разделение частей сложноподчинённого предложения
Публицистическому стилю свойственны …

подчёркнутая логичность изложения
стилевая окраска долженствования, предписания
поиск новых средств выразительности, которые нередко становятся стандартом
сочетание экспрессии и стандарта
Правильно выделен ударный гласный в родительном падеже множественного числа обоих существительных, представленных в ряду …

новостей, местностей
степеней, повестей
прибылей, областей
должностей, отраслей
За рамками литературного языка находятся все слова в ряду …

невежа, продвинутый, верста
гамбургер, тонер, сервер
 предки, градостроительство, благо
крезанутый,  ништяк, лохануться
Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетании …

вопреки наступившим заморозкам
благодаря заботам матери
согласно принятой резолюции
согласно результатов эксперимента
Как лексические квалифицируются ошибки, связанные с нарушением …

норм литературного произношения
правил расстановки знаков препинания
норм орфографии
норм лексической сочетаемости
Слово вокруг является предлогом в предложениях …

Стало тихо вокруг
Вокруг не было ни души
Вокруг дома росли берёзы
Синцов бродил вокруг танков
Стилевыми чертами научного стиля являются …

стандартизированность
 предписующе-долженствующий характер
логичность изложения
объективность
Лексика разговорного стиля представлена в рядах …

рейтинг, интриговать
академизм, возмужать
каверзник, вкривь
ахать, пятиэтажка
Текст коммерческого письма может быть написан …

от третьего лица множественного числа: Просят Вас выслать …»
от первого лица множественного числа: «Просим Вас выслать …»
от первого лица единственного числа: «Прошу Вас выслать …»
от третьего лица единственного числа: «Производственное объединение «Ремонтник» просит выслать …»
Для выражения отказа при ведении деловых телефонных разговоров используются этикетно-речевые формулы …

Я не знаю.
Нам это не интересно.
Сейчас мы занимаемся деятельностью иного профиля.
В настоящее время это довольно сложно, однако …
Правильно выделен ударный гласный во всех формах слов, представленных в рядах …

 редок – редка – редко – редки
взял – взяла – взяло – взяли
весел – весела – весело – веселы
принял – приняла – приняло – приняли
Правильно выделен ударный гласный во всех формах слов, представленных в рядах …

холоден – холодна – холодно – холодны
прибыл – прибыла – прибыло – прибыли
проклял – прокляла – прокляло – прокляли
жирен – жирна – жирно – жирны
Ошибки допущены при написании прописной и строчной буквы в рядах …

Великая Отечественная война
Театр драмы и комедии на Таганке
Мариинский Театр оперы и балета
Туманность Андромеды
Прочитайте текст и выполните задания.

     (1)В современной лингвистической литературе слово жаргонобычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.
     (2)Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. (3)В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон – «тайный» язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». (4)Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью.
     (5)Часто говорят и пишут о молодёжном жаргоне. (6)Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. (7)Молодёжь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. (8)В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы и в какой-то мере жаргонизмы. (8)Применяются эти слова бездумно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего.
     (9)Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка.

Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 96–97.
Противоречит содержанию текста утверждение, согласно которому жаргон …

находится за пределами литературного языка
имеет социальные корни
включает в себя стилистически сниженную лексику
является частью литературного языка
Прочитайте текст и выполните задания.

     (1)В современной лингвистической литературе слово жаргонобычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.
     (2)Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. (3)В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон – «тайный» язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». (4)Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью.
     (5)Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. (6)Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. (7)Молодёжь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. (8)В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы и в какой-то мере жаргонизмы. (8)Применяются эти слова бездумно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего.
     (9)Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка.

Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 96–97.
Необособленное определение, выраженное причастным оборотом, имеется в предложении …

3
7
9
4
Прочитайте текст и выполните задания.

     (1)В современной лингвистической литературе слово жаргонобычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.
     (2)Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. (3)В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон – «тайный» язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». (4)Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью.
     (5)Часто говорят и пишут о молодёжном жаргоне. (6)Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. (7)Молодёжь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. (8)В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы и в какой-то мере жаргонизмы. (8)Применяются эти слова бездумно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего.
     (9)Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка.

Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 96–97.
В тексте употреблены производные предлоги …
(Ответ запишите в форме, данной в тексте, через запятую, с использованием пробелов)
Прочитайте текст и выполните задания.

     (1)В современной лингвистической литературе слово жаргонобычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.
     (2)Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. (3)В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон – «тайный» язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». (4)Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью.
     (5)Часто говорят и пишут о молодёжном жаргоне. (6)Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. (7)Молодёжь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. (8)В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы и в какой-то мере жаргонизмы. (8)Применяются эти слова бездумно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего.
     (9)Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка.

Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 96–97.
В предложении 3 знаки препинания ставятся согласно правилам …

постановка тире в бессоюзном сложном предложении
 обособление определения
разделение частей сложноподчинённого предложения
постановка тире между подлежащим и сказуемым
существительным женского рода является имя собственное

хоккайдо
 миннесота
дели
гоби
Речевая ошибка допущена в предложении:

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия
Ты куда течёшь, речка малая, доброту свою сохраняя?
Предложенное в статье решение кажется проблематичным
С героем фильма постоянно происходят романтические истории.
В деловой документации не используются …

глаголы со значением долженствования и предписания
профессиональные термины
многозначные слова
слова в переносном значении
сколько букв в русском алфавите?



 Укажите троп речи, которому соответствует определение:… - переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

метафора
синекдоха
эпитет
метонимия
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мужчина боялся (1) что (2) если спросить её о чём-либо (3) то она опять отвлечётся от основной линии повествования (4) и поэтому он молча ждал продолжения рассказа.

1, 2, 3
1, 2, 3, 4
1, 3
1, 3, 4
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Школьники приобретают ПРАКТИЧЕСКИЕ умения и навыки, которые пригодятся им в жизни.
Алексей был КОРЕННЫМ жителем Москвы.
Ещё в молодости у него проявился талант ДРАМАТИЧЕСКОГО актёра.
Почва на этом участке дороги КАМЕННАЯ и с трудом поддаётся обработке.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прогуливаясь по парку,

сотни разноцветных листьев падали с деревьев.
под ногами шуршала опавшая листва.
нам понравились красивые клумбы.
мы слышали шуршание опавших листьев.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Андрей начал кормить орешками белку, спустившуюся с дерева на его плечо.
Альпинисты поднимались на гору, сплошь покрытую снегом и льдом.
Побывавшие на выставке импрессионистов ученики остались довольны экскурсией.
Желающие студенты получить путёвку, должны написать заявление.
(1)… (2)Это величественное красивое дерево приковывает к себе всё ваше внимание. (3)Ему не страшны ни сильный ветер, ни летняя гроза, поэтому стало оно символом славы и силы. (4)Да, конечно, это дуб. (5)Не только своим внешним видом производит дуб впечатление силы и крепости. (6)Прочна и не подвержена порче древесина этой ценной породы дерева. (7)______ даже попав в воду, дубовая древесина не гниёт, а становится ещё твёрже, прочнее, при этом приобретает чёрную окраску.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

ему не страшны (предложение 3)
дуб производит (предложение 5)
древесина не гниёт (предложение 7)
оно стало символом (предложение 3)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мой конь (1) храпевший (2) и настораживавший уши (3) постукивал копытом в обнажившиеся корни (4) прислушиваясь к гулко щёлкающему лесному эху.

1, 2, 3, 4
1, 2, 3
1, 2, 4
1, 3, 4
Формообразующие суффиксы имеются во всех словах ряда

вернейший, верный, верил
желтизна, пожелтевший, желток
поглупев, глупость, глупец
побелел, белеющий, белее
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дошедший до нас список «Слова о полку Игореве» создан (1) видимо (2) в пределах Новгородской области и (3) возможно (4) потому отражает фонетические особенности севернорусских говоров.

1, 2
1, 2, 4
3, 4
1, 2, 3, 4
Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – лесной употреблены правильно

Лесистые рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.
Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую леснымисопками бухту.
Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной.
Над лесным горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне,когда я больше уже ничего не помнил
(1) … (2) Большая удалённость космических фотоаппаратов от объектов съёмки проявляет скрытые под внешними формами рельефа глубинные структуры – линейные и кольцевые разломы коры, распространение мелких трещин, спрятанные под землёй куполовидные складки.
(3) Многие из этих погребённых образований так или иначе связаны с месторождениями полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. (4) Специалисты на основе спутниковых снимков построили космотектоническую карту нефтегазоносных областей Сибири. (5) ____ на ней, кроме уже известных и разрабатываемых месторождений, отражены также и районы, перспективные для разведки углеводородного сырья.
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

сложносочинённое
сложное бессоюзное
сложноподчинённое
простое осложнённое
(1) … (2)Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3)Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4)Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5)Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6)______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

мы с вами помогаем расселяться (и) осваивать
мы помогаем
мы помогаем расселяться (и) осваивать
мы с вами помогаем
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Светлые капли росы висят на концах стеблей (1) и (2) срываясь (3) падают на землю (4) вспотевшую в жарком сне.

1, 2, 3
1, 3, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
         (1)Пока живет человек, будет жить и сказка. (2)Потому что сказка – наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. (3)Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. (4)Чаяния счастья и справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть. (5)Они двигают жизнь, они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство… (6)Если мы представим себе, что человек потеряет способность стремиться к счастью и справедливости и мечтать, то тотчас остановится движение жизни, исчезнут героизм и трудовой подвиг, замрет искусство, зачахнет наука, и человечество погрузится в растительное и бесцельное существование.
          (7)Способность к мечте создала почти все то ценное, что нас окружает, начиная от прекрасного по своим душевным качествам человека и кончая передачей изображения на расстояние и возможностью слышать человеческий голос из Москвы в хижине канадского лесоруба или в пустынях Австралии.
          (8)Мысль о том, что сказка говорит о несбыточном, что она – только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших отдаленных предков, но не для нас.
          (9)Мы живем в мире сбывшихся сказок. (10)За последние десятилетия человек научился летать по воздуху со скоростью звука, проплывать под водой тысячи километров, видеть на огромные расстояния в темноте, проникать взором через непроницаемые раньше преграды, закреплять и передавать потомкам такую мимолётную вещь, как звук своего голоса, вести разговор через океаны и горы, выращивать исполинские деревья, менять географию земного шара, на месте сухих степей создавать великие озёра-моря, превращать в свет, тепло и движение воды рек, ветер, силу взрыва, – иначе говоря, человек стал всемогущим, и нет такой сказки, которая не оказалась бы через некоторое количество лет былью.
          (11)Но сказка выражает мечту человека не только о покорении себе всех сил природы, но и о совершенстве человеческих отношений.
          (12)Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. (13)Тогда только он имеет право носить это высокое звание – человек. (14)Об этом тоже говорят сказки. (15)И не только сказки, но и всё искусство. (16)Потому что нет такого подлинного писателя, поэта, художника или композитора, который бы не стремился обогатить духовный мир человека и тем самым поднять его ещё на одну более высокую ступень. (17)В этом – назначение и сила искусства.
          (18)Наконец, сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь человека к природе. (19)Человек в сказке окружён могучей природой – дремучими лесами, широкими реками, глубокими морями, волшебными травами. (20)Сказочные страны полны пересвистом птиц, запахами цветов, журчанием холодных ключей, весёлым шумом листвы, радугами, солнечным светом, игрою звёзд и звериными тропами.
          (21)Это ощущение так сильно и по существу правдиво, что, раз появившись, не может исчезнуть из нашего сознания, и, обогатившись им, мы видим нашу родную природу во много раз более прекрасной и интересной, чем раньше.
           (22)Нам через сказку передаётся богатейший опыт познания и природы и человека, накопленный нашим народом за многие столетия его исторической жизни.
(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
   Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
    Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

К. Г. Паустовский рассуждает о роли сказки в жизни человека.
Говоря о сказке как воплощённой в поэтической форме мечте человека о прекрасном, автор использует такой приём, как ______ (нет такой сказки, которая не оказалась бы … былью в предложении 10). Ни одно из произведений Паустовского не обходится без таких тропов, как _______ (замрёт искусство, зачахнет наука в предложении 6) и _______ (дремучими лесами, волшебными травами в предложении 19). Разнообразен синтаксический строй текста. Для него характерны сложные синтаксические конструкции, а в простых предложениях часто встречаются _______ (предложения 10, 11, 19, 20).

Список терминов:
1) антитеза
2) вопросительное предложение
3) градация
4) метафора
5) олицетворение
6) риторический вопрос
7) ряды однородных членов
8) эпитеты
9) сравнение
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Трудно себе представить муки, которые при этом испытывал Гарик.
Мы очень быстро нашли лодочника, который перевёз нас на другой берег реки.
На зелёных кустах, которые смотрелись в воду, сверкала утренняя роса.
Цветут ярко-фиолетовые снежные примулы, все корни которых погружены в ледяную воду ручьёв.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Настоящей актёрской техники у меня не было, ПО(ЧЕМУ) мне приходилось затрачивать много усилий ВО(ВРЕМЯ) репетиций.
В(ДАЛИ) зеленеющих полей мелькнула знакомая фигура, и я НА(ХОДУ) окликнул старого знакомого.
Ты произнёс свои слова так, КАК(БУДТО) ты не признаёшь теней, а ТАК(ЖЕ) зла.
Люди были измучены В(ВИДУ) недостатка продовольствия, и В(ПОСЛЕДСТВИИ) нам пришлось изменить маршрут.
         (1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
          (3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
          (9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
          (14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
          (16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании НЫНЕ ВОЗЛАГАЮТСЯ (предложение 5). Название способа связи введите в поле ответов.
         (1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
          (3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
          (9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
          (14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
          (16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
   Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
    Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В. А. Сухомлинский – прекрасный публицист, и это подтверждают его размышления о роли русского языка.
Привлечь внимание читателя и усилить эмоционально-экспрессивное звучание текста помогают такие лексические средства, как ______ (в предложениях 2 и 5) и _____ (толстокожесть, чёрствость, бескультурье в предложении 12).
Для синтаксического строя текста характерны многочисленные ______ (предложения 4, 10, 11, 12), а также ____ (предложения 5–8).

Список терминов:
1) синонимы
2) анафора
3) антитеза
4) градация
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
8) синтаксический параллелизм
9) эпитеты
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Опыт древнейших строителей (1) великолепные здания (2) которых (3) живут века (4) нужен современным архитекторам.

2, 4
1, 2, 3, 4
1, 3
1, 4
         (1)Пока живет человек, будет жить и сказка. (2)Потому что сказка – наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. (3)Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. (4)Чаяния счастья и справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть. (5)Они двигают жизнь, они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство… (6)Если мы представим себе, что человек потеряет способность стремиться к счастью и справедливости и мечтать, то тотчас остановится движение жизни, исчезнут героизм и трудовой подвиг, замрет искусство, зачахнет наука, и человечество погрузится в растительное и бесцельное существование.
          (7)Способность к мечте создала почти все то ценное, что нас окружает, начиная от прекрасного по своим душевным качествам человека и кончая передачей изображения на расстояние и возможностью слышать человеческий голос из Москвы в хижине канадского лесоруба или в пустынях Австралии.
          (8)Мысль о том, что сказка говорит о несбыточном, что она – только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших отдаленных предков, но не для нас.
          (9)Мы живем в мире сбывшихся сказок. (10)За последние десятилетия человек научился летать по воздуху со скоростью звука, проплывать под водой тысячи километров, видеть на огромные расстояния в темноте, проникать взором через непроницаемые раньше преграды, закреплять и передавать потомкам такую мимолётную вещь, как звук своего голоса, вести разговор через океаны и горы, выращивать исполинские деревья, менять географию земного шара, на месте сухих степей создавать великие озёра-моря, превращать в свет, тепло и движение воды рек, ветер, силу взрыва, – иначе говоря, человек стал всемогущим, и нет такой сказки, которая не оказалась бы через некоторое количество лет былью.
          (11)Но сказка выражает мечту человека не только о покорении себе всех сил природы, но и о совершенстве человеческих отношений.
          (12)Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. (13)Тогда только он имеет право носить это высокое звание – человек. (14)Об этом тоже говорят сказки. (15)И не только сказки, но и всё искусство. (16)Потому что нет такого подлинного писателя, поэта, художника или композитора, который бы не стремился обогатить духовный мир человека и тем самым поднять его ещё на одну более высокую ступень. (17)В этом – назначение и сила искусства.
          (18)Наконец, сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь человека к природе. (19)Человек в сказке окружён могучей природой – дремучими лесами, широкими реками, глубокими морями, волшебными травами. (20)Сказочные страны полны пересвистом птиц, запахами цветов, журчанием холодных ключей, весёлым шумом листвы, радугами, солнечным светом, игрою звёзд и звериными тропами.
          (21)Это ощущение так сильно и по существу правдиво, что, раз появившись, не может исчезнуть из нашего сознания, и, обогатившись им, мы видим нашу родную природу во много раз более прекрасной и интересной, чем раньше.
           (22)Нам через сказку передаётся богатейший опыт познания и природы и человека, накопленный нашим народом за многие столетия его исторической жизни.
(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Предложения 12–13 объясняют и подтверждают суждение, высказанное в предложении 11 текста.
Предложения 2–3 содержат обоснование высказанного в предложении 1 утверждения.
В предложениях 12–17 содержится рассуждение.
В предложении 6 представлено повествование.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

девяноста днями
четверо друзей
вокруг него
самый сильнейший
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Омофония (1) как правило (2) не порождает двусмысленности в письменной речи (3) однако (4) в отдельных случаях неясность всё же возникает.

3, 4
1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Во всех этих пророчествах Уэллса читатель (1) вероятно (2) уже успел нащупать ещё одну черту Уэллсовской фантастики – черту, неразрывно связанную с городом, этой каменной почвой, в которой (3) несомненно (4) все корни Уэллса.

1, 2
3, 4
1, 2, 3
1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Мало-помалу шумный ливень превратился в БЛАГОТВОРНЫЙ мелкий дождик.
Переждать – значит сделать разумный ТАКТИЧЕСКИЙ шаг, сохранить свои силы.
Теперь его отправляли в ДЛИТЕЛЬНЫЙ отпуск и на лечение, а он упорно сопротивлялся.
Раза два мы встречали БОЛОТИСТЫХ курочек-лысух – чёрных ныряющих птичек с большими ногами.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом предложении?
Ему трудно скрыться: все здесь его знают.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
(1) … (2) Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. (3) Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. (4) Когда папирус вырастет, достигнув 3–5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. (5) Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. (6) _______ такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

группа отрывается (предложение 5)
папирус выращивали (предложение 2)
задерживают движение (предложение 6)
который плывёт (предложение 5)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Летя на самолёте,

под вами расстилаются белые облака.
люди и машины на земле кажутся игрушками.
у вас есть возможность полюбоваться землёй с высоты.
вы можете полюбоваться землёй с высоты.
         (1)С детства я относился к театру, как к путешествию в волшебную страну. (2)С годами это ощущение не только не прошло, а наоборот, усилилось. (3)Каждый спектакль как был в детстве, так и остался до зрелых лет и праздником и мученьем.
          (4)Празднично в театре было всё: и зрительный зал, немного задымлённый, сверкающий огнями и позолотой, и ветер от занавеса, и стремительный бег человеческой жизни на сцене, и смена эпох, и плащ Чацкого, и звон гитары в руках бесприданницы Ларисы, и щемящие слова её песни: «Мне снился день, который не вернётся…»
          (5)Человеческая жизнь, строго взвешенная, очищенная от мусора, как бы перемытая и перевеянная многими водами и ветрами, представала в театре во всей своей значительности, во всей силе мысли, страстей, борьбы и надолго завладевала сознанием.
          (6)Тогда праздничность сменялась порой мучительными, но плодотворными думами о судьбах героев. (7)Они давно уже раскланялись со сцены, сняли костюмы, смыли грим, но продолжали жить и заставляли думать о себе. (8)И чем дольше, тем сильнее.
          (9)Есть пьесы, после которых не уходят из сердца сострадание к героям, ненависть, любовь, радость. (10)Вплотную подходишь к любой человеческой жизни, к любому времени, к любой коллизии, вживаясь в удивительный мир разнообразных человеческих судеб.
          (11)Мы часто говорим: «Театр – волшебное зрелище», – или что-либо иное в этом роде, но не задумываемся над содержанием слова «волшебный». (12)«Волшебный» – это вовсе не сказочный. (13)Это – превращение в зримые, ощутимые, совершенно конкретные вещи прекрасного вымысла, наполнение вымысла подлинной жизнью, обогащение жизни вымыслом, воображением, силой образов.
          (14)Так думал я как зритель. (15)Но после первой же репетиции, на которой мне пришлось быть, я понял, что не только готовый спектакль обладает этими волшебными свойствами, но обладает ими и вся работа театра над пьесами.
          (16)Вообразите себе богатую картинную галерею, где собраны полотна всех эпох и жанров. (17)И вот на глазах у вас происходит необыкновенное зрелище: картины оживают, галерея наполняется пёстрой толпой, вышедшей из рам, блеском одежд, солнцем, спорами, смехом, шумом садов, раскатами отдалённой грозы, – всем тем, что до сих пор существовало только как соотношение мазков на полотне. (18)То же самое, по существу, происходит и в театре, – и на репетициях и на спектаклях.
          (19)Всё выше сказанное имеет отношение не только к театру вообще, но прежде всего к Малому театру. (20)Потому что по силе своих выразительных средств, актёрского мастерства и перевоплощения этот театр давно пользуется народным признанием.
          (21)Малый театр для нас – олицетворение России. (22)Он стал неотъемлемой частью народной жизни. (23)Невозможно представить себе Россию и Москву без Малого театра, как невозможно представить нашу страну без Волги.
          (24)Осенью 1948 года Малый театр предложил мне написать для него пьесу о Пушкине. (25)Мне, как и каждому, кто прикасается к блистательному имени Пушкина, было просто страшно работать над этой темой. (26)Страшно и вместе с тем заманчиво. (27)У каждого есть мера своих сил, свой «потолок», и все мы сознаём, что эта мера сил слишком мала, чтобы воскресить хотя бы в какой-то доле жизнь и характер гения.
          (28)Во время работы над пьесой театр помог мне не скрупулёзной проверкой авторского текста, не тем, что смотрел автору через плечо во время писания пьесы, а помог глубокой заинтересованностью в содержании пьесы и страстным желанием показать современному зрителю пленительный облик великого Пушкина
          (29)И если спектакль Малого театра хотя бы на сотую долю усилит у зрителя любовь к поэту, к мудрости и мощи его стихов, то это будет наилучшим выражением любви Малого театра и к своей стране, и к её культуре.
(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
В предложении 16 найдите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Словосочетание введите в поле ответов без пробелов.
(1) … (2) Это величественное красивое дерево приковывает к себе всё ваше внимание. (3) Ему не страшны ни сильный ветер, ни летняя гроза, поэтому стало оно символом славы и силы. (4) Да, конечно, это дуб. (5) Не только своим внешним видом производит дуб впечатление силы и крепости. (6) Прочна и не подвержена порче древесина этой ценной породы дерева. (7) ______ даже попав в воду, дубовая древесина не гниёт, а становится ещё твёрже, прочнее, при этом приобретает чёрную окраску.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Извлечённые из воды дубовые стволы, пролежавшие в ней не одно столетие, носят название морёных.
И в устном народном творчестве, и в художественной литературе, и в песнях не обойдён дуб вниманием.
У многих народов дуб считался самым красивым и самым старым деревом на планете.
Помните картину Шишкина «Среди долины ровныя», на которой изображено могучее дерево, одиноко стоящее в поле?