(1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
(3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
(9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
(14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
(16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)
*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В. А. Сухомлинский – прекрасный публицист, и это подтверждают его размышления о роли русского языка.
Привлечь внимание читателя и усилить эмоционально-экспрессивное звучание текста помогают такие лексические средства, как ______ (в предложениях 2 и 5) и _____ (толстокожесть, чёрствость, бескультурье в предложении 12).
Для синтаксического строя текста характерны многочисленные ______ (предложения 4, 10, 11, 12), а также ____ (предложения 5–8).
Список терминов:
1) синонимы
2) анафора
3) антитеза
4) градация
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
8) синтаксический параллелизм
9) эпитеты