Ответы на тесты по предмету Русский язык (17337 вопросов)

         (1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
          (3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
          (9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
          (14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
          (16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

уроки (предложение 11)
дорожит (предложение 17)
педагогических (предложение 10)
лёгкий (предложение 1)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На задаваемые вопросы он объяснил (1) что (2) если в тихую погоду туман подымается кверху (3) и если при этом бывает сильное эхо (4) непременно надо ждать затяжного дождя.

1, 3, 4
2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4
Прочитайте текст.

Град – атмосферные осадки, выпадающие в тёплое время года в виде частичек льда шарообразной или неправильной формы размером от миллиметра до нескольких сантиметров. Его образование связано с бурными атмосферными процессами, которые происходят в кучево-дождевых облаках. Восходящие потоки воздуха перемещают капельки воды в переохлаждённом облаке, вода замерзает и смерзается в градины. При достижении определённой массы градины начинают падать на землю.

В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Когда град достигает размера от миллиметра до нескольких сантиметров, то начинает падать на землю.
Град – это атмосферные осадки, выпадающие в тёплое время года в виде частичек льда.
Град – атмосферные осадки неправильной формы размером от миллиметра до нескольких сантиметров.
Образование града связано с процессами в кучево-дождевых облаках, когда потоки воздуха перемещают капельки воды в переохлаждённом облаке и вода смерзается в градины.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В другой стороне мужики (1) стоя на телегах (2) накладывали копны и пылили по сухому полю (3) раскалённому беспощадным солнцем.

1, 2
2, 3
1, 3
1, 2, 3
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

В тёмные окна стучали крупные дождевые капли.
Он видел живую силу в воде и её тихое течение и слышал её рев во время наводнений.
Кто из нас не восторгался неповторимым благоуханьем розы и тонким запахом лесного ландыша и душистым воздухом соснового леса?
В его произведениях соединялись архипелаги легендарных островов и песчаные дюны пенистая морская даль и тёплые лагуны.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
К этим озёрам нет ни дорог, ни троп ( ) и добраться до них можно только через лес по карте и компасу.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
(1)… (2)Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, который таит в себе силу небесного огня. (3)Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния». (4)На Востоке бытовало поверье, что ночью, во время своего цветения, женьшень светится необычно белым ярким огнём. (5)Если в такую ночь выкопать светящийся корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мёртвого. (6)______ добыть такой женьшень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. (7)Лишь очень смелые люди могут решиться взять светящийся женьшень.
Укажите значение слова ВОСТОК в четвёртом (4) предложении текста.

сторона той части горизонта, где восходит солнце
направление, сторона, противоположные западу
одна из четырёх стран света
территория или страны, расположенные восточнее государств Европы
         (1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
          (3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
          (9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
          (14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
          (16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Среди предложений 9–15 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Номер этого предложения введите в поле ответов.
Прочитайте текст.

Окружающая среда состоит из живых и неживых компонентов. Живое окружение любого вида включает животных, питающихся особями этого вида. Адаптация хищных видов направлена на эффективную добычу пищи; виды-жертвы приспосабливаются, чтобы не стать добычей хищников.
Многие виды – потенциальные жертвы – имеют защитную или маскирующую окраску, которая скрывает их от хищников. Так, у некоторых видов оленей пятнистая шкура молодых особей незаметна на фоне чередующихся пятен света и тени, а зайцев-беляков трудно различить на фоне снежного покрова. Некоторые виды растений покрыты шипами или колючками, отпугивающими животных. Многие растения имеют отвратительный для животных вкус.

В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Некоторые растения могут своим внешним видом или неприятным вкусом отпугивать животных.
Окружающая среда состоит из живых и неживых компонентов.
Многие виды – потенциальные жертвы – имеют защитную или маскирующую окраску, которая скрывает их от хищников.
Адаптация хищников направлена на эффективную добычу пищи, а их жертвы приспосабливаются, чтобы не стать добычей.
Документ, содержащий сведения об основных событиях личной, трудовой и общественной жизни, изложенные в хронологической последовательности, называется…
Прочитайте текст.

Главное отличие искусства актёра от остальных искусств состоит ещё и в том, что всякий другой художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. В этом заключается главная тайна нашего искусства. Без неё и самая совершенная внешняя техника, и самые превосходные внутренние данные бессильны.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Самые превосходные актёрские данные ничего не значат без вдохновения.
Без вдохновения бессильна любая самая совершенная актёрская техника.
Любой художник, в отличие от актёра, может создавать свои произведения тогда, когда им владеет вдохновение.
Главная тайна театрального искусства в том, что актёр должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его в нужную минуту.
В предложении Так они сидели на кушетке рядом, ученик с учителем, и оба думали о правде (М. Пришвин) выделенная обособленная часть является таким второстепенным членом, как …
В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?

В романах Тынянова огромную роль играет СКРЫТЫЙ смысл слов, подразумеваемое их значение, богатство исторических  ассоциаций.
Всё выглядело спокойно и обычно, но во всём чувствовался СКРЫТЫЙ ужас.
В каждом своём романе Тынянов в большей или меньшей дозе вводит этот приём СКРЫТОГО цитирования.
Молчаливый, СКРЫТЫЙ характер мешал ему сближаться с людьми.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Восток и юг заслоне(1)ы чёрной тучей, сверкает неестестве(3)о яркая молния, и ветер, настоя(2)ый на полевых травах, колеблет молодую поросль.

1, 2
2, 3
1, 2, 3
1
За рамками литературного языка находятся все слова в ряду

Предки,градостроительство,благо
Невежа,продвинутый,верста
Гамбургер,тонер,сервер
Крезанутый,ништяк,лохануться
Для публицистического стиля характерно сочетание слов:

двигатель внутреннего сгорания
вестибулярный аппарат
атмосферное давление
теневая экономика
(1) … (2) Их ароматы очень разнообразны: одни пахнут свежескошенным сеном, другие имеют запах ванили, гвоздики, фиалки, корицы, аниса, мёда и т.д. (3) Цветки одних орхидей издают аромат только ночью, других – только днём. (4) Если вам никогда не приходилось бывать в тропических лесах, не унывайте: увидеть орхидеи можно и в наших лесах. (5) ______ они не такие большие и яркие, как их родственники, их красота не так заметна, но в изяществе наши северные орхидеи не уступают тропическим сёстрам. (6) А зовут их любка двулистная, или ночная фиалка, и ятрышник пятнистый.
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

сложное с сочинительной и бессоюзной связью
сложное с сочинительной и подчинительной связью
простое, осложнённое однородными членами
сложное с подчинительной и бессоюзной связью
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Синцов подошёл к нему (1) и (2) хотя отрицательный ответ был уже очевиден (3) всё-таки спросил (4) не приезжала ли сюда фронтовая бригада.

1, 3, 4
1, 2, 3
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
(1) … (2) Их ароматы очень разнообразны: одни пахнут свежескошенным сеном, другие имеют запах ванили, гвоздики, фиалки, корицы, аниса, мёда и т.д. (3) Цветки одних орхидей издают аромат только ночью, других – только днём. (4) Если вам никогда не приходилось бывать в тропических лесах, не унывайте: увидеть орхидеи можно и в наших лесах. (5) ______ они не такие большие и яркие, как их родственники, их красота не так заметна, но в изяществе наши северные орхидеи не уступают тропическим сёстрам. (6) А зовут их любка двулистная, или ночная фиалка, и ятрышник пятнистый.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

Очевидно,
К счастью,
Напротив,
Хотя
(1) … (2) Их ароматы очень разнообразны: одни пахнут свежескошенным сеном, другие имеют запах ванили, гвоздики, фиалки, корицы, аниса, мёда и т.д. (3) Цветки одних орхидей издают аромат только ночью, других – только днём. (4) Если вам никогда не приходилось бывать в тропических лесах, не унывайте: увидеть орхидеи можно и в наших лесах. (5) ______ они не такие большие и яркие, как их родственники, их красота не так заметна, но в изяществе наши северные орхидеи не уступают тропическим сёстрам. (6) А зовут их любка двулистная, или ночная фиалка, и ятрышник пятнистый.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМЕТНА в предложении 5.

наречие
страдательное причастие
действительное причастие
краткое прилагательное
(1) … (2)Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3)Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4)Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5)Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6)______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Наибольшей популярностью пользуется подорожник как лекарственное средство.
Ботаники посчитали, что только одно растение за сезон может дать несколько тысяч семян.
Дело в том, что коренные жители Америки до прихода европейцев не знали подорожника.
Подорожник не встретишь в глухих, безлюдных местах.
Выделенные слова использованы без учёта значения в предложениях:

Посёлку был присвоен СТАТУС города
 Пёс валялся на траве, ДРЫГАЯ НОГАМИ.
Он восхищается смелостью людей, которые много раз давали отпор ИНОРОДНЫМ захватчикам.
 И тут в моём МОЗЖЕЧКЕ родилась гениальная мысль.
(1) … (2) Большая удалённость космических фотоаппаратов от объектов съёмки проявляет скрытые под внешними формами рельефа глубинные структуры – линейные и кольцевые разломы коры, распространение мелких трещин, спрятанные под землёй куполовидные складки.
(3) Многие из этих погребённых образований так или иначе связаны с месторождениями полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. (4) Специалисты на основе спутниковых снимков построили космотектоническую карту нефтегазоносных областей Сибири. (5) ____ на ней, кроме уже известных и разрабатываемых месторождений, отражены также и районы, перспективные для разведки углеводородного сырья.
Укажите значение слова РЕЛЬЕФ во втором (2) предложении текста.

изгиб в слоях горных пород
вид скульптуры, в котором изображение является углублённым по отношению к плоскости фона
выпуклое изображение на плоскости
строение земной поверхности
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр..поднимать, пр..остановить, пр..рывать
бе..солнечный, неи..тощимый, и..баловать
сверх..нтеллигентный, меж..нститутский, без..гольный
об..яснение, неот..емлемый, об..езд
Одна запятая ставится в предложении 
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

заключа..шь, муч..мый
кле..шь, поддержива..мый
вывес..шь, защища..мый
разлива..шь, загиба..мый
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом предложении?
Перед вечером два казака вновь пошли к улью, но уже ни мёда, ни пчёл не нашли: улей был разграблен медведями.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ночь неумолимо наступала (1) и молодой месяц играл всё выше и ярче в грудах величаво загромождавших небо облаков (2) и (3) когда он выходил из-за них своей белой половиной (4) то всё озарялось фосфорическим светом.

2, 3, 4
1, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Кулик отлетал немного (1) и (2) как только он садился на землю (3) выпь тотчас же направлялась туда (4) и старалась ударить его своим острым клювом.

2, 3, 4
1, 3
1, 2, 3, 4
1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ночь становилась всё темнее (1) и только с вёсел капали голубые капли (2) и (3) когда они падали в море (4) на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

1, 2, 4
2, 3, 4
1, 4
1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Так (1) вероятно (2) прошли мы километра три, и (3) наконец (4) я остановился, чтобы сориентироваться.

1, 2, 3, 4
3, 4
1, 2, 3
1, 2
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом предложении?
Но вот я засыпал и вдруг слышал: на крышу опять рушится ливень с громовыми раскатами.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Разбивая в брызги тяжёлые волны,

с высокого берега любовался грозным морем знаменитый художник.
на берег моря была выброшена бурей чья-то лодка.
слышен был неумолкаемый рёв бушующего моря.
море швыряло их на прибрежный песок.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Высокая мачта устремле(1)а в ясное небо; от белых бортов отталкивается зеленоватая волна, морщится и широкими дли(2)ыми складками бежит прочь, изгибаясь и со(3)о журча.

1, 2
1, 2, 3
3
2, 3
В данном предложении грамматической основой одной из частей является синтаксическая конструкция …

Вообще к началу девяностых годов, когда Чехов стал полноценным хозяином лаконичных, многоговорящих, динамических образов, большинство его кратких новелл стали ощущаться читателями как длинные повести со сложным сюжетом.

Стали ощущаться как повести
Чехов стал
большинство новелл стали
большинство новелл стали ощущаться
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

меж..здательский, дез..нфекция, без..нфляционный
о..дёрнуть, о..гонять, по..плыть
меж..ярусный, нав..ючить, неб..ющийся
бе..письменный, во..ходящий, неи..правимый
Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы.

я могу этого добиться 
я считаю
это невозможно 
вы не находите, что
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется слитно?

В Азии дурной славой оборотня пользуется вовсе (не)похожее на хамелеона животное – тигр.
Конечно, теория, с которой мы сейчас вкратце познакомились, (не)доказана окончательно.
Подпочвенные слои состоят из пластов песчаника, который залегает (не)плотной породой, а рыхлыми комьями весьма причудливой формы.
Сквозь заросли папоротников (ни)чего нельзя было видеть.
Укажите правильный порядок предложений в тексте

однажды меня спросили,как я пишу песни,что идёт впереди: слова или мелодия ?
Не слова и не мелодия - я сначала просто подбираю ритм для стихов на гитаре.
И когда есть точный ритм, как-то появляются слова.
Очень трудно сказать, как они появляются.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)______ промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.
Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)______ промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

матросы старались завладеть (предложение 4)
корабли в упор палили (предложение 2)
стали машины (предложение 5)
вывести из строя (предложение 3)
речевая ошибка допущена в словосочетании

испытать ощущение
почитать память
фокусировать взгляд
достичь задачи
В предложении «вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным» между компонентами словосочетания вечером лунным обнаруживается связь

Субстантивное управление
примыкание
глагольное управление
Согласование 
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Я ловлю себя на том, что (не)лепо, не в такт шагам, размахиваю руками.
Перейдя через (не)высокий хребет, мы попали в соседнюю долину, поросшую густым лесом.
Прокопий был смирный и работящий мужик, который умел оставаться совершенно (не)заметным.
Ничем (не)примечательная внешне, она благодаря своему большому таланту стала одной из самых знаменитых певиц России.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом предложении?
Идти стало немного легче: тропа меньше кружила и не так была завалена буреломом.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
(1) … (2) События, происходящие в его стихотворениях, приписываются другой стране и даже другой эпохе. (3) Наверное, время, в которое он жил, приучило его максимально отстраняться в стихах от опасных реалий, использовать эзопов язык. (4) А затем, после эмиграции, это уже просто вошло в привычку как незаурядное художественное средство: свободному художнику и в голову не придёт как-то таиться от своего читателя. (5) Но нельзя сказать, чтобы Бродский пользовался иносказаниями исключительно в целях политической маскировки. (6) ______ в этих стихотворениях он выступает, как искусный стилизатор – перекличка с современностью возникает только в воображении читателя.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Поэт очень увлечён процессом рифмования и достигает в этом большого разнообразия.
К отличительным странностям поэзии Бродского я отнёс бы ещё и то, что рифма у него всегда торопится и опережает мысль.
Стихи Иосифа Бродского не случайно так похожи на лабиринты каналов Северной Венеции.
Иосиф Бродский – мастер развёрнутых иносказаний.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Диск луны сделался правильным и блестящим, как отполирова(1)ый серебря(2)ый щит. По со(3)ой воде протянулся от берега к пароходу и заиграл золотыми блёстками дли(4)ый дрожащий столб.

3, 4
1, 2, 3
1, 3
1, 3, 4
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.
Мы бредём по тем дорожкам, где (не)кошена трава.
Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма, а живой, полный поэзии мир.
На дворе (не)истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле.
Прочитайте текст.
Кстати, интересно, почему Фемида держит в руке весы? Не плётку, не ключ от камеры, не нож гильотины, а именно весы. На то она и богиня, чтобы разбираться в тонких материях. Ведь весы – символ не просто равновесия, а осторожности, взвешенных решений и поступков. Недаром в старину христиане часто изображали ангелов с весами. Считалось, что на весах правосудия взвешиваются добро и зло, строгость и справедливость, вина и наказание.
И целью правосудия на самом деле является не наказание как таковое, не устрашение и тем более не унижение. Цель – восстановление естественной гармонии мироздания.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В старину христиане считали, что на весах правосудия взвешиваются добро и зло, строгость и справедливость, вина и наказание, и поэтому часто изображали ангелов с весами.
Целью правосудия на самом деле является не наказание как таковое, не устрашение и тем более не унижение.
Древнегреческая богиня правосудия Фемида держит в руке весы, а не плётку, не ключ от камеры, не нож гильотины.
Фемида изображается с весами в руке потому, что весы – символ не просто равновесия, а осторожности, взвешенных решений и поступков, а целью правосудия является восстановление естественной гармонии мироздания.
(1) … (2) Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. (3) Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. (4) Когда папирус вырастет, достигнув 3–5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. (5) Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. (6) _______ такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Укажите значение слова СТЕНА в четвёртом (4) предложении текста.

преграда, мешающая общению
часть здания
высокая каменная ограда
масса чего-нибудь, образующая преграду
(1) … (2) Например, тихоокеанские лососи (кета, горбуша, нерка и др.), вышедшие из икринок в ручьях и реках Дальнего Востока и западной части США и Канады, запечатлевают запахи воды этих ручьев. (3) С возрастом они скатываются в море, где растут и достигают половой зрелости, а для размножения возвращаются в «свои» реки. (4) В океане лососи используют астрономические или магнитные ориентиры, но у берегов, при выборе рек и ручьёв, они ориентируются по запаху. (5) Даже птицы, несмотря на слабо развитое обоняние, могут использовать при бионавигации в качестве ориентиров запахи. (6) ______ для определения своего местоположения животные применяют также ультразвук (эхолокация летучих мышей, дельфинов и др.) и инфразвук (некоторые птицы).
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Животные могут использовать для определения своего положения в пространстве и изменение атмосферного давления, и поляризованный свет, и ультрафиолетовое излучение.
Механизмы бионавигации изучены ещё далеко не полностью.
Доказано, что животные могут ориентироваться по солнцу и звёздам, используя при этом свои биологические часы.
Важную роль в бионавигации, особенно при приближении к цели движения, играет ориентация по характерным признакам окружающих объектов с помощью механизма импринтинга, или запечатления.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Этот естественный хронометр (1) физиологическую природу(2) которого(3) ещё предстоит изучить (4) условно называют «эндогенным счётчиком времени».

1, 2, 3, 4
2, 4
1, 2
1, 4
(1) … (2) Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3) Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4) Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5) Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6) ______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Укажите значение слова ПЛОЩАДЬ в предложении 2.

небольшой ровный участок земли
часть плоскости, заключённой внутри многоугольника или какой-либо другой плоской замкнутой фигуры
плоская, ровная часть какого-либо сооружения, ограниченная, отделённая чем-либо
часть земной поверхности, пространство
(1) … (2) Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3) Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4) Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5) Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6) ______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
сложное с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Где-то невидимо летит ночная птица, в воздухе трепещет таинстве(1)ый и странный звук, точно чем-то шерстя(2)ым торопливо отирают сухие камни. Тьма на земле становится гуще, сырее, теплее, небо уходит выше, и всё ярче сверкают звезды в серебря(3)ом тумане Млечного Пути.

2, 3
1, 2, 3
1, 2
1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Прежде (1) разумеется (2) такие усадьбы с огромным поместьем и садом не были редкостью (3) однако (4) сейчас почти не сохранились.

1, 3, 4
1, 2, 3, 4
3, 4
1, 2, 3
Грамматическая (синтаксическая) норма нарушена в предложениях …

Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (И. Тургенев).
В одной из комнат я нашёл молодого парня, разбирающего за столом бумаги (В. Солоухин).
Бельяр быстрыми шагами подошёл к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений (Л. Толстой).
Другая река бежит по долине или по широкому лугу (С. Аксаков).
На подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Толстой).
Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Н. Гоголь).
Прочитайте текст.

Многие даже не подозревают о том громадном значении, какое имеет в природе волнение моря. Для человека, вверяющего морю свои корабли, волнение – явление нежелательное: мы много бы дали, чтобы беспредельный простор океана был всегда покоен и недвижим. Но совсем иначе относятся к этому те многочисленные существа, которые живут в его бездонных глубинах. Ведь именно волнение увеличивает поверхность соприкосновения воды с воздухом и способствует проникновению в толщи водных масс кислорода, без которого невозможна жизнь. Вот какую важную роль играет волнение в природе! Ломая и погребая наши корабли, бури вносят живительный эликсир в беспредельный подводный мир.

В каком из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Для человека, вверяющего морю свои корабли, бури являются нежелательными.
Совсем не так, как человек, относятся к волнению многочисленные существа, живущие в глубинах моря.
Многие из нас не знают о громадном значении, какое имеет в природе волнение моря.
Волнение моря способствует проникновению в толщи водных масс кислорода, без которого невозможна жизнь.
(1) … (2) Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, который таит в себе силу небесного огня. (3) Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния». (4) На Востоке бытовало поверье, что ночью, во время своего цветения, женьшень светится необычно белым ярким огнём. (5) Если в такую ночь выкопать светящийся корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мёртвого. (6) ______ добыть такой женьшень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. (7) Лишь очень смелые люди могут решиться взять светящийся женьшень.
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

сложносочинённое
простое с однородными членами
сложное бессоюзное
сложноподчинённое
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом предложении?
Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Над Монте-Соляро раскинулось великолепное созвездие Ориона, вершина горы пышно увенча(1)а белым облаком, а обрыв её, отвесный, как стена, изреза(2)ый трещинами, точно чьё-то тёмное, древнее лицо, измуче(3)ое великими думами о мире и людях.

1, 2
1
1, 2, 3
2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Казак имел смущённый вид (1) и (2) хотя он уверял нас (3) что место это ему знакомо (4) но в голосе его звучало сомнение.

2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4
1, 3, 4
Все согласные звуки являются твердыми в слове
Определите,в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию.
Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки.
Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку.
Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь.
Необразуются формы степеней сравнения от прилагательного....

Крутой
Богатый
Горький
Вороной
Разговорным является фразеологизм...

Как таблицу умножения
Всевышний судия
Закон природы
Взять слово назад
Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. (2)Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. (3)Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. (4)< … > благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, инков, майя и др.
    (5)Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, то есть письменная речь вторична по отношению к устной. (6)Буквы, используемые на письме … это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. (7)Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, то есть читать любой текст. (8)Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. (9)Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Русский язык и культура речи : учеб. / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2000. – С. 58–59.
В тексте употреблены производные предлоги …
(Ответ запишите в форме, данной в тексте, через запятую, с использованием пробелов.)
    (1)Мир, в котором мы живём, очень изменился за последние сто лет. (2)Он стал больше, но расстояния между нами сделались короче. (3)И мы, люди совершенно разных культур, ещё недавно обитавшие будто в разных измерениях, неожиданно очутились рядом: в одном мире, в одном городе, в одном доме.
          (4)У нас разный разрез глаз. (5)Мы называем Бога разными именами. (6)По-разному видим себя, жизнь, историю. (7)Мы не похожи. (8)Мы смотрим на другого, как на инопланетянина, и не слишком хорошо понимаем его. (9)То есть не слишком хорошо понимаем его ценности. (10)Да и не очень интересуемся ими. (11)Потому что не видим в этих ценностях особой важности. (12)Как в анекдоте про наших разведчиков и ихних шпионов...
          (13)Как нам быть вместе? (14)Мы не можем жить дальше так, будто мы одни, будто мы обладаем конечной истиной и знаем, каким должен быть мир. (15)Похожее происходит с ребёнком, который из семьи со своими обычаями и традициями вдруг попадает в огромный мир, населённый множеством таких, как он сам, и совсем других. (16)И оказывается, что его большой и сильный папа в этом мире не самый главный.
          (17)Так что же нам делать? (18)Что же, как не взрослеть и не искать взаимопонимания, искать то, что объединяет нас? (19)Что же, как не искать новые способы существования, ведь время не повернёт вспять?
          (20)И как ответ на вопрос о сосуществовании рождается понятие толерантности. (21)А вместе с ним и проблема её определения. (22)Для кого-то это отсутствие каких-либо жизненных критериев, моральная аморфность и равнодушие. (23)Для других нечто западное, чуждое русскому человеку, разрушающее его национальную и духовную самобытность, противоположное нашей родной терпимости.
          (24)Да, в отличие от терпимости, развитие толерантности требует философского подхода. (25)Это не просто терпение по отношению к «заблуждениям» другого человека (что само по себе хорошо, но недостаточно), это усилие понять, почему он так думает, придать ценность его идеям, понять относительность наших маленьких «истин». (26)Ведь, в конечном счёте, за всеми разнообразными представлениями о мире, какими бы они нам ни казались – верными или нет, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о Боге, о судьбе. (27)И это объединяет всех нас.
          (28)Говоря другими словами, может быть, не так важен день, который мы считаем выходным – будь это пятница, суббота или воскресенье. (29)Намного важнее то, чем мы живём во все остальные дни недели, как прощаем и как любим повседневно. (30)Ведь в нашей жизни, как правило, проблемы возникают не в сфере духовного, а в быту. (31)Как быть, если сосед постится и никак не хочет выпить с нами за Новый год? (32)Как быть, если даже самые близкие люди не разделяют нашего глубокого интереса к буддийской философии? (33)Но ведь из понимания рождается и взаимное уважение к чужой культуре, обычаям, убеждениям.
          (34)С другой стороны, толерантность – это вовсе не равнодушие к тому, что происходит вокруг. (35)Отсутствие реакции на глупость, насилие, свидетелями которых мы являемся, вряд ли говорит о толерантности. (36)Человек, оскверняющий святыни или оскорбляющий человеческое достоинство под предлогом занятия искусством, требует адекватного ответа общества. (37)Но не подавления или уничтожения, а, скорее, воспитания, поскольку своими инфантильными поступками напоминает неразумное дитя. (38)Как минимум, нам стоит помнить, что человек и его идеи, характер, поступки не одно и то же, и бороться с ними, если мы с чем-то не согласны, «огнём и мечом» – путь в никуда. (39)Нам могут быть далеки идеи, неприятен характер, противны поступки, но разве может быть чужд сам человек? (40)В понимании этого, в поиске общего, объединяющего нас, может быть, и есть главный смысл толерантности.
(По И. Барабашу)
   Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
    Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Илья Барабаш рассуждает о толерантности, то есть уважении, принятии и правильном понимании богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Говоря об изменениях в мире, автор использует такие стилистические фигуры, как _____ (больше – короче в предложении 2) и _____ (в мире, городе, доме в предложении 3), которые усиливают выразительность и смысловое звучание речи. Рассуждения И. Барабаша о нашей непохожести подтверждает _____ (как на инопланетянина в предложении 8). И, конечно, привлечь внимание к теме разговора помогает такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 13, 17, 31, 32).

Список терминов:
1) антитеза
2) вопросительное предложение
3) градация
4) метафора
5) олицетворение
6) риторический вопрос
7) ряды однородных членов
8) синтаксический параллелизм
9) сравнение
(1)Древесный стебель был часто покрыт длинными крепкими острыми иглами, между которыми повсюду рос клочковатый розовато-серый не то пух, не то мех. (2)Из-за этого растение казалось массивным и неопределённым. (3)Несколько боковых отростков явно могли отламываться, как у кактуса. (4)Наверное, растение так и размножалось. (5)Внешне оно напоминало огромную, агрессивную шипастую гусеницу шелкопряда. (6)Казалось, что это колюче-лохматое сооружение сейчас зашипит и кинется на меня (В. П. Серкин).
Укажите верные характеристики, относящиеся к тексту.

стиль-научный
выделенное слово употреблено в переносном значении
тип речи-описание
средство связи 4-го и 5-го предложений-личное местоимение
Антонимами являются слова…


 большой – гигантский
луг – лук
 экскаватор – эскалатор
 высокий – низкий
Укажите прилагательное, от которого  НЕ образуется простая форма сравнительной степени

Милый
Умный
Глубокий
 Гордый
Архаизмомявляется слово 

земство
грош
уезд
нежели
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

обеспечЕние
пломбИровать
Оптовый
экспЕрт
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

арахИс
туфлЯ
катАлог
слИвовый
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

бензопрОвод
дремотА
дОбыча
ветеринАрия
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

ерЕтик
жАлюзи
гастрономИя
зимОвщик
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

диспАнсер
тортЫ
щАвель
вероисповЕдание
(1) … (2)Эта гипотеза Ампера была важным принципиальным шагом к утверждению идеи о единстве природы. (3)Но она поставила перед исследователями ряд новых вопросов.(4)В первую очередь, потребовалось дать полную и замкнутую теорию взаимодействия токов, и эту задачу с подлинным блеском, действуя как теоретик и как экспериментатор, решил сам Ампер. (5)Чтобы найти, как взаимодействуют токи в различных контурах, ему пришлось сформулировать законы магнитного взаимодействия отдельных элементов тока («закон Ампера») и воздействия токов на магниты («правило Ампера»). (6)______ Ампером была создана новая наука об электричестве и магнетизме и даже введён термин «электродинамика».
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАНА из шестого (6) предложения текста.

деепричастие совершенного вида
краткое прилагательное
действительное причастие
страдательное причастие
(1)… (2)Как можно покупать собственному ребёнку профессиональный тренинг по хладнокровному убийству?! (3)Не важно, стреляет ли герой игры из автомата или режет ножом своих виртуальных врагов, реальной жертвой всегда становится играющий ребёнок. (4)Уже неоднократно звучали в новостях факты, подтверждающие эту закономерность: дети в ссоре машинально убивают своих сверстников обычным кухонным ножом. (5)При этом траектория удара полностью повторяет привычный жест виртуального «победителя» в любимой игре. (6)______ ребёнок убивает по привычке!
Укажите правильную морфологическую характеристику слова МАШИНАЛЬНО из четвёртого (4) предложения текста.

деепричастие
краткое страдательное причастие
краткое прилагательное
наречие
(1)… (2)Его бы наверняка покоробило и оскорбило, если бы кто-нибудь предложил ему прибегнуть к помощи какого-нибудь музыкального инструмента, например, гитары, чтобы «взбодрить» слушателя. (3)Он не Высоцкий и не Окуджава. (4)Ему определённо необходимы эти скучно-монотонные, но сами по себе распевные строки. (5)Он словно бы убаюкивает читателя, чтобы где-нибудь на двухсотой строке, не раньше, прибегнуть к шоковой терапии его пробуждения. (6)______ читатель попадается на эту удочку!
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОПРЕДЕЛЁННО из четвёртого (4) предложения текста.

краткое прилагательное
деепричастие
краткое страдательное причастие
наречие
(1)… (2)В Древнем Египте для записи использовался папирус – вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения. (3)Отдельные листы папируса для удобства хранения склеивались в свитки. (4)Эта традиция была широко распространена в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора и другие материалы. (5)Согласно Геродоту, финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около десятого или девятого столетия до н. э. (6)Греческим словом, обозначающим материал для записей, стало «библион», а для книги – «библос». (7)______ оно произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАСПРОСТРАНЕНА из четвертого (4) предложения текста.

полное прилагательное
краткое прилагательное
действительное причастие
страдательное причастие
(1)… (2)Древнегреческий философ, математик, астроном обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать мелкие предметы. (3)Позже это свойство использовалось в процессе чистки от пыли одежды, для которой было критичным любое повреждение краски. (4)Считалось, что таким свойством обладает только янтарь. (5)После становления физики как экспериментальной науки, заложенной Галилео Галилеем, это явление стало изучаться как средство для исследования и использования свойств физических тел. (6)______ сам термин «электричество» был введён не Галилео Галилеем, а английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОТЁРТЫЙ из второго (2) предложения текста.

действительное причастие
краткое прилагательное
полное прилагательное
страдательное причастие
(1)… (2)Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине на рукотворном холме. (3)Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). (4)Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. (5)Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. (6)Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечаются многими исследователями. (7)______ церковь Покрова на Нерли – это не только один из самых совершенных храмов, созданных на Руси, но и величайший памятник мирового искусства.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова УНИКАЛЬНО из второго (2) предложения текста.

наречие
страдательное причастие
деепричастие
краткое прилагательное
(1) … (2)Эта гипотеза Ампера была важным принципиальным шагом к утверждению идеи о единстве природы. (3)Но она поставила перед исследователями ряд новых вопросов.(4)В первую очередь, потребовалось дать полную и замкнутую теорию взаимодействия токов, и эту задачу с подлинным блеском, действуя как теоретик и как экспериментатор, решил сам Ампер. (5)Чтобы найти, как взаимодействуют токи в различных контурах, ему пришлось сформулировать законы магнитного взаимодействия отдельных элементов тока («закон Ампера») и воздействия токов на магниты («правило Ампера»). (6)______ Ампером была создана новая наука об электричестве и магнетизме и даже введён термин «электродинамика».
Укажите значение слова ГИПОТЕЗА в предложении 2.

эксперимент
краткий вывод из сказанного
довод
научное предположение
(1)… (2)Его бы наверняка покоробило и оскорбило, если бы кто-нибудь предложил ему прибегнуть к помощи какого-нибудь музыкального инструмента, например, гитары, чтобы «взбодрить» слушателя. (3)Он не Высоцкий и не Окуджава. (4)Ему определённо необходимы эти скучно-монотонные, но сами по себе распевные строки. (5)Он словно бы убаюкивает читателя, чтобы где-нибудь на двухсотой строке, не раньше, прибегнуть к шоковой терапии его пробуждения. (6)______ читатель попадается на эту удочку!
Укажите значение слова РАСПЕВНЫЙ в предложении 4.

однообразный по тону, интонации
различный, неодинаковый по каким-нибудь признакам
не согласованный один с другим
протяжный, певучий
(1)… (2)В Древнем Египте для записи использовался папирус – вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения. (3)Отдельные листы папируса для удобства хранения склеивались в свитки. (4)Эта традиция была широко распространена в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора и другие материалы. (5)Согласно Геродоту, финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около десятого или девятого столетия до н. э. (6)Греческим словом, обозначающим материал для записей, стало «библион», а для книги – «библос». (7)______ оно произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию.
Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в предложении 6.

собрание документов по какому-нибудь вопросу
тканое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья
источник, сведения, служащие основой для чего-нибудь
предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь
(1)… (2)Древнегреческий философ, математик, астроном обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать мелкие предметы. (3)Позже это свойство использовалось в процессе чистки от пыли одежды, для которой было критичным любое повреждение краски. (4)Считалось, что таким свойством обладает только янтарь. (5)После становления физики как экспериментальной науки, заложенной Галилео Галилеем, это явление стало изучаться как средство для исследования и использования свойств физических тел. (6)______ сам термин «электричество» был введён не Галилео Галилеем, а английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами.
Укажите значение слова КРИТИЧНЫЙ в предложении 3.

опасный в связи с нахождением в состоянии кризиса
связанный с обсуждением, разбором чего-либо с целью оценить
отрицательный, указывающий на недостатки
опасный, связанный с возможностью нарушения нормального состояния чего-либо
(1)… (2)Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине на рукотворном холме. (3)Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). (4)Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. (5)Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. (6)Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечаются многими исследователями. (7)______ церковь Покрова на Нерли – это не только один из самых совершенных храмов, созданных на Руси, но и величайший памятник мирового искусства.
Укажите значение слова ИЛЛЮЗИЯ в предложении 5.

мираж
нечто несбыточное, мечта
программный номер иллюзиониста
обман чувств
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Ночью это сияние было причудливо смеша(1)о с лу(2)ым светом, неподвижным, словно кем-то заколдова(3)ым.

1, 2
2
1, 3
2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Весе(1)яя погода была уже тёплой и безветре(2)ой, но светлая спящая река ещё засыпа(3)а снегом.

1, 3
1
2, 3
1, 2
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Кабинет и спальня Обломова обраще(1)ы были окнами на двор, гости(2)ая с драпирова(3)ыми ситцевыми полинявшими занавесками – к садику.

2, 3
2
1, 2, 3
1, 2
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Чацкий, как ране(1)ый, собирает все силы, бросает вызов толпе, но не хватает у него мощи против соединё(2)ого врага; слышится уже не острый, ядовитый сарказм, в который вставле(3)а верная идея, а какая-то горькая жалоба.

1, 2, 3
1, 3
1, 2
2
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

осл..жнённый, гене..логия, к..сательная
п..рамида, к..снуться, сож..леть
под..рить, аккомп..немент, пл..вчиха
г..ловной, упр..щать, опр..вдать
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

заг..рать, д..кумент, к..мпонент
эксп..нат, пл..вник, п..ртрет
зап..реть, ге..логия, ск..чок
пос..невший, сат..рический, посер..брить
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

к..нтингент, прил..жить, ген..альный
изл..жение, просл..влять, сув..нир
расст..лать, к..мфорт, инт..ллигент
докум..нтальный, благосл..влять, сост..влять
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

обл..котиться, б..гровый, прил..жение
пост..лить, матем..тический, обозн..чение
прик..сновение, кол..ритный, ост..лбенеть
усл..жнить, задр..жать, т..инственный
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

тв..рение, прик..снуться, настр..ение
зач..рованный, нав..ждение, обр..мление (картины)
изл..гать, пл..вучесть, ди..пазон
от..ждествление, сувер..нитет, ум..лять (о помощи)
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

д..лина, ур..внение, выр..щенный
одр..хлевший, оз..рять, поз..лоченный
предст..вление, биогр..фический, м..ридиан
препод..вать, нап..дение, осл..бев
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..взойти, пр..открыть, пр..возносить
бе..содержательный, ра..общённый, ра..гадывать
по..бросить, о..бросить, пре..ставить
без..дейный, роз..грыш, под..тожить