(1)Мещёра – остаток лесного океана. (2)Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (3)Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу».
(4)По сухим сосновым борам идёшь, как по глубокому дорогому ковру, на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. (5)В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. (6)Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.
(7)Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, берёзовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов.
(8)Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. (9)Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. (10)Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
(11)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (12)Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (13)Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. (14)Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.
(15)А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало. (16)Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, ночь, полная звёзд. (17)На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.
(18)Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (19)Листва берёз висит не шелохнувшись. (20)Роса стекает по белым стволам. (21)И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.
(22)В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (23)Небо на востоке зеленеет. (24)Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (25)Это лучшее время суток. (26)Ещё всё спит. (27)Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
(28)Котелок сердится и бормочет на огне. (29)Мы говорим шёпотом, потому что боимся спугнуть рассвет. (30)С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. (31)Туман начинает клубиться над водой. (32)Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце, солнце бесконечного летнего дня.
(33)Так мы живём в палатке на лесных озёрах по нескольку дней. (34)Наши руки пахнут дымом и брусникой, и этот запах не исчезает неделями. (35)Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.
(36)В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. (37)В Чёрном озере она чёрная и прозрачная. (38)В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. (39)Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. (40)И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.
(41)Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. (42)Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу. (43)Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (44)Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде.
(45)В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. (46)В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
(47)Но большинство озёр всё же чёрные. (48)Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. (49)Бурая листва даёт тёмный настой. (50)Но это не совсем верно. (51)Цвет объясняется торфяным дном озёр, и чем старее торф, тем темнее вода.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Очерки К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» наполнены любовью к родной природе, природе средней полосы России, внешне ничем не примечательной. Но в этой обыкновенности, которую автор сравнивает с обыкновенностью картин Левитана, заключена тихая музыка российских мест. Увидеть краски леса и услышать его звуки, почувствовать, что природа живая, помогают такие тропы, как _____ («ночь смотрит» в предложении 16; «спит вода, спят кувшинки» в предложении 27; «котелок сердится и бормочет» в предложении 28), _____ («как кафедральные соборы» в предложении 2; «как по глубокому дорогому ковру» в предложении 4; «как комья белого пуха» в предложении 27) и _____ («торжественный свет» в предложении 10; «тяжело пылает» в предложении 11; «голубым хрусталём» в предложении 24; «жестяным свистом» в предложении 30).
Для более точного выражения мысли используются сложные предложения различной структуры, а в простых предложениях – _____ (предложения 6, 8, 9, 11, 12, 13, 18, 22).
Список терминов:
1) градация
2) сравнение
3) олицетворение
4) цитата
5) парцелляция
6) эпитет
7) неполные предложения
8) оксюморон
9) ряды однородных членов