(1)Удаляясь, уходя из дома, мы упорно и трудно шли к нему. (2)Чем ближе была Германия, тем ближе был дом, тем быстрее мы возвращались в свою оборванную войной юность, которую, представлялось нам, можно ещё продолжить потом.
(3)Нам было тогда и по двадцать лет и по сорок одновременно.
(4)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, из которого ушли, запомнив его прекрасную утреннюю яркость и тишину. (5)Солнце казалось нам праздничным, встающим над землёй каждый день по своей непреложной закономерности. (6)Все ливни тогда проходили над нашей головой, и мы были только рады блеску молний, пушечным раскатам грома и тёплой влаге на губах. (7)Весь мир, тёплый, мягкий, прозрачно-лучезарный, лежал у наших ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (8)Там, позади, везде была разлита зеленовато-светлая акварель, не было ожесточённой непримиримости и ненависти, и не было жёстких чёрных красок боли и утрат.
(9)За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
(10)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (11)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло может уничтожить бомбёжка. (12)И тогда горизонт утонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов».
(14)Кто из нас мог сказать раньше, что зелёная трава может быть фиолетовой, потом аспидно-чёрной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? (15)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?
(16)Мы входили в разрушенные, безлюдные города, дико зияющие чёрными пустотами окон, провалами подъездов. (17)Поваленные фонари с разбитыми стёклами не освещали толпы гуляющих на израненных воронками тротуарах, не было слышно смеха, не звучала музыка.
(18)Мы узнали, что такое фашизм во всей его человеконенавистнической наготе. (19)За четыре года войны моё поколение познало многое, но наше внутреннее зрение воспринимало только две краски: солнечно-белую и масляно-чёрную. (20)Середины не было. (21)Не было нюансов. (22)Радужные цвета спектра отсутствовали.
(23)Война была жестокой и грубой школой: мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки. (24)Мы ещё не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни. (25)Мы не знали, в какой руке держать вилку, забывали обыденные нормы поведения, скрывали нежность и доброту.
(26)Но наш душевный опыт был переполнен до предела. (27)Мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались – ни до войны, ни после войны. (28)Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами, и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию. (29)Мы смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам. (30)Трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, и мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам.
(31)Неиссякаемое чувство ненависти в наших душах было тем ожесточённее, чем чище, яснее, ранимее было ощущение зелёного, юного и солнечного мира великих ожиданий. (32)Всё это жило в нас, снилось нам. (33)Это сообщало нам силы, это рождало мужество и терпение. (34)Это заставляло нас брать высоты, казавшиеся недоступными.
(35)Наше поколение – те, что остались в живых, – вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. (36)Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. (37)Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему чёрному, жестокому, античеловеческому. (38)И вместе с тем четыре года войны мы сохраняли в себе тепло солнца, естественный цвет молодой травы, улыбку любимой женщины, мягкий блеск фонарей в тёплых сумерках и вечерний снегопад.
(По Ю. В. Бондареву*)
*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) – русский писатель, участник Великой Отечественной войны, представитель так называемой «лейтенантской прозы», автор произведений «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Последние залпы» и мн. др. По нескольким произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Юрий Бондарев известен нам как представитель так называемой «лейтенантской прозы», для которой характерно то, что война показана с точки зрения рядового участника.
Использование такого тропа, как _____ («солнечный мир» в предложении 4; «пушечным раскатам грома» в предложении 6; «прозрачно-лучезарный мир», «голубым апрелем» в предложении 7) позволяет передать отношение автора к миру, который окружал его и его сверстников до войны.
Ощутить весь ужас войны помогает _____ («мир и прочен, и зыбок» в предложении 10; «солнечно-белую и масляно-чёрную» в предложении 19; «не за партами, не в аудиториях, а в мёрзлых окопах», «не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки» в предложении 23). Особую силу и эмоциональную напряжённость придают тексту такие синтаксические средства выразительности, как _____ («простых, элементарных вещей» в предложении 24) и _____ (предложения 10, 11).
Список терминов:
1) антитеза
2) сравнение
3) оксюморон
4) градация
5) парцелляция
6) гипербола
7) анафора
8) эпитет
9) лексический повтор