(1)Один из наших видных учёных как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. (2)Я бы добавил, что великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта – все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются. (3)Время оттачивает и проверяет их.
(4)Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского – «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (5)В этих сказках нет ненужной усложнённости. (6)Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (7)Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?
(8)Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь. (9)Потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (10)И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного. (11)Новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил. (12)До сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников.
(13)Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (14)Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (15)Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (16)И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством. (17)И снова затаилось дыхание и появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо. (18)Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкают, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (19)Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрёпанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестёршимся золотым тиснением на переплётах, книги, раз только раскрытые и даже недолистанные до конца. (20)Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку. (21)К таким не тянется рука с трепетом волнения. (22)Они не друзья, они как надоедливые окрики старших: «Коля, не болтай ногами! Лида, вынь палец изо рта!» (23)И названия книг этих стираются, как будто и нет их.
(24)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей и будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (25)И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще. (26)Здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
(27)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (28)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм (о ритме Чуковского можно говорить особо) являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.
(29)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:
– (30)Братцы, когда ж мой Айболит придёт? (31)Где он?.. (32)Братцы, кто-нибудь… позовите моего Айболита с уколом…
(По Ю. В. Бондареву*)
*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) – русский писатель, участник Великой Отечественной войны, представитель так называемой «лейтенантской прозы», автор произведений «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Последние залпы» и мн. др. По нескольким произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 28–37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Говоря о том, какие книги являются для ребёнка самыми дорогими, автор использует такую стилистическую фигуру, как _____ («зачитанные, затрёпанные – новенькие» в предложении 19).
В рассуждениях об особенностях сказок Чуковского и воздействии их на детей используется _____ («как глагол» в предложении 6; «как прохладный ветерок детства» в предложении 11) и _____ (предложения 16 и 17), что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие текста.
Разнообразен синтаксический строй текста. Для него характерны сложные синтаксические конструкции, а в простых предложениях часто встречаются _____ (предложения 3, 10, 14, 16).
Список терминов:
1) гипербола
2) сравнение
3) метафора
4) оксюморон
5) анафора
6) антитеза
7) риторические вопросы
8) вопросительные предложения
9) ряды однородных членов