Вопросы по предмету Риторика (100 вопросов)

Какие из наук учат создавать тексты?

Филология
Герменевтика
Риторика
Поэтика
Какие из следующих наук учат читать, понимать, извлекать смысл из текстов?

Риторика
Поэтика
Филология
Герменевтика
Содружество гуманитарных наук, сгруппированных вокруг изучения духовной культуры через анализ письменных текстов, - это

герменевтика
литературоведение
поэтика
филология
Наука об истолковании смысла текста - это

филология
литературоведение
поэтика
герменевтика
Наука, изучающая художественную литературу и включающая теорию литературы, историю литературы и литературную критику, - это

филология
герменевтика
поэтика
литературоведение
Часть литературоведения с ориентацией на анализ формальной стороны литературного произведения - это

филология
герменевтика
риторика
поэтика
Считается, что риторика возникла

в V веке нашей эры
в I веке нашей эры
в XX веке нашей эры
в V веке до нашей эры
Возникновение риторики тесно связано

с римской цивилизацией
с германской цивилизацией
с французской цивилизацией
с греческой цивилизацией
Кто является автором античного трактата «Риторика»?

Платон
Цицерон
Квинтиллиан
Аристотель
Кто был создателем первой государственной школы риторики?

Платон
Аристотель
Цицерон
Квинтиллиан
Гомилетика - это

искусство политической речи
искусство разговорной речи
искусство спора
искусство церковной проповеди
Кто является автором средневекового риторического трактата «Риторика»?

Фосс
Скалигер
Беда Достопочтенный
Меланхтон
Кто является автором учебника «Сад красноречия» по риторике во времена Возрождения?

Буало
Путтенхем
Тамплери
Пичем
Формирование риторики в России можно отнести

к эпохе Античности
к эпохе Средневековья
к эпохе Возрождения
к Новому времени
Какой учебник по риторике был впервые переведен на русский язык?

«Сад красноречия»
«Риторика» эпохи Античности
«Красноречие для обучения дамы высшего света»
«Риторика» эпохи Средневековья
Первый этап подготовки речи, на котором оратор должен определить, о чем он будет говорить, называется

диспозицией
элокуцией
топикой
инвенцией
Этап подготовки речи, на котором оратор располагает собранный материал в том порядке, в котором он будет представлен в тексте, называется

инвенцией
элокуцией
топикой
диспозицией
Этап, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца, называется

инвенцией
диспозицией
топикой
элокуцией
Согласно Аристотелю, сущность риторики состоит

в принуждении
в приказании
в послушании
в убеждении
Фрагмент действительности, с которым соотносится речь, называется

темой речи
тезисом речи
целью речи
предметом речи
Определенный аспект речи, выбираемый оратором в силу того, будет ли он интересен для аудитории, более известен оратору, не так сложен, называется

предметом речи
тезисом речи
целью речи
темой речи
Основная мысль речи, которую оратор стремится доказать при помощи специально подобранных аргументов, - это

предметом речи
темой речи
целью речи
тезисом речи
Результат, к которому стремится оратор, является

предметом речи
темой речи
тезисом речи
целью речи
Какие речи, по мнению Аристотеля, ориентированы на будущее, поскольку произносятся в ситуациях, когда имеется необходимость принять наиболее правильное решение?

Судебные речи
Эпидейктические речи
Гомилетические речи
Совещательные речи
Какие речи, по мнению Аристотеля, ориентированы на прошлое, поскольку в них говорится о том, что имело место или не имело его?

Совещательные речи
Эпидейктические речи
Гомилетические речи
Судебные речи
Какие речи, по мнению Аристотеля, содержат похвалу или порицание и ориентированы на настоящее?

Совещательные речи
Судебные речи
Гомилетические речи
Эпидейктические речи
К основным способам, при помощи которых оратор может стремиться к доказательству тезиса, относят

тезис
довод
демонстрацию
стратегии убеждения
Положение, которое необходимо обосновать, доказать, называется

стратегией убеждения
доводом
демонстрацией
тезисом
Суждения, которые приводятся для обоснования тезиса, называются

стратегией убеждения
целью речи
демонстрацией
доводом
К средствам, при помощи которых говорящий демонстрирует связь между тезисом и аргументами, относят

стратегии убеждения
цель речи
довод
демонстрацию
По С. Талмину, положение-аргумент, которое некто стремится подтвердить и обосновать, называется

основанием
обоснованием
поддержкой
заявлением
По С. Талмину, факты, на которых основывается аргумент, называется

заявлением
обоснованием
поддержкой
основанием
По С. Талмину, оценка того, насколько правомерно основывать аргументы на выбранных основаниях, называется

заявлением
основанием
поддержкой
обоснованием
Как называется, согласно С. Талмину, дополнение, с помощью которого говорящий сам задает некоторые вопросы и сам же отвечает на них?

Заявление
Основания
Обоснование
Поддержка
Какой компонент аргумента, согласно С. Талмину, показывает, насколько трудно (или легко) перейти от основания к доказываемому утверждению?

Контрдоказательства
Заявление
Основания
Модальное уточнение
Какой компонент аргумента, согласно С. Талмину, вводится в том случае, если связь между основаниями и утверждением недостаточно очевидна?

Модальное уточнение
Заявление
Основания
Контрдоказательства
Оппонент - это

собеседник
лицо, которое имеет аналогичную точку зрения
лицо, которого необходимо заинтересовать в процессе речи
лицо, которое имеет отличающуюся точку зрения
В чем заключается стратегия убеждения «прямого убеждения»?

Оратор подбирает положения, которые доказывают неправильность точки зрения оппонентов
Оратор выводит из своего тезиса другие положения и доказывает их, а затем из их истинности выводит истинность собственной мысли
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
В чем заключается стратегия убеждения «прямого опровержения тезиса (контртезиса)»?

Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
Оратор выводит из своего тезиса другие положения и доказывает их, а затем из их истинности выводит истинность собственной мысли
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор подбирает положения, которые доказывают неправильность точки зрения оппонентов
В чем заключается стратегия убеждения «косвенного подтверждения»?

Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
Оратор подбирает положения, которые доказывают неправильность точки зрения оппонентов
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор выводит из своего тезиса другие положения и доказывает их, а затем из их истинности выводит истинность собственной мысли
В чем заключается стратегия убеждения «косвенного опровержения контртезиса»?

Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
Оратор подбирает положения, которые доказывают неправильность точки зрения оппонентов
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор выводит из своего тезиса другие положения и доказывает их, а затем из их истинности выводит истинность собственной мысли
В чем заключается стратегия убеждения «аргументы против аргументов»?

Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
Оратор показывает, что из правильных аргументов не вытекает контртезис
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор показывает необоснованность аргументов, которые оппонент приводит в пользу контртезиса, и, делая вывод о необоснованности контртезиса, приходит к истинности тезиса
В чем заключается стратегия убеждения «опровержение демонстрации»?

Оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этот тезис
Оратор показывает необоснованность аргументов, которые оппонент приводит в пользу контртезиса, и, делая вывод о необоснованности контртезиса, приходит к истинности тезиса
Оратор выводит следствие из контртезиса, опровергает их, на этом основании делает вывод о том, что контртезис неверен, и выводит истинность тезиса
Оратор показывает, что из правильных аргументов не вытекает контртезис
Общее место, в соответствии с которым предмет рассматривается как член более широкой категории, на основании чего выделяются его сходство с членами этой категории, есть

имя
род и вид
целое и части
определение
В соответствии с чем оратор обращается к наименованию предмета и его использованию?

В соответствии с определением
В соответствии с родом и видом
В соответствии с целым и частью
В соответствии с именем
В соответствии с чем оратор обращается к более общей категории, к которой принадлежит объект речи?

В соответствии с определением
В соответствии с именем
В соответствии с целым и частью
В соответствии с родом и видом
В соответствии с чем нечто рассматривают как совокупность компонентов?

В соответствии с определением
В соответствии с именем
В соответствии с родом и видом
В соответствии с целым и частью
Какое общее место связано с делением?

Определение
Возможное и невозможное
Целое и части
Собственное и привходящее
В соответствии с каким топосом общего места некое действие или событие рассматриваются как возможные либо невозможные?

В соответствии с определением
В соответствии с именем
В соответствии с целым и частью
В соответствии с возможным и невозможным
Этос - это

доказательства, исходящие от настроения слушателей
доказательства, исходящие от самой речи
доказательства, исходящие от оппонента
доказательства, исходящие от самого говорящего