Ответы на тесты по предмету Культурология (5515 вопросов)

Учение о классовом характере культуры получило развитие в трудах …

Б. Малиновского
Ф. Ницше
А. Тойнби
К. Маркса
К. Маркс расширил понимание культуры, включив в него …

природу
общество
бессознательное началао
материальную практику
По мнению Э. Б. Тайлора, …

развитие культуры определяется уровнем развития производства
культура – система ценностей, прежде всего духовных, накопленных человечеством
культура – инструмент удовлетворения базовых и производных потребностей человека
разнообразие форм культуры – множественность стадий постепенного развития
По мнению Э. Б. Тайлора, возможность взаимопонимания и диалога культур обусловлена …

существованием «коллективного бессознательного»
наличием у людей базовых потребностей
наличием во всех культурах аполлонического и дионисического начал
общими законами происхождения и развития культур
В основе культуры, по мнению Ф. Ницше, лежит …

религия
труд
власть
символ
По мнению К. Юнга для восточных культур характерно ________ мышление.

логическое
дологическое
экстравертное
интровертное
Концепция О. Шпенглера преодолевает __________ понимание истории.

постсовременное
функционалистское
циклическое
линейное
По мнению Й. Хейзинги, вытеснение игры началось в __________ веке, когда духом общества начало завладевать трезвое практическое понятие пользы.

XX
XIV
XIX
XVIII
На определенный образец для подражания опираются __________ нормы.

искусственные
художественные
национальные
эталонные
Формы поведения и общения людей определяются _________ ценностями.

эстетическими
витальными
религиозными
нравственными
Культурология, выделившаяся как отрасль знания из философии, состоит из _________ и _________ уровней.

специализированного
нормативного
эмпирического
теоретического
Процесс культурной изменчивости включает __________ изменчивость.

политическую
технологическую
социальную
историческую
Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) тотемизм %place1%

2) фетишизм %place2%

3) шаманизм %place3%

вера в существование духов и душ
вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства
вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов
Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) магия %place1%

2) тотемизм %place2%

3) анимизм %place3%

вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов
вера в возможность достигнуть поставленной цели сверхъестественным путем
вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
вера в существование духов и душ
Установите соответствие между определением и типом мегалитической постройки:
1) сооружение из нескольких каменных глыб или плит, установленных вертикально и перекрытых горизонтальной плитой
%place1%

2) каменный круг, сложенный из камней 6–7 м в высоту, поставленных вертикально
%place2%

3) огромный, поставленный вертикально камень продолговатой формы
%place3%

мергель
дольмен
кромлех
менгир
Установите соответствие между определением и понятием:
1) способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром
%place1%

2) нерасчлененность элементов культуры
%place2%

3) вера в переселение душ
%place3%

архетип
миф
синкретизм
реинкарнация
Установите соответствие между достижениями в области материальной культуры и эпохами истории человеческого общества:
1) появление костяной иглы с ушком
%place1%

2) появление лука и стрел
%place2%

3) возникновение земледелия
%place3%

энеолит
палеолит
мезолит
неолит
Установите соответствие между скульптором классического периода и его произведением.
1) Фидий
%place1%

2) Мирон
%place2%

3) Поликлет
%place3%

Афродита Книдская
Афина Парфенос
Дискобол
Дорифор
Установите соответствие между произведениями и драматургом.
1) «Орестея», «Прометей прикованный»
%place1%

2) «Медея», «Федра»
%place2%

3) «Царь Эдип», «Антигона»
%place3%

Аристофан
Эсхил
Еврипид
Софокл
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «О природе вещей»
%place1%

2) «О земледелии»
%place2%

3) «Записки о галльской войне»
%place3%

Тит Ливий
Лукреций Кар
Катон Старший
Гай Юлий Цезарь
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Декамерон»
%place1%

2) «Поцелуй Иуды» (капелла дель Арена в Падуе)
%place2%

3) «Весна»
%place3%

Данте Алигьери
Джованни Боккаччо
Джотто ди Бондоне
Сандро Боттичелли
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Сид»
%place1%

2) «Федра»
%place2%

3) «Мизантроп»
%place3%

Жан Лафонтен
Пьер Корнель
Жан Расин
Мольер
Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»:
«…настоящий кризис нашей культуры  и общества заключается именно в разрушении и преобладающей чувственной системы евроамериканской культуры. Будучи доминирующей, чувственная культура наложила отпечаток на все основные компоненты западной культуры и общества и сделала их преимущественно чувственными… Мы живем и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, когда одна форма культуры  и общества исчезает, а другая форма лишь появляется».
По мнению П. Сорокина, кризис чувственной культуры можно рассматривать как этап формирования ________ культуры.
Из статьи Г. С. Померанц:
«Любая эпоха расцвета заканчивается кризисом и поисками главного, способного возвратить смысл существованию общества. Первым таким великим кризисом было «осевое время», время разрушения обособленных культур и создания империй. Империи сначала грубо перемешивали племена, разрушая племенную солидарность, не создавая новой, но постепенно на вызов духовной пустоты родился ответ – мировые религии. Выходом из кризиса «осевого времени» были религии, давшие многим народам одну главную книгу. Главная книга – это Библия, это Коран, это Бхагаватгитта…».
Создателем концепции «осевого времени» был …
П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Понимание труда как предназначения человека характерно для ________ этики.
Из статьи Л. Февра:
«Мир становится образованным. Мир обучается в школе древних римлян и греков. Мир и раньше всех Италия, много раньше, чем другие страны Европы, узнает, обучаясь в этой школе, не только о высоком достоинстве искусства, но и о том, что такое само искусство, что такое Прекрасное. Он узнает об этом из Платона, раньше, чем увидит в Риме, как в кардинальских виноградниках одну за другой извлекают из земли и выносят на свет античные статуи».
Пробуждение интереса к античности является отличительной чертой культуры …
Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанный и представленный на фото собор был заложен …

Даниилом Заточником
Всеволодом Большое Гнездо
Юрием Долгоруким
Андреем Боголюбским
Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом», и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII–XVIII вв., светское начало в нем превалирует над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения.

Описанный и представленный на фотографии храм был построен в память о(об) …

воцарении династии Романовых
победе над поляками
освобождении от монголо-татарского ига
взятии Казани
Из «Домостроя»:
«7. Царя боися и служи ему верою и всегда  о  нем  Бога  моли  и ложно отнюдь не  глаголи пред ним но с покорением истину отвещаи ему яко самому Богу,  и во всем повинуися ему  аще  земному  царю правдою служиши и боишися его тако научишися и Небеснаго Царя боятися сеи временен.
15. А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и  воспитати  в добре  наказании  и  учити страху Божию и вежству и  всякому благочинию.
18. Чада послушаите заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою и послушаите их,  и повинуитеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь  их  и скорбь всякую от всея душа понесите на своеи выи.
29. Подобает поучити мужем жен своих, с любовию и благоразсудным наказанием,  жены  мужеи своих вопрошают о всяком благочинии како душа спасти Богу,  и мужу угодити,  и дом свои добре строити и во всем  ему  покарятися,  и что муж накажет то с любовию приимати и творити по его наказанию».
Идеологию феодальной монархии автор «Домостроя» применил к …

церковной жизни
общественной жизни
государственной службе
частной жизни
Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Трехъярусная колокольня собора высотой 122,5 метра, увенчанная золоченым шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружен голландским мастером  Г.ван Болесом. Здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. Позолоченный резной иконостас выполнен в 1722–1726 году в Москве.

С именем архитектора описанного и представленного на фото собора связано __________ направление в русской архитектуре XVIII в.

классическое
ренессансное
романское
барочное
Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанный и представленный на рисунке собор является …

первым каменным храмом на Руси
главным собором Новгородской республики
главным собором Северо-Восточной Руси
образцом для строительства русских храмов
Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом», и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII–XVIII вв., светское начало в нем превалирует над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения.

Описанный в тексте и представленный на фото храм – это …

Успенский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Собор Василия Блаженного
Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Трехъярусная колокольня собора высотой 122,5 метра, увенчанная золоченым шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружен голландским мастером  Г.ван Болесом. Здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. Позолоченный резной иконостас выполнен в 1722–1726 году в Москве.

Описанный и представленный на фото собор является …

резиденцией российских патриархов
частью ансамбля Московского Кремля
усыпальницей русских императоров
памятником архитектуры петровского барокко
Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанным в тексте и изображенным на фото собором является …
Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом», и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII–XVIII вв., светское начало в нем превалирует над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения.

Описанный в тексте и представленный на фото собор был воздвигнут русскими зодчими Бармой и …
Из былины «Садко»:
«…Ай как был Садко да гусельщик-от,
Ай как только он ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр,
Веселил как он их на честных пирах.
…Ай пошел Садко да ко Ильмень он озеру,
Ай садился он на синь на горючь камень,
Ай как начал он играть во гусли во яровчаты,
А играл с утра как день теперь до вечера.
… Ай как сделал церковь  соборную
Николы да Можайскому,
Ай как другую церковь сделал Пресвятыи богородицы,
Ай как начал господу богу он да молиться,
Ай о своих грехах да он прощатися».
Былины про Садко относятся к сказаниям _______ цикла.
Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Трехъярусная колокольня собора высотой 122,5 метра, увенчанная золоченым шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружен голландским мастером  Г.ван Болесом. Здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. Позолоченный резной иконостас выполнен в 1722–1726 году в Москве.

Архитектором описанного в тексте и представленного на фото собора является …
Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков. Время и пространство не разделены, движущийся космос остается слитным пространственно-временным единством.
Отсутствие доминирующего направления в пространстве определяется из античной концепции гармонического и совершенного шаровидного космоса замкнутого внутри себя.
Известным выражением подобного пространства и своеобразной моделью античного космоса является классический античный храм.

Характерной чертой античного храма является …

стремление ввысь
единение трех областей – божественной, небесной и земной
четкая ориентация по сторонам света
отсутствие четко выраженного пространственного направления
Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса. Столь же не случайно, может быть, и VI в. до н.э. (время поздней архаики) в Аттике характеризуется господством чернофигурной техники в росписи сосудов.
Чернофигурная техника создает теплую благодатную живую среду для человеческой жизни (фон из красной глины, самой своей структурой отражающий, помимо всего, еще и пространственную неоднородность). Фигуры почти неиндивидуальны: черный лак фигур оставляет весьма ограниченные возможности для передачи индивидуальности – тонкая светлая линия, служащая основным средством для этого, тонет в черном массиве лака, лишь усиливая хрупкость индивидуальных черт в общем монолите тела.

Чернофигурная техника в росписи сосудов создает акцент на ________ на фоне пронизанного энергией и светом активного пространства.

пластичности
индивидуальности
свободе человека
телесном человеке
Это аббатство занимало особое место: это было королевское аббатство, где располагалась усыпальница французских королей. С конца Х в. с ним связано родовое знамя Капетингов – стяг святого Дионисия, патрона Галлии (раздвоенное белое полотнище с тремя золотыми лилиями) – оно считалось символом французской монархии. Аббатство было идеологическим центром Франции, в котором неразрывно слились светская и религиозная жизнь.

Создателем готики и влиятельнейшим аббатом храма, описанного и представленного в тексте, был …

Беда Почтенный
Гвиберт  Ножанский
Бернар Клервоский
аббат Сюжер (Сугерий)
Из афоризмов известного итальянского гуманиста:
«Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека».

Автору представленных строк принадлежит честь формирования главного в Возрождении …

нового идеала красоты
светской этики
светской культуры
нового типа личности
Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков. Время и пространство не разделены, движущийся космос остается слитным пространственно-временным единством.
Отсутствие доминирующего направления в пространстве определяется из античной концепции гармонического и совершенного шаровидного космоса замкнутого внутри себя.
Известным выражением подобного пространства и своеобразной моделью античного космоса является классический античный храм.

Гармония античного храма выражена в …

принципе калокагатии
применении ордерной системы
соотношении его элементов
числовом обосновании его структуры
Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса. Столь же не случайно, может быть, и VI в. до н.э. (время поздней архаики) в Аттике характеризуется господством чернофигурной техники в росписи сосудов.
Чернофигурная техника создает теплую благодатную живую среду для человеческой жизни (фон из красной глины, самой своей структурой отражающий, помимо всего, еще и пространственную неоднородность). Фигуры почти неиндивидуальны: черный лак фигур оставляет весьма ограниченные возможности для передачи индивидуальности – тонкая светлая линия, служащая основным средством для этого, тонет в черном массиве лака, лишь усиливая хрупкость индивидуальных черт в общем монолите тела.

Чернофигурная роспись происходит от примитивных рисунков на сосудах более древнего ________ стиля.

краснофигурного
стилизованного
геометрического
протоатического
Это аббатство занимало особое место: это было королевское аббатство, где располагалась усыпальница французских королей. С конца Х в. с ним связано родовое знамя Капетингов – стяг святого Дионисия, патрона Галлии (раздвоенное белое полотнище с тремя золотыми лилиями) – оно считалось символом французской монархии. Аббатство было идеологическим центром Франции, в котором неразрывно слились светская и религиозная жизнь.

Архитектурный стиль, созданный аббатом описанного и представленного на рисунке собора, называется …

романским
классицизмом
готикой
архитектурой света
Из афоризмов известного итальянского гуманиста:
«Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека».

Гуманизм был течением, которое впервые обратилось преимущественно к человеку. Его выдвижение ознаменовало начало формирования ренессансного …

теоцентризма
космизма
антропологизма
антропоцентризма
Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков. Время и пространство не разделены, движущийся космос остается слитным пространственно-временным единством.
Отсутствие доминирующего направления в пространстве определяется из античной концепции гармонического и совершенного шаровидного космоса замкнутого внутри себя.
Известным выражением подобного пространства и своеобразной моделью античного космоса является классический античный храм.

На фото представлен храм ________ в Пестуме, являющийся образцом дорического стиля в античной архитектуре.
Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса. Столь же не случайно, может быть, и VI в. до н.э. (время поздней архаики) в Аттике характеризуется господством чернофигурной техники в росписи сосудов.
Чернофигурная техника создает теплую благодатную живую среду для человеческой жизни (фон из красной глины, самой своей структурой отражающий, помимо всего, еще и пространственную неоднородность). Фигуры почти неиндивидуальны: черный лак фигур оставляет весьма ограниченные возможности для передачи индивидуальности – тонкая светлая линия, служащая основным средством для этого, тонет в черном массиве лака, лишь усиливая хрупкость индивидуальных черт в общем монолите тела.

Чернофигурная керамика VI в. до н. э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой …
В античной традиции человек-микрокосм – сильно разделенная целостность, связанная, может быть, больше с космосом, чем с самим собой: точно в таких же отношениях находится он и с другим подобием космоса, с социальным микрокосмом – с государством.
В политических концепциях нет личности, интуиция целого, полиса, даже при гораздо более рельефном осознании его раздельности, структурности и неоднородности, всегда остается главенствующей.
Ярче всего это выразил Аристотель: «Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек, и поэтому основная задача граждан заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй».
Зримым проявлением преимущества права целого была практика ______, возникшая как раз в эпоху формирования в Афинах зрелой демократической системы.
Это аббатство занимало особое место: это было королевское аббатство, где располагалась усыпальница французских королей. С конца Х в. с ним связано родовое знамя Капетингов – стяг святого Дионисия, патрона Галлии (раздвоенное белое полотнище с тремя золотыми лилиями) – оно считалось символом французской монархии. Аббатство было идеологическим центром Франции, в котором неразрывно слились светская и религиозная жизнь.

Древнейшим готическим храмом в Европе, хранителем исторического наследия Франции, представленным на фото, является …
Из афоризмов известного итальянского гуманиста:
«Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека».

Представителем раннего гуманизма, поставившим центральную проблему Ренессанса, автором приведенных строк, изображенным на рисунке, является …
Из работы К. Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».
Для эпохи «осевого времени» характерно появление …

первых цивилизаций
мировых империй
современной науки
философии
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты  исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».
В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.

политическая
культурная
религиозная
общественно-экономическая
«Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделилась в особые категории деятельности, и напрасно приписывают этим первобытным цивилизациям…специально религиозный характер. Конечно, в эти первобытные времена, когда анализ играл еще весьма слабую роль в умственной деятельности человека, находившегося под подавляющим влиянием великого целого, мистико-религиозное направление проникало весь строй тогдашнего общества; но это значит только, что религиозная область, как и все прочие, еще не выделилась, не обособилась».
Концепция «культурно-исторических типов» была разработана …
(Укажите фамилию.)
Из работы К. Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей… Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть, где с поразительной плодотворностью шло также формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некой эмпирической основой для Запада, да и Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки их исторической значимости».
«Осевому времени», по мнению К. Ясперса, предшествовала _________ эпоха.
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русской и византийской иконописи божественный свет обозначался ___________ цветом.

голубым
белым
красным
золотым
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Описанная ситуация характерна для русской иконописи _________ века, когда и была создана представленная икона «Троица».

XVIII
XVI
XV
XVII
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Древние формы русской жизни, по мнению автора представленного текста, базировались на неиспорченной индивидуальности нашего племени и святости …

государственной власти
закона
фигуры монарха
семейных уз
Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.

Описана и представлена на фото церковь …

Николы в Хамовниках
Рождества Богородицы в Путинках
Иоанна Богослова в Ростове
Покрова в Филях
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русском эстетическом сознании свет воспринимался синонимом …

власти
богатства
славы
духовности
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

Русская иконопись отразила такие противоречия рассматриваемого столетия, как противоборство …

византийской и русской традиции
русской и западной культуры
традиции и требований современности
церковного и мирского начал
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Автор текста, как следует из представленного отрывка, идеализирует ________ допетровской Руси.

военную организацию
экономическое развитие
политическое устройство
религиозную жизнь
Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.

Архитектурный стиль, в котором выполнена описанная в тексте и представленная на фото церковь, характеризуется такими чертами, как …

простотой
соответствием византийским канонам
пышностью
влиянием западноевропейской архитектуры
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

Золотой свет, как выражение «радования», присутствует на представленной на фото иконе …
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».

На фото представлена «Троица», написанная …
Подобно знаменитой Коломенской церкви эта церковь черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком убывающие в объеме восьмерики… Красный кирпич гладких стен и белокаменные наличники с тонкими колоннами, и кружево «петушиных гребешков», и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами.

Описанная в тексте и представленная на фото церковь выполнена в стиле ____________, получившим распространение в России в последнее десятилетие XVII в.
Из «Божественной  комедии»:
…Так и мой дух, еще в смятенье бега,
Вспять обернулся, озирая путь,
Где, кроме смерти, смертным нет ночлега.
Когда я телу дал передохнуть,
…То, прочитав над входом, в вышине
«Оставь надежду всяк сюда входящий»…
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».

Творчество автора данных строк возвестило наступление новой культурно-исторической эпохи – …

Реформации
Средневековья
Просвещения
Ренессанса
Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари:
«Этот живописец родился в 1266 г. во Флорентийской области. Первые его живописные работы находились в капелле главного алтаря Флорентийского аббатства, где он выполнил много вещей, почитавшихся прекрасными, в особенности же Богоматерь, получающую благую весть, ибо в ней он живо выразил страх и ужас, внушенные деве Марии приветствующим ее Гавриилом, так что кажется, будто она, вся охваченная величайшим смятением, чуть не собирается обратиться в бегство. Однако во Флоренции ему не пришлось долго задержаться, ибо он был приглашен на работу к синьорам дела Скала в Падую, где и расписал в Санто, церкви, построенной  в те времена, прекрасную капеллу».


Благовещение. Между 1305 и 1313 годами. Деталь. Фреска капеллы Скровеньи, Падуя.
Создателем новой живописной системы, великим преобразователем всей европейской живописи, родоначальником нового искусства, о котором идет речь в тексте и фрагмент фрески которого представлен на рисунке, является …

Ченни ди Пепо (Чимабуэ)
Паоло Учелло
Сандро Боттичелли
Джотто ди Бондоне
Из «Божественной  комедии»:
…Так и мой дух, еще в смятенье бега,
Вспять обернулся, озирая путь,
Где, кроме смерти, смертным нет ночлега.
Когда я телу дал передохнуть,
…То, прочитав над входом, в вышине
«Оставь надежду всяк сюда входящий»…
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».

«Божественная комедия» – непревзойденный шедевр мировой литературы, это грандиозная картина …

генеалогии богов
небесного мира
мироздания
человеческого бытия
Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари:
«Этот живописец родился в 1266 г. во Флорентийской области. Первые его живописные работы находились в капелле главного алтаря Флорентийского аббатства, где он выполнил много вещей, почитавшихся прекрасными, в особенности же Богоматерь, получающую благую весть, ибо в ней он живо выразил страх и ужас, внушенные деве Марии приветствующим ее Гавриилом, так что кажется, будто она, вся охваченная величайшим смятением, чуть не собирается обратиться в бегство. Однако во Флоренции ему не пришлось долго задержаться, ибо он был приглашен на работу к синьорам дела Скала в Падую, где и расписал в Санто, церкви, построенной  в те времена, прекрасную капеллу».


Благовещение. Между 1305 и 1313 годами. Деталь. Фреска капеллы Скровеньи, Падуя.
Принципиальная новизна творчества Джотто заключается в …

введении античной перспективы
символизме и схематизме
наличии пейзажного фона
принципе светотеневой моделировки
Из «Гамлета»  Вильяма Шекспира:
«…На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, кажется мне пустынным мысом; этот несравненнейший полог, воздух, видите ли, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем, все это кажется мне не чем иным, как мутным и чумным скоплением паров. Что за мастерское создание – человек? Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что для меня эта квинтэссенция праха?»
В творчестве Шекспира отразился кризис, переживаемый _________ на рубеже XVI–XVII веков.

английским королевским двором
европейской  монархией
английским обществом
гуманистическим мировоззрением
Из «Божественной  комедии»:
…Так и мой дух, еще в смятенье бега,
Вспять обернулся, озирая путь,
Где, кроме смерти, смертным нет ночлега.
Когда я телу дал передохнуть,
…То, прочитав над входом, в вышине
«Оставь надежду всяк сюда входящий»…
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».

Вход, над которым автор строк увидел надпись «Оставь надежду всяк, сюда входящий», ведет в …
Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари:
«Этот живописец родился в 1266 г. во Флорентийской области. Первые его живописные работы находились в капелле главного алтаря Флорентийского аббатства, где он выполнил много вещей, почитавшихся прекрасными, в особенности же Богоматерь, получающую благую весть, ибо в ней он живо выразил страх и ужас, внушенные деве Марии приветствующим ее Гавриилом, так что кажется, будто она, вся охваченная величайшим смятением, чуть не собирается обратиться в бегство. Однако во Флоренции ему не пришлось долго задержаться, ибо он был приглашен на работу к синьорам дела Скала в Падую, где и расписал в Санто, церкви, построенной  в те времена, прекрасную капеллу».


Благовещение. Между 1305 и 1313 годами. Деталь. Фреска капеллы Скровеньи, Падуя.
Цикл росписей в капелле в Падуе, фрагмент которых изображен на картине, посвящен сказаниям о жизни …
Из «Гамлета»  Вильяма Шекспира:
«…На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, кажется мне пустынным мысом; этот несравненнейший полог, воздух, видите ли, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем, все это кажется мне не чем иным, как мутным и чумным скоплением паров. Что за мастерское создание – человек? Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что для меня эта квинтэссенция праха?»
В. Шекспир создал классические образцы ________ произведений Возрождения.
Из работы Д. С. Лихачева:
«Могучие токи нового предвозрожденческого движения захватили собою не только всю Западную Европу, Византию, но также Псков, Новгород, Москву, Тверь, весь Кавказ и часть Малой Азии. На всем пространстве этой колоссальной территории мы встречаемся с однородными явлениями, вызванными развитием демократической жизни в городах и усиленными культурным общением стран. Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силой, чем где бы то ни было…
Предвозрождение резко изменило культурное лицо средневековья, принесло огромное тематическое обогащение искусству. Выдвижение на первое место чувств, чувственного опыта, внутренней жизни человека и первые проблемы индивидуализма имели очень большое значение для всего европейского искусства и, в частности, для поразительного по силе изобразительного искусства Новгорода XIV в. Исследователи… сравнивали …. с Беато Анжелико, с Чимабуэ, с мастерами сиенских и умбрийских школ, с мастерами античности, с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. И действительно в творчестве… есть нечто, что роднит его с лучшими мастерами человечества: глубокий гуманизм, высокий идеал человечности, отличавший и гениев античности, и гениев Возрождения…».
Наиболее выдающимся представителем русской иконописи указанного периода является …

Олимпий
Симон Ушаков
Дионисий
Андрей Рублев
Эразм Роттердамский:
«…В общем, ежели поглядеть с луны по примеру Мениппа на людскую суматоху, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, строящих козни, грабящих, обманывающих, развратничающих, рождающихся, падающих, умирающих. Нельзя представить себе, сколько движения, сколько трагедий в жизни этих недолговечных тварей, ибо сплошь да рядом военная буря или чума губит и уничтожает их целыми тысячами».
Эразм Роттердамский – знаменитый нидерландский …

церковный деятель
политический деятель
оратор
гуманист
Из работы Ж. Ле Гоффа:
«Крестовые походы воспринимались рыцарями и крестьянами XI в. как очищающее средство от перенаселенности Запада; жажда заморских земель, богатства, фьефов их увлекала более всего. Но эти походы не утолили жажды земли у западных людей, и последние вынуждены были вскоре искать решение проблемы в самой Европе. Святые земли, ставшие ареной войны, не были источником хороших или плохих заимствований, о которых заблуждавшиеся историки некогда с увлечением писали. Крестовые походы не способствовали подъему торговли, который начался  благодаря прежним связям с мусульманским миром; они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, которые проникли в Европу иными путями; они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии и Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем в Палестине…».
Новыми явлениями в средневековой культуре эпохи крестовых походов были …

идеологическая монополия церкви
рост числа монастырей
развитие городов как экономических центров
появление университетов
Из работы Д. С. Лихачева:
«Могучие токи нового предвозрожденческого движения захватили собою не только всю Западную Европу, Византию, но также Псков, Новгород, Москву, Тверь, весь Кавказ и часть Малой Азии. На всем пространстве этой колоссальной территории мы встречаемся с однородными явлениями, вызванными развитием демократической жизни в городах и усиленными культурным общением стран. Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силой, чем где бы то ни было…
Предвозрождение резко изменило культурное лицо средневековья, принесло огромное тематическое обогащение искусству. Выдвижение на первое место чувств, чувственного опыта, внутренней жизни человека и первые проблемы индивидуализма имели очень большое значение для всего европейского искусства и, в частности, для поразительного по силе изобразительного искусства Новгорода XIV в. Исследователи… сравнивали …. с Беато Анжелико, с Чимабуэ, с мастерами сиенских и умбрийских школ, с мастерами античности, с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. И действительно в творчестве… есть нечто, что роднит его с лучшими мастерами человечества: глубокий гуманизм, высокий идеал человечности, отличавший и гениев античности, и гениев Возрождения…».
Характерными чертами нового иконописного стиля, формировавшегося на рубеже XIV–XV вв., являлись …

использование светотени при передаче объема
темные краски
отсутствие глубины
легкость композиции
Из работы Ж. Ле Гоффа:
«Крестовые походы воспринимались рыцарями и крестьянами XI в. как очищающее средство от перенаселенности Запада; жажда заморских земель, богатства, фьефов их увлекала более всего. Но эти походы не утолили жажды земли у западных людей, и последние вынуждены были вскоре искать решение проблемы в самой Европе. Святые земли, ставшие ареной войны, не были источником хороших или плохих заимствований, о которых заблуждавшиеся историки некогда с увлечением писали. Крестовые походы не способствовали подъему торговли, который начался  благодаря прежним связям с мусульманским миром; они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, которые проникли в Европу иными путями; они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии и Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем в Палестине…».
В эпоху крестовых походов в западноевропейском искусстве господствовал _________ стиль.
Из работы Д. С. Лихачева:
«Могучие токи нового предвозрожденческого движения захватили собою не только всю Западную Европу, Византию, но также Псков, Новгород, Москву, Тверь, весь Кавказ и часть Малой Азии. На всем пространстве этой колоссальной территории мы встречаемся с однородными явлениями, вызванными развитием демократической жизни в городах и усиленными культурным общением стран. Многие черты этого предвозрожденческого движения сказались на Руси с большей силой, чем где бы то ни было…
Предвозрождение резко изменило культурное лицо средневековья, принесло огромное тематическое обогащение искусству. Выдвижение на первое место чувств, чувственного опыта, внутренней жизни человека и первые проблемы индивидуализма имели очень большое значение для всего европейского искусства и, в частности, для поразительного по силе изобразительного искусства Новгорода XIV в. Исследователи… сравнивали …. с Беато Анжелико, с Чимабуэ, с мастерами сиенских и умбрийских школ, с мастерами античности, с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. И действительно в творчестве… есть нечто, что роднит его с лучшими мастерами человечества: глубокий гуманизм, высокий идеал человечности, отличавший и гениев античности, и гениев Возрождения…».
Наиболее выдающимся произведением русской иконописи рубежа XIV–XV вв., воплотившим в себе достижения нового стиля, является …
Эразм Роттердамский:
«…В общем, ежели поглядеть с луны по примеру Мениппа на людскую суматоху, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, строящих козни, грабящих, обманывающих, развратничающих, рождающихся, падающих, умирающих. Нельзя представить себе, сколько движения, сколько трагедий в жизни этих недолговечных тварей, ибо сплошь да рядом военная буря или чума губит и уничтожает их целыми тысячами».
В тексте приведен отрывок из самого знаменитого произведения Эразма Роттердамского …
Для контркультуры не характерен(-о, -а, -ы) …

стремление переделать мир
ценностный нигилизм
оппозиция к доминирующей культуре
единые ценности с доминирующей культурой
Различие между культурологией и философией культуры заключается в том, что в основе культурологии лежит изучение …

всей культуры, а философия исследует лишь сферу социальных процессов
становления культуры, а в основе философии – развитие культуры
лишь традиционных культур, а философия изучает все существующие культуры
культурных феноменов, а философия занимается универсальными метафизическими проблемами
Возникновение культурологии во многом связано с …

открытием новых континентов
изучением духовной жизни человека как основы культуры
исследованием исторической динамики культуры
разрывом между накопленным объемом знаний о культуре и уровнем их систематизации
Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.

морфологическую
генетическую
социальную
историческую
Процесс культурной изменчивости включает ________ изменчивость.

генетическую
морфологическую
социальную
историческую
В культурологии, как отрасли знания, можно выделить ______ и ______ уровни.

специализированный
нормативный
эмпирический
теоретический
Задача культурологии как науки заключается в том, чтобы …

применить для изучения культуры только ей присущую методику исследования
рассмотреть культуру под собственным углом зрения
привести разнохарактерные данные о культуре в систему
синтезировать различные подходы
Появление культурологии не было обусловлено …

необходимостью целостного анализа культуры как объекта государственной политики
стремлением к выработке наиболее объективного понимания культуры, способствующего диалогу культур
накоплением научных знаний о художественной культуре
выделением культуры в отдельную сферу деятельности человека
В предмет культурологии не входит …

раскрытие динамики и технологий функционирования, трансляции и интерпретации культуры
выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры
изучение проблемы психотипа личности
изучение социальной структуры общества как главного потребителя культуры
Основные отличия культурной антропологии от культурологии заключаются в том, что она …

отвечает на вопросы о том, как возникает культура
изучает эволюционные механизмы развития культуры
носит по преимуществу практический характер
не обращается к проблемам кризиса культуры
В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а …

изучением форм и строения отдельных артефактов, культурных образцов
приобщением индивида к культуре, усвоением им привычек, норм, образцов, свойственных данной культуре
выявлением закономерностей возникновения фактов
познанием принципов развития культуры
В отличие от социологии, культурология акцентирует внимание на вопросах, связанных с …

процессами утверждения общественных норм
качествами, характеризующими отношения между людьми
функционированием культуры как целого
общностью и отличием отечественной и европейской культуры
Если за основу структурирования культурологии принять познавательную сферу, в рамках которой накапливалось знание о культуре, то можно выделить _______ пласты исследования.

онтологический
гносеологический
историко-культурологический
философско-культурологический
Если в качестве критерия структуры культурологии выбрать основные компоненты предмета культурологии, то в структуре дисциплины можно выделить …

философию культуры
социальную культуру
антропологию культуры
онтологию культуры
В ядро культурологического знания входят …

социология культуры
история культуры
теории и концепции культуры
культурные универсалии
Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура …

есть совокупность форм жизнедеятельности людей
развивается путем передачи от поколения к поколению накопленного опыта в символической форме
есть мир вещей, созданных человеком
есть мир вещей, противостоящий природе
К основным функциям культуры относятся ______ функции.

контролирующая
соматическая
информационная
социализации
Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделить …

западную культуру
античную культуру
культуру социальных общностей
субкультуру
Марк Туллий Цицерон рассматривал культуру как …

возделывание почвы
универсальное качество любого человека
все облагороженное, усовершенствованное
совершенствование души
В эпоху Античности культура отождествлялась с воспитанием и образованием, результатом которого было …

умение обходиться без внешних авторитетов, к числу которых принадлежат боги
формирование профессионала
совершенствование человека как личности
существование в гармонии с природным космосом