Ответы на тесты по предмету Культурология (5515 вопросов)

А. Тойнби полагал, что в развитии цивилизации и формировании ее особенностей важнейшую роль играет…

Бог
варварский мир
инертное большинство
духовная элита
Автор книги «Закат Европы» ____________ полагал, что европейская культура вступила в последнюю стадию своего существования – перешла к цивилизации.

К. Юнг
А. Тойнби
В. Дильтей
О. Шпенглер
Автор концепции «вызов-ответ», объясняющей механизм развития цивилизаций, –…

Г. Спенсер
О. Шпенглер
Ф. Ницше
А. Тойнби
Как полагал О. Шпенглер,…

необходим диалог культур
культуры находятся в постоянном взаимодействии
культуры развиваются в процессе взаимовлияния
диалог культур невозможен
По мнению О. Шпенглера, формы культуры можно вывести из …

логоса
синто
дао
прасимвола
Становление культуры О. Шпенглер связывал с двумя сословиями – …

мещанством и духовенством
дворянством и крестьянством
духовенством и крестьянством
дворянством и духовенством
Автором книги «Закат Европы», полагавшим, что любая культура в своем развитии проходит стадии рождения, становления, зрелости, старения и гибели, является …

А. Тойнби
В. Дильтей
К. Юнг
О. Шпенглер
А. Тойнби полагал, что для возникновения цивилизации помимо объективной основы (неолитической революции) необходим(ы), например, …

мягкий климат
судоходные реки
плодородные почвы
«стимул давления»
В цивилизационной концепции А. Тойнби такое историческое событие, как нападения варваров на границы Римской империи, можно назвать …

«стимулом религии»
«стимулом поощрения»
«стимулом социального ущемления»
«стимулом давления»
В цивилизационной концепции А. Тойнби такое историческое событие, как нападение персов на греческие полисы, можно назвать …

«стимулом давления»
«стимул бесплодной земли»
«стимулом религии»
«стимулом удара»
Согласно теории А. Тойнби, нельзя назвать «континентальной» ________ цивилизацию.

российскую
китайскую
индскую
египетскую
Модернистская неклассическая модель культуры разработана в трудах…

Д. Белла, О. Тоффлера, Д. Гелбрейта
И. Канта, Г. Гегеля, Ж. Ж. Руссо
Ж. Д. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды
Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Камю
А. Бергсон…

автор концепции культурного релятивизма
сторонник концепции цикличности развития культур
основоположник функционализма в культурологии
автор своеобразной элитарной концепции культуры
Идея самостоятельности и самобытности культур, выявляющая их уникальность, своеобразие и особенность их исторически конкретных форм характерна для ______________ этапа развития философии культуры.

индустриального
синергетического
эволюционного
постклассического
Идея продвижения к сверхчеловеку, превосходящего современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам, как задача культурного совершенствования принадлежит…

Л. Уайту
Э. Кассиреру
О. Шпенглеру
Ф. Ницше
В европейском искусстве ____________ видит продолжение традиций античной культуры, рассматривая дионисийское искусство как своеобразный символ жизненности…

В. Соловьев
В. Дильтей
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
«Природу мы объясняем, а человека же мы должны понять, путем «вживания», «вчувствования» - утверждал представитель «философии жизни»…

Э. Кассирер
М. Фуко
О. Шпенглер
В. Дильтей
Понять современные культуры – это одно, а совсем другое – постичь «мертвые» ныне культуры инков и египтян, утверждает видный представитель «философии жизни» __________, разработавший приемы и методы герменевтики.

О. Шпенглер
Ф. Ницше
А. Шопенгауэр
В. Дильтей
Разработка философской теории символов в книге «Философия символических форм» предпринята…

К. Леви-Стросом
Л. Уайтом
Й. Хейзингом
Э. Кассирером
Культура – это символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность – утверждал…

О. Шпенглер
Л. Уайт
П. Сорокин
Э. Кассирер
Понимание цивилизации как совокупности крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, как завершение, окоченение и духовная старость культуры принадлежит…

З. Фрейду
К. Ясперсу
А. Тойнби
О. Шпенглеру
Понимание культуры как целостного единства форм мышления и творчества, характерно для…

А. Радклифф-Брауна
Э. Тайлора
Н. Данилевского
О. Шпенглера
Идея о цикличной смене замкнутых, независимых культур, каждая из которых «расцветает» изолированно от других и «умирает» осуществив свои возможности, принадлежит…

П. Сорокину
К. Ясперсу
З. Фрейду
О. Шпенглеру
«Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью» – полагал…

У. Эко
М. Фуко
К. Ясперс
О. Шпенглер
Кто из культурологов принципиально изменил подход к анализу великих культур, сделав акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры…

Р. Бенедикт
А. Тойнби
К. Ясперс
П. Сорокин
«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность» – полагал…

З. Фрейд
Г. Спенсер
Б. Малиновский
П. Сорокин
Чувственный тип культуры по П. Сорокину можно определить как…

греховность всего чувственного, телесного
скептицизм и нигилизм
аскетизм
активный эпикуреизм
Буддистская, ламаистская, греческая культура VIII-VI вв. до н.э., культура Брахманской Индии и европейского Средневековья, являются проявлениями __________ культуры

постмодернисткой
постфигуративной
рациональной
идеациональной
«Реальность в ней воспринимается как сверхчувственное нематериальное бытие. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности, а идеалом становятся аскетизм, отшельничество, житие духовных отцов» – писал П.А.Сорокин о(б) __________ культуре.

материальной
магической
архаической
идеациональной
Высшим принципом _________ культуры, по мнению П.А.Сорокина, является – бесконечность и сверхчувственность божества – Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, создателя мира и человека.

рациональной
магической
чувственной
идеациональной
Чувственная культура у П. Сорокина – это культура…

фаустовская
аполлоническая
чистая, возвышенная, духовная, аскетичная
сенсорная, светлая, утилитарная, подчиненная чувственным удовольствиям
Ключом к пониманию всемирной истории культуры выступает символ. В каждой культуре и в каждой исторической эпохе существует свой символ, представляющий ее знак, считает…

П. Сорокин
В. Соловьев
А. Тойнби
О. Шпенглер
Современная эпоха – эпоха цивилизации, а не культуры, – убежден…

П. Сорокин
Н. Данилевский
А. Тойнби
О. Шпенглер
Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, значения и символы на основе внешних признаков, черт, в котором неприемлемы строгие научные понятия и доказательства, применяет…

П. Сорокин
А. Тойнби
Н. Данилевский
О. Шпенглер
Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, значения и символы на основе внешних признаков, черт, получил у О. Шпенглера название…

функциональный
структуралистский
герменевтический
физиогномический
В основу своей классификации цивилизаций А. Тойнби кладет…

региональный принцип
семиотический принцип
национально-этнический принцип
общность религии и степень удаленности от того места, где данная культура первоначально возникла
Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние, духовные силы для Ответа на Вызов истории, – полагал…

Н. Данилевский
О. Шпенглер
П. Сорокин
А. Тойнби
Вызов и Ответ как всеобщий закон генезиса цивилизаций разработаны в концепции…

Н. Данилевского
О. Шпенглера
К. Ясперса
А. Тойнби
Акты социального и культурного творчества, придающие энергичный импульс развитию цивилизации – удел творцов-одиночек (творческой личности) либо творческого меньшинства, считал…

О. Шпенглер
Н. Данилевский
П. Сорокин
А. Тойнби
Разработка физиогномического метода в постижении культуры, позволяющего по деталям орнамента, архитектурного стиля, письма восстановить основные черты исторической культуры, принадлежит…

К.К. Юнгу
М. Гефтеру
К. Леви-Стросу
О. Шпенглеру
Скульптурные изображения обнаженного человека, чувственные культы олимпийских богов, античный храм,  - это символы ______ души

дионисийской
фаустовской
магической
аполлоновской
Романский стиль, искусство фуги в музыке, католическая и протестантская догматика, идеал Мадонны, готический храм, – это символы __________ души

магической
египетской
аполлоновской
фаустовской
Астрология и алхимия, мозаика и арабески, халифаты и мечети, таинства и священные книги персидской, индийской, христианской религии, – это символы _________ души

фаустовской
египетской
аполлоновской
магической
Последователи концепции Н.Я. Данилевского

К. Леви-Строс, Ф. де Сессюр, Эвонс - Притчард
Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс
Э. Талор, Дж. Фрезер, Л. Морган
О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев
Для О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, П. Сорокина характерно (-а)…

вера в общественный прогресс
критика цивилизации как технологической и утилитарной формы, противостоящей культуре
противопоставление культуры и  цивилизации
представление о культурах как «исторических индивидуальностях», имеющих свой жизненный цикл
Для чувственного типа культуры характерно, что…

на первый план выступает живопись и пластическое искусство
главной ценностью культуры является Бог – творец человека и окружающего мира
значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным
внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт и соответствие земному миру
На 3 основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, негативных творцов истории, которые способствовали гибели дряхлых цивилизаций и народов, творческий дух которых задерживается на ранней стадии, разделил все народы…

К. Ясперс
А. Тойнби
П. Сорокин
Н Данилевский
Н.Я. Данилевский выделяет 3 периода в исторической жизни культур…

теологический, метафизический, позитивный
период магии, религии, науки
модернистский
этнографический, политический, цивилизационный
В основу концепции исторической типологии Н. Данилевским положен…

национально-этнический принцип
принцип общности религии
принцип общности природно-климатических условий
принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культур
Н. Данилевский…

убежден, что европейская культура – это наиболее высокоразвитая из всех культур и все культуры будут постепенно подтягиваться до ее уровня
критикует идею многообразия развития культур
уверен, что развитие европейкой культуры является образцом, которому должны следовать неевропейские народы
возражает против однолинейной схемы истории культуры, утверждая идею многообразия культур всех народов
Пять законов движения и развития культурно-исторического типа, которые одновременно означают и необходимые условия его возникновения и развития сформулировал…

А. Тойнби
О. Шпенглер
К. Ясперс
Н. Данилевский
Способы распространения цивилизаций, которые неприемлемы для Н. Данилевского…

пересадка с одного места на другое посредствам колонизации
«прививка»
«улучшенное питание», то есть внешнее содействие собственному развитию той или иной культуры
насильственная экспансия, уничтожающая уникальность и самобытность культуры
Главное назначение культуры Н.Я. Данилевский видит в…

развитии европейского духа  и проникновения его во все народы и культуры
реализации своего жизненного пути от зарождения к финишу, чтобы растратив творческие силы одряхлеть
дотягивании неевропейских народов к высшему образцу Европейской культуры
максимальном развитии творческой самобытности народов
Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, а  в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях, считает…

А. Тойнби
К. Ясперс
О. Шпенглер
Н. Данилевский
«Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, современность есть фаза цивилизации, а не культуры» – полагал…

К. Ясперс
З. Фрейд
Э. Тайлор
О. Шпенглер
В учении К. Юнга о коллективном бессознательном архетип – это…

образ античного искусства
религиозно-мифологический знак
синоним символа
образ, связанный с древними слоями человеческой психики, основанными на инстинктах
Учение о двух началах культуры – аполлоновском и дионисийском – создал...

К. Юнг
Э. Тайлор
З. Фрейд
Ф. Ницше
З. Фрейд полагал, что в основе культурного творчества лежит __________, преобразующая запретные импульсы либидо.

модификация
агрессия
коммуникация
сублимация
Ф. Ницше, выдвинув идею «вечного возвращения», …

считал прогресс неизбежным
полагал, что прогресс не является прямолинейным
False
признавал одновременным научно-технический и духовный прогресс
отвергал прогресс
З. Фрейд считал, что в основе культуры лежит…

высшее духовное единство людей
стремление к коллективному бессознательному
религия
отказ от удовлетворения своих природных потребностей
К. Юнг считал основной задачей культуры…

утверждение приоритета разума
создание простора для использования интуитивных начал
восстановление архаического мышления
толкование архетипической символики для облегчения процесса индивидуации
Философ, автор работ «Душа человека», «Искусство любить», – …

К. Юнг
Г. Рохейм
А. Камю
Э. Фромм
В XX веке исследователей привлекает изучение …

культурных констант, то есть устойчивых элементов, существующих в низменном виде во всех культурах
различных фаз и стадий изменения и развития культуры
культуры человечества в целом
культурного многообразия и различий в культурах
Основателем психоаналитического подхода к изучению культуры является…

А. Адлер
Э. Фромм
К. Юнг
З. Фрейд
Как полагал ___________, культура родилась из культа, истоки ее сакральны, она имеет религиозные основы.

М. Каган
А. Флиер
Ю. Лотман
Н. Бердяев
Ю. Лотман полагал, что культуру каждого коллектива можно рассматривать как совокупность…

функций
структур
образов
языков
Евразийская концепция получила развитие в работах …

Ю. Лотмана, А. Флиера
В. Соловьева, М. Кагана
А. Флиера, В. Вернадского
Н. Трубецкого, П. Савицкого
Ценностный аспект культуры был разработан …

А. Радугиным
В. Розановым
А. Флиером
М. Каганом
Автором работы «Культурогенез» является представитель современной культурологической мысли России …

В. Соловьев
М. Булгаков
М. Каган
А. Флиер
Постмодернистская модель культуры конституируется в…

1800-1860-е гг.
конце XVIII – начале XIX века
конце XVI- XVII века
конце 60-х-70-е годы XX века
П. Сорокин – это…

автор концепции культурно-исторических типов
сторонник герменевтического метода в культурологии
представитель эволюционистского направления в изучении культур
автор концепции социокультурной динамики
Философско-историческое направление в культурологии 2-ой половины XIX – начала XX века связано с именами…

А.С. Хомякова, И.В. Киреевского
Д.С. Лихачева, М. Гефтера
А.И. Герцена, В.Г. Белинского
В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина
Религия – защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями – полагал…

К. Юнг
Б. Малиновский
Э. Тайлор
З. Фрейд
Идея рассмотрения мифа, языка, искусства как символических форм культуры, принадлежит немецкому философу …

М. Фуко
Г. Риккерту
В. Дильтею
Э. Кассиреру
По мнению ___________, игра – это исключительно человеческое свойство, она возвышает человека над природным царством.

Н. Данилевский
Ж. Лиотара
В. Дильтея
Е. Финка
Как считал __________, игра необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, культура существует в игре.

Г. Риккерт
Э. Кассирер
Е. Финк
Й. Хейзинга
Мысль о необходимости дополнить первичный анализ искусства и культуры структурным анализом, анализом формы принадлежит...

Е. Финку
Й. Хейзинга
Л. Уайту
Э. Кассиреру
Как полагал ___________, важнейшие виды человеческой деятельности переплетаются с игрой.

М. Фуко
Э. Кассирер
Г. Риккерт
Й. Хейзинга
Как полагал __________, существует двуединство культуры и игры.

В. Дильтей
Ж. Лиотар
Э. Кассирер
Й. Хейзинга
Анализ современной массовой культуры с позиции игры предложил автор работы «Человек и техника»…

Ж. Лиотар
М. Фуко
Э. Кассирер
Х. Ортега-и-Гассет
Автор работы «Философия символических форм», полагавший, что символ является ключом к природе человека, – …

Е. Финк
Ж. Сартр
Й. Хейзинга
Э. Кассирер
По мнению ___________, формы человеческой культурной жизни можно определить как символические формы.

В. Дильтей
М. Фуко
Е. Финк
Э. Кассирер
Автором работы «Мифологики», посвященной структурному исследованию мифов, является…

Й. Хейзинга
Б. Малиновский
Е. Финк
К. Леви-Строс
По мнению сторонников ____________, единообразие человеческих культур можно объяснить единообразием человеческого духа.

диффузионизма
эволюционизма
символизма
структурализма
Понятие «бинарная оппозиция» получило широкое распространение в работах ….

Е. Финка
М. Фуко
Э. Кассирера
К. Леви-Строса
В. Дильтей, отказавшись от позитивистских моделей объяснения культурных процессов…

отдает приоритет художественному видению
считает явления духовной жизни принципиально недоступными рациональному объяснению
настаивает на необходимости использования естественно-научных методов
выдвигает герменевтику как общую методологию наук о духовной деятельности
Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, представляет собой интуитивный процесс постижения смысла, – утверждается в концепции…

А. Шопенгауэра
Ф. Ницше
О. Шпенглера
В. Дильтея
Мода – это сложное образование в культуре, в котором соединяются различные измерения жизни, в ней существуют свои закономерности, она естественна, ибо соответствует стремлению человека к обновлению и обособлению – полагал...

Ф. Ницше
А. Шопенгауэр
О. Шпенглер
Г. Зиммель
Рассмотрение культуры как повседневной реальности, абстрактной, враждебной и противостоящей человеку, воспринимающему ее в процессе переживания, характерно для…

постмодернистской модели культуры
концепций постиндустриального общества
классической модели культуры
модернистской, неклассической модели культуры
Отличительной чертой человеческой жизни является символический характер, культура – наименовании специфического класса феноменов, присущих только человеку и названных «символическими» – полагал…

Б. Малиновский
Р. Бенедикт
К. Леви-Строс
Л. Уайт
Основой культуры является способность человека «творить» некий искусственный мир, обозначая реальность определенными символами – полагал…

Ф. Ницше
А. Шпенглер
П. Сорокин
Э. Кассирер
Э. Кассирер – это…

основатель структурализма
видный представитель неоэволюционизма
основоположник психологической концепции культуры
яркий представитель символической концепции происхождения культуры
Идея диалога культур как залога мирного и равновесного развития впервые выдвинута…

Э. Кассирером
Ю. Лотманом
П. Сорокиным
М. Бахтиным
Игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры, и человек задолго до того, как достиг мощи, создал свое окружение в виде символической области – сферы игры, – считал…

Ю. Лотман
П. Сорокин
Э. Кассирер
Й. Хейзинга
Семиотическая теория культуры принадлежит…

П. Сорокину
Э. Кассиреру
А. Тойнби
Ю. Лотману
Различие между культурами Ю. Лотман видит в …

различиях человеческой психики
способах удовлетворения людьми своих потребностей
способах соединения элементов культуры
способах кодирования и передачи информации
Наука о знаках и знаковых системах, основы которой были заложены в XIX веке американским философом  Ч. Пирсом  и антропологом Ф. де Сессюром, называется…

герменевтика
культурная антропология
этнолингвистика
семиотика
Структурализм – это учение о(б) …

структуре материального мира
структуре общества
структура человеческого познания
анализе структуры исследуемого наукой объекта
К. Леви-Строс – …

представитель направления «философии жизни» в изучении культуры
сторонник интуитивного, мистического постижения культурных явлений
основоположник функционализма
представитель французского структурализма
Идеи структурализма в культурологии развивают…

Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Морган
Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс
З. Фрейд, К. Юнг, Г. Рохейм
Э. Эвонс- Притчард, К. Леви-Строс, Ф. де Соссюр