Ответы на тесты по предмету Обществознание (758 вопросов)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Сравните с предлагаемым ответом.
По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97 % (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведенных данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Сравните с предлагаемым ответом.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Сравните с предлагаемым ответом.
Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры без пробелов и запятых.
Установите соответствие между характеристикой и типом общества. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Запишите выбранные цифры без пробелов и запятых.
Сферу ___________ жизни общества представляют такие учреждения, как школы, вузы, театры, музеи, библиотеки.

экономической
политической
социальной
духовной
Примером воздействия общества на природу является …

изменение ландшафта в результате землетрясения
приспособление растений к изменению климата
естественный отбор жизнеспособных видов
выведение новых пород животных
Старение населения европейских стран – проявление глобальной _________ проблемы.

экологической
энергетической
продовольственной
демографической
Повторяющийся голод в африканских странах – проявление глобальной __________ проблемы.

экологической
энергетической
демографической
продовольственной
Найдите в приведенном ниже списке функции, которые выполняет в обществе государство как социальный институт. (Запишите через запятую без пробелов цифры, под которыми они указаны.)

1) эмоциональная поддержка в сложных жизненных ситуациях
2) законотворческая деятельность
3) организация свободного времени
4) регулирование общественных отношений
5) политическая социализация
6) сохранение нравственных традиций
Найдите в приведенном ниже списке функции, которые выполняет в обществе церковь как социальный институт. (Запишите через запятую без пробелов цифры, под которыми они указаны.)

1) утешение в сложных жизненных ситуациях
2) законотворческая деятельность
3) интеграция или дезинтеграция общества
4) управление обществом
5) политическая социализация
6) сохранение нравственных традиций
Традиционное общество характеризуется следующими чертами …

внедрение конвейерного производства
преобладание в экономике сферы услуг
медленное развитие техники и технологий
отсутствие политического участия со стороны простых людей
Индустриальное общество характеризуется следующими чертами …

преобладанием в экономике сферы услуг
отсутствием политического участия со стороны простых людей
распространением научных представлений о мире
преобладанием индивидуальных интересов над коллективными
Индустриальное общество характеризуется следующими чертами …

господство религиозных представлений в духовной жизни
появление в обществе «экологического сознания»
развитие техники и технологий
преобладание городского населения над сельским
Человек как биосоциальное существо отличается от животных следующими признаками …

может выражать свои эмоции
может использовать природные предметы
обладает сознанием и членораздельной речью
может создавать орудия труда
Человек как биосоциальное существо отличается от животных следующими чертами …

способен к продолжению рода
издает звуки
преобразует окружающую среду
способен к целенаправленной деятельности
Человек как биосоциальное существо отличается от животных следующими чертами …

способен привлечь внимание противоположного пола
обладает определенным генотипом
обладает особым строением руки
отличается прямохождением
Ученик К. решил самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена для того, чтобы поступить в престижный вуз. Для этого он купил необходимые учебники и пособия, занимался каждый день дополнительно по предмету не менее 2-х часов, участвовал в предметных олимпиадах и блестяще сдал экзамен. В данном примере ученик К. выступает в качестве __________ деятельности.
Ученица Н. решила произвести особое впечатление на своих одноклассников на выпускном вечере: для этого она за полгода  до мероприятия села на диету, записалась в тренажерный зал, регулярно ходила на косметологические процедуры. В результате она была признана «Королевой бала». В данном примере диета, физические упражнения и косметологические процедуры выступают в качестве ___________ деятельности.
Пенсионерка Т. для того, чтобы общаться с семьями своих детей, живущими в разных городах, решила научится работать на компьютере. На собственные сбережения она купила нетбук, записалась на курсы компьютерной грамотности и уже через месяц могла общаться не только с сыновьями, но и со своими внуками. В данном примере желание общаться выступает в качестве ____________ деятельности.
Целью __________ как особого вида деятельности является сам процесс, который доставляет удовольствие, радость, может прививать социально-полезные навыки; в данном виде деятельности особое значение играют нормы и правила, в соответствии с которыми организован данный процесс, фантазия и воображение.
Целью _____________ как особого вида деятельности является достижение практически полезного результата. Данный вид деятельности характеризуется целым рядом признаков: преобразование внешней среды обитания человека, достижение ожидаемых, запрограммированных результатов, наличие специфических знаний и умений.
К формам рационального познания относят суждение, умозаключение и …

представление
ощущение
восприятие
понятие
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Объективная сторона показывает нам (1) _________, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной (2) ________. Объективная сторона истины является (3) _________ такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины – это зависимость получаемого (4) _________ от тех условий, в которых они существуют и развиваются».

познание
истина
реальность
предпосылка
знания
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Движущей силой процесса познания, а также (1) ________ истины является практика. Практика представляет собой активную (2) __________ человека во взаимодействии его с материальным (3) _________. Она характеризуется следующими чертами: 1) целенаправленностью; 2) предметно-чувственным характером; 3) (4) ___________ окружающей действительности».

действительность
критерий
деятельность
мир
преобразование
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Нормы (1) _______ складываются в общественном мнении. Данные нормы охватывают более широкую область отношений, нежели (2) _________. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются (3) ________ морали, но не подлежат правовому регулированию. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных (4) ___________».

субъект
мораль
право
объект
отношения
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Одной из первых форм религии был (1) _________ – поклонение какого-либо рода или племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, (2) __________, под которой понимают действия и обряды совершаемые с целью сверхъестественного влияния на окружающий мир. От магии неотделим и (3) __________ – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются особыми формами религий, их (4) ________ сохраняются во многих современных религиях».

анимизм
тотемизм
магия
фетишизм
пережиток
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: (1) _______ (религиозные чувства, настроения, эмоции); (2) ______ (систематизированная совокупность принципов, идей и понятий, свойственных данной религии); религиозный (3) ______ (совокупность действий, которые совершают верующие). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – (4) ________».

убеждение
вера
учение
культ
церковь
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1) (1) __________ примитивные верования, сохранившиеся до сих пор;
2) (2) __________ религии, представляющие религиозную жизнь отдельных наций;
3) (3) __________ религии: буддизм, христианство, ислам.
В последнее время некоторые ученые-религиоведы выделяют недавно появившиеся новые религиозные культы, или (4) _________ религии, соединяющие в себе догматы нескольких религий».

политеистические
родоплеменные
национально-государственные
мировые
эклектические
Способ организации хозяйственной жизни, при котором практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства, характерен для __________ типа экономической системы.

смешанного
традиционного
рыночного
командного
Способ организации хозяйственной жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, характерен для __________ типа экономической системы.

смешанного
традиционного
командного
рыночного
Центробанк, в отличие от коммерческих банков, обладает следующими специфическими функциями …

принимает депозиты вкладчиков
покупает и продает валюту
обладает правом эмиссии
определяет ставку банковских резервов
Основными инструментами «мягкой» денежно-кредитной политики являются …

политика секвестрования бюджетных расходов
изменение нормы обязательных резервов
операции на открытом рынке
политика учетной ставки
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Сегодня ведущие (1) _______ мира становятся активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: (2) _________ общественных доходов, (3) _________ рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки нетрудоспособным. Заботится государство и о (4) ________, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы».

безработные
государство
перераспределение
регулирование
занятые
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Поскольку ни одна (1) ___________ экономика не может противостоять развитию инфляции и монополизма, то обязанностью государства является разработка и принятие действенных мер по (2) ____________ и антиинфляционной профилактике. Для решения перечисленных задач государства используют совокупность методов (3) ____________ регулирования экономической жизни. В первом случае используются методы правового регулирования (издание законов, контроль за их исполнением соответствующими надзорными органами), во втором (4) ____________ (регулирование эмиссии, ставки банковских процентов и резервов)».

фискальный
современный
антимонопольный
государственный
монетарный
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Государственное (1) __________ экономики в условиях рынка представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными (2) __________ в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Задачей государственного регулирования экономики является установление (3) __________ между многочисленными и разнообразными интересами (4) __________ экономики в целях достижения максимального общественного блага».

объект
регулирование
учреждение
компромисс
субъект
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Важную роль в осуществлении государственного регулирования рыночных отношений играют (1) __________ методы, которые заключаются в том, что государство принимает законы, упорядочивающие экономические отношения. Особое место среди данных законов занимает (2) ___________ законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов. Также принимаются законы, направленные на поддержку (3) _______ и среднего бизнеса, что делает структуру производства более разнообразной. Кроме того, государство может поддерживать и (4) __________производителей в стратегически важных для страны отраслях экономики».

мелкий
правовой
антимонопольный
малый
крупный
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Государство может оказывать существенное влияние на экономику через проведение денежно-кредитной (1) _________. Главную ответственность за ее реализацию ведет главный государственный банк страны или совокупность банков, образующих резервную систему. Основная функция такого рода банков и систем – (2) _______ ставки банковских процентов, с помощью которой расширяются или сужаются возможности получения (3) _________ предпринимателями на развитие производства, что соответственно приводит к расширению или сужению производственного (4) ________ экономики».

сфера
политика
регулирование
кредит
сектор
Данный макроэкономический показатель представляет собой совокупную стоимость материальных благ и услуг, созданных национальными производителями как внутри страны, так и за рубежом. Данный показатель всегда рассчитывается из реальных рыночных цен и определяется экономистами как __________ национальный продукт.
Доход, образование, профессия, престиж рассматриваются в качестве __________ социальной стратификации.

лифтов
каналов
элементов
критериев
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«П. Сорокин выделяет три разновидности (1) _________ стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает разделение людей на классы и (2) _________ ранги. Ее основа – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. (3) __________ расслоение означает неодинаковость экономических статусов в обществе. Политическая стратификация предполагает различную доступность властных ресурсов. Профессиональная стратификация влияет не только на профессиональный и экономический статус, но и предопределяет положение людей в (4) _________ иерархии».

горизонтальный
социальный
иерархический
экономический
общественный
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их, называют общественными (1) ___________. Они формируются в процессе экономической, социальной, политической, культурной (2) __________ общества. Таким образом, они присутствуют во всех (3) ________ общественной жизни. В экономике это, например, отношения производства и (4) ___________ .

связь
отношения
жизнь
сфера
распределение
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«На вертикальную и горизонтальную (1) __________ влияют пол, возраст, уровни рождаемости, смертности, профессиональной подготовки, (2) _______. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая мобильность, для пожилых – политическая мобильность. Существует (3) ___________: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Замечено, что (4) _________ рождаемости неодинаково распределен внутри социальных слоев».

количество
мобильность
квалификация
закономерность
уровень
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди и социальные группы постоянно изменяют свой (1) _________. Это явление получило название социальной (2) ________. Перемещения, не изменяющие (3) __________ индивидов и групп, называют горизонтальной мобильностью. Вертикальная мобильность предполагает качественное (4) __________ социального положения человека».

трансформация
статус
мобильность
положение
изменение
Вот уже 50 лет выпускники одного высшего учебного заведения ежегодно собираются в вузе, встречаются с преподавателями и студентами, организуют праздничный концерт. Глядя на них, все выпускники этого вуза стали принимать участие в организации праздника. Данный пример является выражением __________ как социальной нормы.
Новый год является одним из наиболее ожидаемых праздников в России. Классическое меню новогоднего стола обязательно включает салат «Оливье», мандарины и шампанское. В данном примере новогоднее меню является выражением _________ как социальной нормы.
Автомобилист Л. не соблюдал установленный скоростной режим на дороге, расположенной в населенном пункте, за что был остановлен сотрудником ДПС и оштрафован. Данная ситуация является примером применения _________ негативных санкций.
За распространение клеветнической информации в одной из социальных сетей учеником Д. одноклассники объявили ему бойкот. Данная ситуация является примером _________ негативных санкций.
Ученик З. неоднократно привлекался к административной ответственности за вымогательство в школе. После раскрытия очередного факта вымогательства с его участием дело было передано в суд, он был приговорен к двум годам лишения свободы. Тип отклоняющегося поведения, которое демонстрировал ученик З., можно определить как …
Проявлениями межнациональной дифференциации в современных условиях можно считать …

международные культурные центры
экономические союзы
экономический протекционизм
религиозный экстремизм
В семье N. все решения принимаются главой семьи, четко разделены обязанности на мужские и женские, младшие члены семьи всегда подчиняются старшим – все это признаки _________ семьи.

эгалитарной
нуклеарной
полигамной
традиционной
К особенностям молодежной субкультуры относится ориентация на …

общепринятые образцы поведения
профессиональные достижения
овладение политической властью
досуговую деятельность
Молодежная субкультура, которая внешне проявляется приверженностью к асимметричным челкам в прическах, сочетанием черно-розового в одежде, часто критикуется в обществе за депрессивность мировосприятия, носит название …

фурри
отаку
готы
эмо
В таблице, представляющей типы господства согласно классификации М. Вебера, пропущен _________ тип господства (власти).

рациональный
социальный
идеологический
традиционный
В таблице, представляющей типы господства согласно классификации М. Вебера, пропущен __________ тип господства (власти).

наследственный
идеологический
социальный
легальный
В таблице, представляющей типы господства согласно классификации М. Вебера, пропущен ___________ тип господства (власти).

рациональный
нормативный
социальный
харизматический
В таблице, представляющей функции государства, пропущено название ___________ функции государства.

экологической
охранительной
регулятивной
идеологической
В таблице, представляющей функции государства, пропущено название __________ функции государства.

охранительной
регулятивной
экологической
социальной
Найдите в приведенном ниже списке элементы, которые характеризуют культурный компонент политической системы общества. Запишите через запятую без пробелов цифры, под которыми они указаны.

1) политическая психология
2) политические традиции
3) политический этикет
4) политическая идеология
5) партийные уставы
6) отношения между партиями и электоратом
Найдите в приведенном ниже списке элементы, которые характеризуют функциональный компонент политической системы общества. Запишите через запятую без пробелов цифры, под которыми они указаны.

1) политическая психология
2) внешняя и внутренняя политика
3) политическая идеология
4) взаимодействие государства и СМИ
5) партийные уставы
6) политический режим
В стране Т. существует парламент, правитель является главой государства и символом нации, обладает представительскими функциями, его власть передается по наследству.

Формой правления страны Т. является …

парламентская республика
абсолютная монархия
дуалистическая монархия
конституционная монархия
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Гражданское общество – это сфера (1) _________ свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций и ассоциаций, законодательно огражденная от прямого (2) _________ со стороны государства. В пространстве гражданского общества (3) _________ реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и (4) «_________» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу».

политика
самоорганизация
вмешательство
индивид
государство
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«И. Кант, основываясь на (1) ________ идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал учение о (2) _________ государстве. Он полагал, что источником развития государства является (3) ________ антагонизм, существующее противоречие между склонностью людей жить сообща и присущим им эгоизмом. Разрешение данного противоречия возможно только в условиях правового (4) __________ общества, управляемого правовым государством».

экономический
прогрессивный
правовой
социальный
гражданский
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Известный русский ученый-юрист Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения (1) _______ в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто (2) _________ различных ветвей власти друг от друга, но их взаимное (3) __________. Кроме того, он поставил вопрос о создании особых средств и органов (4) _________ за соблюдением законности в деятельности органов управления.

правопорядок
законность
обособление
сдерживание
надзор
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:
1) верховенство права – принцип, согласно которому все должны подчиняться требованиям (1) ________ ;
2) соблюдение и охрана прав и (2) ________ человека – государство должно не только провозглашать приверженность данному принципу, но и закреплять фундаментальные права человека в системе права, гарантированно защищать интересы граждан;
3) разделение властей – создание (3) _______ «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина – наличие системы прав и обязанностей не только со стороны граждан, но и со стороны (4) _________ по отношению к гражданам.

принцип
закон
свобода
система
государство
В стране В. на политической арене действуют несколько политических партий, которые борются за власть. Парламент данной страны, как правило, состоит из нескольких наиболее крупных партий, которые объединяются в блоки между собой.

В данной стране существует _________ система.

беспартийная
двухпартийная
однопартийная
многопартийная
Политическая идеология основана на идеях естественных прав и свобод человека, защите частной собственности и ограничении власти государства над гражданами.

Речь идет о ___________ идеологии.

фашистской
консервативной
коммунистической
либеральной
Пропорциональная избирательная система обладает следующими характеристиками …

в результате выборов формируется стабильный парламент
значительная часть избирателей не представлена в органах государственной власти
устанавливается барьер при прохождении партий в парламент
избирательным округом может быть вся страна
Структура правовой нормы включает в себя следующие элементы: __________, диспозиция, санкция.

обычай
институт
отрасль
гипотеза
Структура правовой нормы включает в себя следующие элементы: гипотеза, _________, санкция.

дислокация
закон
наказание
диспозиция
Уголовное, конституционное, трудовое, гражданское и административное право регулируют конкретную область правоотношений и являются примерами ________ права.

подотраслей
источников
институтов
отраслей
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«(1) __________ следует отличать от аморального проступка. Данное отличие проводится, прежде всего, по признаку (2) _________: подобное деяние посягает на общественные отношения, находящиеся под охраной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного (3) _________, то нарушение моральных норм предполагает осуждение со стороны людей. Кроме того, степень общественной (4) _________ аморального проступка значительно ниже, чем у правонарушения»

вред
правонарушение
противоправность
принуждение
опасность
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Объект (1) ________ – это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное (2) ________. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные (3) ________, которым противоправным деянием наносится (4) ________».

действие
правонарушение
деяние
ценность
ущерб
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Все (1) ________ делятся на преступления и проступки. В зависимости от характера причиненного вреда и особенностей применяемых правовых (2) ________ проступки можно разделить на несколько групп:
● административные – правонарушения, посягающие на установленный порядок государственного (3) ________ и решения органов исполнительной власти;
● дисциплинарные – нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины;
● гражданские – правонарушения, состоящие в неисполнении взятых на себя договорных (4) _________  или причинение имущественного вреда».

отношение
правонарушение
санкция
управление
обязательство
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Нормативным основанием юридической (1) ________ является правовая норма, предусматривающая ответственность за конкретный вид (2) ________. Фактической основой привлечения лиц к юридической ответственности служат совершенные данным лицом правонарушения. Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является (3) ________ прав и свобод человека, обеспечение законности и (4) _________ в обществе».

действие
ответственность
деяние
защита
правопорядок
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Гражданско-правовая ответственность – вид юридической ответственности, представляющий собой способ принудительного (1) _________ на нарушителей гражданских прав. Целью гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественного (2) _________ потерпевшего. Именно поэтому гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер. Основанием гражданско-правовой ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон (3) _________, предусмотренных (4) _________ , или причинение вреда, не связанное с договорными отношениями».

влияние
воздействие
положение
обязательства
договор
Объектами __________ могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов.
Определение кражи как преступления, за которое должна следовать уголовная ответственность, отражает особенность __________, когда оценка явлений общественной жизни происходит через юридические понятия и категории.
Правовая __________ представляет собой систему правовых чувств, настроений, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям.
Правовая __________ включает в себя знания и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, выражающихся в правомерном проведении.
Уровень правовой __________ общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры и правоприменительной практики.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рак сегодня стал одной из главных причин смертности населения планеты. ВОЗ тревожно предупреждает, что «если не предпринять решительных мер, то в ближайшие десять лет рак унесет жизни 84 миллионов человек».
Если в 2008 году в 53 странах Европейского региона злокачественные новообразования стали причиной смерти в среднем 171 человека на каждые 100 тысяч, то в Иркутском регионе этот показатель равен 282, а лидирует город Ангарск – 317. Немного отстает от этой цифры Иркутск, а именно 315 человек на 100 тысяч жителей Иркутска умерли от рака в 2008 году. Это, к сожалению, почти на 80 % выше среднеевропейских показателей.

Сделайте два вывода на основе анализа приведенных данных.
Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, почему данное заболевание особенно прогрессирует в отдельных областях России.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Число безработных во всем мире возросло на четыре миллиона человек в 2012 году и в целом сейчас составляет 197 миллионов, сообщает BBC Russian со ссылкой на созданную при ООН Международную организацию труда (МОТ). Организация предупреждает, что эти показатели будут расти.
По данным авторов доклада, самой уязвимой частью населения оказались молодые люди младше 24 лет – 13 процентов из них не могут найти работу. По данным МОТ, в странах, где хорошо поставлено обучение техническим профессиям, уровень безработицы среди молодежи значительно ниже. К таким странам относятся Германия, Австрия и Швейцария.

Сделайте два вывода на основе анализа приведенных данных.
Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно данная социальная группа является наиболее уязвимой на рынке труда.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Назовите три проявления социальной функции науки и приведите примеры ее реализации в обществе.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правонарушение»?
Привлекая знания обществоведческого курса дайте определение понятию «правонарушение», составьте два предложения, содержащие информацию о данном термине.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»?
Привлекая знания обществоведческого курса, дайте определение понятию «налоги», составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса, дайте определение понятию «политический режим», составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Массовая культура…отвлекает человека от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. (2) Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в ее практику.
(3) Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности.(4)Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены…, бесконечно много убийств и насилия. (5) Язык многих народов становится все грубее и примитивнее… (6) Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грезами массовой культуры. (7) Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
(8) Однако, в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция… (9) Исследователи  также отмечают, что массовая культура выполняет в определенном смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. (10) Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. (11) И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
(12) В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека… (13) В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. (14) Массовое сознание начинает подвергаться все более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». (15) Сегодня не обойтись без развернутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
(П. С. Гуревич)
Какие две тенденции в понимании массовой культуры указаны автором?

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. (2) От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. (3) Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. (4) Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
(5) Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. (6) Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. (7) Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. (8) За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
(9) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. (10) Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. (11) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
(12) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, имеет и внешние знаки отличия. (13) Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
(14) Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. (2) От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. (3) Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. (4) Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
(5) Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. (6) Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. (7) Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. (8) За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
(9) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. (10) Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. (11) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
(12) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, имеет и внешние знаки отличия. (13) Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
(14) Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?
В чем выражается эта связь?

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют ввиду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. (2) В реальной жизни эти принципы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…
(3) Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, таки в прежние периоды истории человечества. (4) В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. (5) В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. (6) Здесь все управленческие образования подчиняются правительству.(7) Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…
(8) Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. (9) Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. (10) Федеративное государственное устройство отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.
(11) Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. (12) Здесь каждое, входящее в конфедерацию образование почти в полном объеме сохраняет свои конституционные прерогативы и власть. (13) Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счет более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… (14) Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.
(К. С. Гаджиев)
Автор относит конфедеративное устройство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли Вы с данным мнением? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один – теоретического характера, другой – с опорой на исторический или современный социальный опыт.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. (2) От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. (3) Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. (4) Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
(5) Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. (6) Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. (7) Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. (8) За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
(9) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. (10) Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. (11) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
(12) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, имеет и внешние знаки отличия. (13) Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
(14) Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объема прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Массовая культура…отвлекает человека от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. (2) Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в ее практику.
(3) Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности.(4)Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены…, бесконечно много убийств и насилия. (5) Язык многих народов становится все грубее и примитивнее… (6) Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грезами массовой культуры. (7) Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
(8) Однако, в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция… (9) Исследователи  также отмечают, что массовая культура выполняет в определенном смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. (10) Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. (11) И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
(12) В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека… (13) В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. (14) Массовое сознание начинает подвергаться все более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». (15) Сегодня не обойтись без развернутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
(П. С. Гуревич)
Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого курса и собственный опыт, укажите три любые особенности массовой культуры как «индустрии сознания». Найдите наиболее близкие ответу формулировки в тексте и укажите номера предложений последовательно через запятую.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
(1) Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют ввиду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. (2) В реальной жизни эти принципы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…
(3) Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации, как в современном мире, таки в прежние периоды истории человечества. (4) В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. (5) В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. (6) Здесь все управленческие образования подчиняются правительству.(7) Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…
(8) Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. (9) Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. (10) Федеративное государственное устройство отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.
(11) Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. (12) Здесь каждое, входящее в конфедерацию образование почти в полном объеме сохраняет свои конституционные прерогативы и власть. (13) Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счет более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… (14) Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.
(К. С. Гаджиев)
Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трех признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Найдите наиболее близкие ответу формулировки в тексте и укажите номера предложений последовательно через запятую.
Конкретизируйте примером один из признаков.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Мировой рынок кофе представлен пятью крупнейшими странами-производителями: Бразилией, Вьетнамом, Индонезией, Колумбией, Эфиопией. Несмотря на постоянно увеличивающиеся объемы производства кофе, азиатские страны испытывают в нем существенный недостаток, который пока не восполняется.

Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного типа рынка и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

1) рынок сырья
2) чистая конкуренция
3) глобальный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
(1) Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. (2) От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. (3) Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. (4) Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
(5) Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. (6) Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. (7) Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. (8) За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
(9) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. (10) Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. (11) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
(12) Модель поведения, ориентированная на определенный статус, имеет и внешние знаки отличия. (13) Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
(14) Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Попытайтесь решить задание самостоятельно. Ваш ответ сравните с предлагаемым ответом.
Рынок сотовой связи республики Z поделен между четырьмя крупными компаниями-операторами.

Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного типа рынка и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

1) рынок услуг
2) чистая конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
В городе Z подачу электроэнергии, воды, обеспечение населения отоплением осуществляет только одна компания.

Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного рынка и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг