Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Для понимания специфики развития __________ детей можно выделить ряд критериев: степень сохранности остаточного слуха и зрения; время наступления нарушения; состояние интеллектуальных возможностей, опорно-двигательной системы детей; уровень развития речи; причины сложных нарушений.

слабовидящих умственно отсталых
глухих умственно отсталых
тяжелых речевых расстройств
слепоглухих
К группе детей с высоким риском развития __________ нарушений относятся глубоко недоношенные дети; дети, матери которых перенесли во время беременности инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, грипп и др.); дети, рожденные матерями, имеющими хронические заболевания (диабет, заболевания почек, рассеянный склероз, гепатит и др).

наследственных
разных
тяжелых
сложных
Дети с задержкой психического развития обучаются в специальной коррекционной школе _____________ вида.

V
III
VIII
VII
Классификация детей с ЗПР, представленная четырьмя группами – задержка психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения – была предложена К. С. Лебединской на основе _________________ подхода.

психологического
психолого-педагогического
нейропсихологического
этиологического
Термин «задержка психического развития» был предложен …

В. И. Лубовским
Т. А. Власовой
М. С. Певзнер
Г. Е. Сухаревой
В российской системе обозначения степени нарушения интеллекта понятие «дебильность» соответствует понятию _____________ умственная отсталость.

умеренная
глубокая
тяжелая
незначительная
Характерным отличием ослепших от слепорожденных не является …

сохранность зрительных образов в памяти
наличие зрительных представлений, воссоздаваемых за счет словесных описаний
постепенное стирание зрительных образов
реакция на звук как основной фактор ориентировки
Теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью и практическое приложение этих устройств и методов, определяется понятием «_____________».

светотехника
оптические системы
сурдотехника
тифлотехника
Л. С. Выготский указывал, что слепые владеют особым качеством – _____________, позволяющим им на расстоянии «замечать» предметы.

особой акустической способностью
вибрационным чувством
тонким обонянием
тепловым чувством
Закономерности и особенности развития лиц с нарушениями слуха, формирования компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности слухового анализатора, влияния этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушениями слуха изучает …

тифлопедагогика
логопсихология
сурдотехника
сурдопсихология
Критерием классификации, разработанной Боскис Р. М. и учитывающей своеобразие развития детей с нарушенным слухом, не является …

степень поражения слуховой функции
уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции
время возникновения нарушения слуха
причина нарушения слуха
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться ____________ основа обучения слабослышащих детей, включающая развитие навыков чтения с губ, формирование устной речи в единстве кинестезий и оптико-акустических представлений, работу по формированию остаточного слуха и т.д.

зрительная
техническая
кинестетическая
полисенсорная
В психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, разработанную Р. Е. Левиной, в числе других нарушений входят …

брадилалия и тахилалия
дисграфия и дислексия
алалия и афазия
ОНР и ФФНР
Такие симптомы речевого нарушения, как запинки речи, логофобия, сопутствующие движения, характерны для …

алалии
дизартрии
ринолалии
заикания
Такие симптомы речевого нарушения, как смазанное произношение, нарушение интонации, нарушение произвольных движений (праксиса) характерны для …

ринолалии
алалии
заикания
дизартрии
Сходным признаком алалии и афазии является …

исходный уровень речи
время наступления расстройства
механизм нарушения
нарушение всех компонентов речи
Такие симптомы речевого нарушения, как носовой оттенок голоса и нарушение произношения многих звуков, характерны для …

заикания
дислалии
дизартрии
ринолалии
Меняющийся характер мышечного тонуса носит название « _________ ».

спастичность
ригидность
гипотония
дистония
Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений, называются …

тремором
синкинезиями
парезами
гиперкинезами
Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений, называются …

гиперкинезами
парезами
тремором
синкинезиями
Нарушение равновесия и координации движений (атаксия) не приводит к …

трудностям манипулятивной деятельности
трудностям овладения навыком письма
неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе
нарушению ощущений движений
Система внешних условий и ситуаций, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах – социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами, производственными навыками и т.д. – называется …

комплексной медико-психолого-педагогической коррекцией
TEACCH-программой
холдинг-терапией
оперантным обучением
Система коррекции раннего детского аутизма, позволяющая при создании соответствующих особенностям ребенка условий существования быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с тяжелыми случаями аутизма, носит название …

системы «социально – бытовой ориентировки»
медико-психолого-педагогической коррекции
оперантного обучения
TEACCH-программы
Такой симптом, как ________________, отмечается не только при раннем детском аутизме, но и при других формах патологии (речевые нарушения, умственная отсталость и т.д.).

отсутствие обращений в речи
стереотипность
феномен тождества
нарушение эмоционально-волевой сферы
Симптом раннего детского аутизма, проявляющийся в стремлении к сохранению постоянства, противодействии любым изменениям в окружающем, носит название «______________».

стереотипность
мутизм
аутистические фантазии
феномен тождества
Такой симптом нарушения речевого развития, как _________________, отмечается не только при раннем детском аутизме, но и при разных формах патологии (речевые нарушения, умственная отсталость и т.д.).

автономность речи
наличие слов-штампов и фраз-штампов
отсутствие обращений в речи
эхолалия
Для преодоления последствий первичных нарушений развития в содержание специального образования включены ________________, которых нет в содержании обычного школьного образования.

дополнительные занятия
экскурсии
уроки развития речи
специфические учебные предметы
С целью восполнения недостающих у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности знаний и представлений об окружающем мире предусматривается оригинальное содержание общеобразовательных предметов и …

специальные условия организации уроков
совместные занятия детей с родителями
занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи
пропедевтические разделы
При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности недостатки развития, так и ____________, характерные только для какой-либо определенной категории.

особенности речевого развития
индивидуальные особенности
особенности коммуникативной сферы
первичные нарушения в структуре дефекта
Формирование и развитие особых навыков ребенка с ОВЗ, учитывая, что патологическое развитие – это интегральное, системное изменение в развитии личности в целом, в процессе обучения предполагает …

речевое развитие
обучение по общеобразовательной программе
социальное взаимодействие
социальную компенсацию дефекта
К специальным образовательным условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности не относится …

наличие современных специальных образовательных программ
создание адекватной среды жизнедеятельности
реализация коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами
социальное взаимодействие и коммуникация детей с различными формами патологии
К дидактическим принципам специального обучения относится принцип ______________, который предполагает облегчение трудностей и поддержку ребенка педагогом на начальном этапе обучения и постепенное и своевременное уменьшение такой помощи по мере освоения ребенком навыков.

деятельностного подхода в обучении и воспитании
адаптивности обучения
педагогического оптимизма
фасилитации
Взаимодействие и взаимовлияние педагога и ребенка в ситуации нормализации и адаптации среды к возможностям и потребностям ребенка, является составной частью принцип …

целостности обучения
адаптивности обучения
активности обучающегося
интерактивности
Включение ребенка в контекст осмысленной и целенаправленной деятельности с привлечением его собственного опыта (например, на уроках предметно-практического обучения), когда становится возможным осознание отдельных элементов системы, относится к принципу …

интерактивности
наглядности
деятельностного подхода
целостности обучения
Преодоление или значительное уменьшение «социального выпадения» людей с ограниченными возможностями, разработка различных структур социальной компетентности и обеспечение психологической готовности к жизни в современной социокультурной среде регламентируется принципом …

дифференцированного и индивидуального подхода
коррекционно-компенсирующей направленности образования
необходимости специального педагогического руководства
социально-адаптирующей направленности образования
Принцип ___________ означает ориентацию на индивидуально-личностные интересы и склонности каждого воспитанника, его потребности в самореализации, в выстраивании гармоничной личной и социальной идентичности в условиях гуманистически ориентированного общества, предоставляющего равные (адекватные) условия людям с разными стартовыми возможностями.

социально-адаптирующей направленности образования
индивидуального подхода
коррекционно-компенсирующей направленности образования
нормализации
Одной из основных форм осуществления учебно-воспитательного процесса, позволяющей организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей, является __________ система.

дополнительная
индивидуально-групповая
дифференцированно-групповая
классно-урочная
С целью организации межличностного взаимодействия применяется _______________ форма организации обучения, в которой решаются вопросы активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания.

индивидуальная
классно-урочная
дифференцированно-групповая
индивидуально-групповая
Совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с учениками обычных классов массовой школы называется _____________ обучением.

фронтальным
дифференцированным
специальным
интегрированным
Обучение в специальных классах общеобразовательной школы, в которых предусматриваются щадящие условия, усиление индивидуального подхода, учет индивидуальных возможностей, называется __________ обучением.

специальным
интегрированным
фронтальным
дифференцированным
Дети, не имеющие отклонений в развитии, но испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика, относятся к детям …

с физической и эмоциональной ослабленностью
с задержкой психического развития
с задержкой речевого развития
группы педагогического риска
В подгруппе _____________ методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии приоритетное положение получают практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности.

гностических
репродуктивных
логических
перцептивных
Система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой информации, применяемая с целью поэтапного формирования умственных действий, создания у учащихся представлений об объектах и явлениях окружающей действительности, обобщения изученного учебного материала, называется …

педагогической системой
образовательной технологией
прикладной технологией
моделированием
Дидактический материал в виде рисунков, серий картинок, схем, чертежей, предметных карт, способствующий развитию наблюдательности и внимания, называется …

схематическим
сенсорным
визуальным
изобразительным
Символический рисунок вместо написанных слов, используемый в работе с глубоко умственно отсталыми или при нарушении опорно-двигательного аппарата, называется …

техническим средством
предметным дидактическим материалом
изобразительным дидактическим материалом
пиктографическим письмом
Использование термина «коррекционная педагогика» на современном этапе развития системы общего и специального образования в наилучшей степени отражает понятие «коррекция _____________».

физического недостатка
асоциальных поведенческих проявлений человека
психической дефицитарности
неблагоприятной среды и образовательных условий
Раздел специальной педагогики, изучающий теоретические и практические аспекты образования лиц с нарушением зрения, называется …

олигофренопедагогикой
тифлосурдопедагогикой
сурдопедагогикой
тифлопедагогикой
Раздел специальной педагогики, изучающий теоретические и практические аспекты образования лиц с нарушением слуха, называется …

тифлосурдопедагогикой
тифлопедагогикой
олигофренопедагогикой
сурдопедагогикой
Отрасль специальной педагогики, субъектом которой являются сразу две категории лиц с особыми образовательными потребностями, называется …

тифлопедагогикой
тифлосурдопедагогикой
сурдопедагогикой
олигофренопедагогикой
Медицинская модель педагогической помощи, смыслом которой является лечение дефекта и его последствий, основанное на междисциплинарных связях, учитывающее потребности помощи детям, модифицирующее традиционное воспитание, обучение и учение, называется …

дефектологией
коррекционной педагогикой
медицинской психологией
лечебной педагогикой
Форма патологии, при которой коммуникативная сфера страдает первично, называется …

алалией
заиканием
умственной отсталостью
ранним детским аутизмом
Дети с синдромом Дауна относятся к категории детей с …

тяжелой умственной отсталостью
задержкой психического развития
нарушением эмоционально-волевой сферы
умеренной умственной отсталостью
В специальное (коррекционное) учреждение VII вида зачисляются дети с …

умственной отсталостью
нарушением опорно-двигательного аппарата
нарушением слуха
задержкой психического развития
В специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (II отделение) зачисляются дети с …

алалией
нарушением эмоционально-волевой сферы
задержкой психического развития
заиканием
Дифференцированное специальное образование детей с ____________ строится не только на основе разной степени нарушения анализатора, но и с учетом речевого развития и сформированности навыков восприятия устной речи.

умственной отсталостью
нарушением зрения
нарушением речи
нарушением слуха
Изменения основных психических проявлений в связи с неблагоприятными условиями жизни или вследствие других причин, ведущие к появлению новой симптоматики, называются …

сверхкомпенсацией
гиперкомпенсацией
псевдокомпенсацией
декомпенсацией
Применение специальных методов и различных технических приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, способствует успешной компенсации функций при дефектах …

речи
зрения
голоса
слуха
Использование в коррекционных целях технических средств (очки, слуховые аппараты) с целью уменьшения проявлений основного нарушения относится к компенсации …

аппаратной
вторичной
технической
первичной
Основная цель __________ социально-реабилитационной работы – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития.

профессиональной
медицинской
профилактической
ранней
Комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п. относится к ______________ реабилитации.

профессиональной
бытовой
финансовой
социально-экономической
Социально-психологический процесс, или активность личности в различных социальных ситуациях, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, называется __________ адаптацией.

девиантной
социальной
аномальной
патологической
Приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим, а также к изменениям в самом организме относится к _________________ аспекту адаптации.

медицинскому
вегетативному
физиологическому
биологическому
Предметом изучения специальной психологии является(-ются) …

индивидуальные особенности развития психики
тяжелые психические заболевания
психосоматические заболевания
развитие психики людей с физическими и психическими недостатками
Задачей специальной психологии является …

изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности
построение педагогических классификаций аномалий
совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы
психологическая коррекция дезадаптации
Объектом специальной психологии как науки является(-ются) …

заболевания органов зрения и слуха
заболевания центральной нервной системы
психические заболевания
человек с нарушениями в развитии
Среди разделов специальной психологии можно выделить …

логотерапию
пенитенциарную психологию
тифлопедагогику
сурдопсихологию
Задачей специальной психологии является изучение …

форм, методов, средств специального обучения и воспитания
закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями
педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии
закономерности развития личности людей с нарушенным слухом
Метод специальной психологии, предполагающий целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях, называется …

экспериментом
тестированием
анкетированием
наблюдением
Изучение рисунков, предметов, производимых детьми в процессе трудового обучения, относится к методам …

экспериментальным
изучения документов
проективным
изучения продуктов деятельности
Эмпирический метод получения сведений (информации) о ребенке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы называется …

игрой
тестированием
анкетированием
беседой
Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности, выступает в качестве ___________ специальной педагогики.

метода
цели
предмета
субъекта
Задачей специальной педагогики является …

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития
изучение закономерности развития личности людей с нарушенным слухом
психологическая коррекция дезадаптации
разработка программы профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью
Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности выступает в качестве ___________ специальной педагогики.

объекта
субъекта
предмета
цели
Специфической задачей специальной педагогики является …

программирование и компьютеризация обучения
индивидуализация и дифференциация обучения
проблемный характер изложения учебного материала
разработка методов и технологий специального образования
Задачей специальной педагогики является …

изучение компонентов психической деятельности, аномалия которых обусловливает формирование патологической структуры психики
изучение роли психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств
создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях
изучение процессов интеграции лиц с ограниченными возможностями
Задачей специальной педагогики является …

выявление индивидуальных различий и объяснение их происхождения
изучение закономерности искажений отражательной деятельности мозга
создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях
изучение педагогических средств профилактики возникновения нарушений развития
Специфической задачей специальной педагогики является …

изучение нарушения психической деятельности при различных заболеваниях
изучение особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения
изучение особенности психики детей разных возрастов
изучение научных основ содержания специального образования
Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называется _________________ нормой.

индивидуальной
идеальной
функциональной
статистической
В основе концепции _________________ нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным ходом развития каждого человека.

социально-возрастной
идеальной
статистической
функциональной
Тип культуры и историческое время выступают в качестве основы дифференциации нормального и ненормального в человеке в ______________ подходе к проблеме «норма – патология».

статистическом
адаптационном
уровнево-типологическом
культурно-релятивном
Одним из важнейших факторов, определяющих психическое развитие ребенка и имеющих первостепенное значение для формирования его личности, особенно в первые годы жизни, является влияние …

образовательной программы в школе
наследственной программы
развивающих технологий в детском саду
стиля семейного воспитания
Развитие личности ребенка, формирование его нравственности, культуры поведения является одной из главных задач …

компенсации
коррекции
обучения
воспитания
Для нормального развития ребенка после рождения особое значение имеет его …

игра с предметами
двигательная активность
взаимодействие со сверстниками
общение со взрослыми
Важнейшим условием нормального психического развития ребенка является необходимый уровень развития …

речедвигательного анализатора
зрительного анализатора
слухового анализатора
мозговых структур и всего мозга в целом как системы
Мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора, называются _______________ нарушениями.

вторичными
органическими
необратимыми
первичными
Обратимые изменения процесса развития психических функций называются _______________ нарушениями.

первичными
центральными
органическими
вторичными
Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений в развитии во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от его …

адаптационных резервов
когнитивного развития
волевых усилий
компенсаторных возможностей
При глухоте первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность …

речевого развития
мыслительной деятельности
социального взаимодействия
слухового восприятия
Положение о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот, составляет сущность такого параметра дизонтогенеза, как …

соотношение первичного и вторичного дефекта
характер межфункциональных связей
функциональная локализация нарушения
время поражения
Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы …

Л. С. Выготским
Б. В. Зейгарник
В. В. Ковалевым
В. В. Лебединским
Один из видов психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского, проявляющийся в запаздывании или приостановке всех сторон психического развития, называется …

повреждением развития
асинхронией
дисфункцией созревания
ретардацией
Последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов относятся к ____________ закономерностям
психического развития аномальных детей.

модально специфическим
частным
модально неспецифическим
общим
Умственную отсталость-олигофрению следует отличать от ________________, при которой отмечается стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

алалии
психопатии
аутизма
деменции
Для детей с ________________ степенью умственной отсталости характерно замедленное физическое развитие, бедность речи, узость кругозора, резкое недоразвитие внимания, памяти, мышления, моторики и эмоционально – волевой сферы. Они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Дети с данной степенью умственной отсталости усваивают простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания.

тяжелой
легкой
глубокой
умеренной
Умственная отсталость при Синдроме Дауна согласно классификации В. В. Ковалева по этиопатогенетическому принципу относится к …

наследственным формам умственной отсталости
смешанным по этиологии (экзогенно-эндогенным) формам
экзогенно обусловленным формам умственной отсталости
умственной отсталости при хромосомных болезнях
Задержка психического развития по классификации В. В. Лебединского относится к такому виду дизонтогенеза, как _______________ развитие.

поврежденное
дисгармоническое
искаженное
задержанное
Задержка психического развития от умственной отсталости отличается …

преимущественным нарушением интеллектуальной деятельности
непрогредиентным характером нарушений
не развитостью произвольного поведения и самоконтроля
временным состоянием и разной степенью обратимости состояний
Гармонический и психофизический инфантилизм наблюдается у детей при задержке психического развития _________________ происхождения.

соматогенного
психогенного
церебрально-органического
конституционального
Задержка психического развития ________________ происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка, вызывающими раннюю психическую и социальную депривацию.

соматогенного
церебрально-органического
конституционального
психогенного
Причинами задержки психического развития церебрально – органического генеза являются …

хромосомные нарушения
несформированность гестационной доминанты материнства, стрессы женщины во время беременности
плохая экологическая среда, неполноценное питание
родовые травмы, инфекции во время беременности, травмы и заболевания ЦНС в первые месяцы и годы жизни