Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

В классификации Г.Е. Сухаревой определены три формы психопатий, не включающие …

«органические» психопатии
психический «дисгармонический» инфантилизм
конституциональные психопатии
продуктивные психопатические расстройства
Не резко выраженные нарушения, граничащие с состоянием здоровья и отделяющие его от патологических психических проявлений, называются …

прогредиентно нарастающими заболеваниями
симптоматическими психозами
маниакально-депрессивными психозами
пограничными состояниями
Патологическое формирование характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания определяется как …

личностная декомпенсация
невроз
органическая психопатия
патохарактерологическое развитие
Психогенные заболевания личности, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее явлениями действительности, определяются как …

психопатии
патохарактерологическое развитие
аутистическое расстройство
неврозы
Состояния____________могут быть предвестниками начинающегося психического заболевания

гнева и агрессии
смирения
капризности
эйфории и апатии
Дети с комбинированными нарушениями составляют…

5% контингента специальных школ
0, 03 % детской популяции
1% детской популяции
До 40% контингента специальных школ
Под сложным недостатком понимают …

расстройства общей нейродинамики
глубокое органическое повреждение
речевые нарушения
сочетание нескольких дефектов
Категория нарушений, характеризующаяся сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений у одного ребенка, определяется как …

сочетанные органические нарушения
психофизический инфантилизм
расстройство психофизического развития
тяжелые множественные нарушения
В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются нарушения …

органические
вторичные
первичные и вторичные
первичные
Основными факторами, приводящими к дизонтогенезу при сложных нарушениях, не являет(ют)ся …

неблагоприятные социально-психологические факторы
позднее установление причин нарушения развития у ребенка
поражение сразу нескольких функций
соматические заболевания
К основным факторам возникновения сложных нарушений в постнатальный период, не относятся …

биологические причины
экзогенные факторы
психическая и социокультурная депривация
хромосомные синдромы
Психическое развитие при двойном или тройном дефекте не образует …

новую сложную структуру нарушений
общую задержку психического развития
сужение возможного диапазона средств компенсации
сумму нарушений психического развития при каждом нарушении
Общей закономерностью, свойственной детям со сложными дефектами, является …

невозможность формирования основных психических функций
наследственная передача патологий
заболевание центральной нервной системы
особая отягощенность условий раннего развития ребенка
В зависимости от структуры нарушения дети с множественными сочетанными нарушениями разделяются на группы, в которые не входят дети с …

множественными нарушениями
двумя выраженными психофизическими нарушениями
осложненным дефектом
нервно-психическими расстройствами
В группу детей с осложненными дефектами входят дети, имеющие …

сочетание ряда небольших нарушений
несколько выраженных психофизических нарушения
сложный бисенсорный дефект
одно существенное психофизическое (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение
При обучении детей со сложным нарушением используют метод обучения …

индивидуального
обобщенного
раздельного
совместно-разделенного
Синонимами термина «сложное нарушение» являются:

грубо выраженные нарушения
тяжелые нарушения
сочетанные нарушения
комбинированные нарушения
Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями:

дети с тяжелой умственной отсталостью
слепоглухонемые дети
дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития
дети со множественными нарушениями
К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:

увеличение возможностей компенсации
психическое развитие  сводится к сумме особенностей при каждом нарушении
увеличение числа вторичных отклонений
уменьшение возможностей компенсации
К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием
действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями
наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины)
процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий
Особенности речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста проявляются в

понимании скрытого смысла высказывания
сохранном понимании обращенной к ним речи
бедности активного и пассивного словарного запаса
односложности фразы
К поведенческим особенностям детей с легкой умственной отсталостью относят:

речевой негативизм
обязательное наличие поведенческих девиаций
импульсивность
отсутствие критического отношения к собственным поступкам
Имеется ли право у выпускников специальной школы VIII вида продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях?

Выпускники могут продолжить обучения только в профессионально-технических училищах
Аттестат выпускника такой школы дает право на дальнейшее продолжение обучения
Программа обучения в специальной школе данного вида не имеет преемственности с программой обучения в учебных учреждениях следующего звена
Выпускники школ VIII вида могут продолжить обучение в специальных группах при профессиональных училищах, где у них формируются навыки и умения определенной профессиональной деятельности
Деменция- это состояние, которое характеризуется …

ранними сроками поражения мозга
способностью к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично
распадом уже сформировавшимся психических функций
необратимостью интеллектуального дефекта
Олигофрения - это состояние, которое характеризуется …

распадом уже сформировавшимся психических функций
необратимостью интеллектуального дефекта
ранними сроками поражения мозга
способностью к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично
Задачами воспитательной работы в школе VIII вида являются…

трудовое обучение
преодоление недостатков познавательной деятельности
выработка положительных личностных качеств
повышение регулирующей роли интеллекта в поведении
Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью могут обучаться в…

в специальной коррекционной школе VII вида
в обычном классе общеобразовательной школы
в специальных классах школы VIII  вида
в лечебно-педагогических центрах для таких детей
Основными направлениями коррекционного обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью являются…

получение основного образования
получение образования на уровне начальной школы
приспособление детей к окружающей среде, социуму
освоение простейших видов труда
Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения проявляются в следующем:

конкретности мышления
отсутствии речи в дошкольном возрасте
отставание, нарушение, своеобразие развития двигательной активности
нарушение, своеобразие пространственной ориентации
Среди незрячих выделяют:

слабовидящих
поздноослепших
тотально слепых
практически слепых
К категориям детей с нарушениями зрения относят:

лишившиеся зрения после 7 лет
слепорожденных
рано ослепших
лишившиеся зрения после 3 лет
Методика обучения игре незрячих и слабовидящих детей включает…

формирование подражательной игры
формирование игры с использованием предметов-заместителей
использование специальных психо-технических коррегирующих упражнений
использование игровых коррегирующих упражнений и заданий
Билингвистический подход при обучении неслышащих означает…

систему чтения с губ
использование дактильной и жестовой речи
использование устной и дактильной речи
использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме
Дактилология – это…

специальная система письменной речи для неслышащих
способ общения людей с нарушениями слуха с помощью жестов
способ изображения букв с помощью письма букв на ладони
способ общения грамотных неслышащих людей с помощью ручной азбуки
Имеется ли право у выпускников специальной школы I-II вида продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях?

Выпускники школ I-II вида могут продолжить обучение в специальных группах при профессиональных училищах, где у них формируются навыки и умения определенной профессиональной деятельности
Программа обучения в специальной школе данного вида не имеет преемственности с программой обучения в учебных учреждениях следующего звена
Выпускники могут продолжить обучения только в профессионально-технических училищах
Аттестат выпускника такой школы дает право на дальнейшее продолжение обучения
При психолого-педагогическом обследовании неслышащего ребенка важно оценить…

уровень развития вербального мышления
уровень развития развернутой фразовой речи
уровень развития восприятия и наглядного мышления
особенности игры
При дисграфии наблюдаются такие особенности  как…

снижение слуха
снижение интеллекта
специфические ошибки при письме
несформированность звуко-буквенного анализа
Выделяют _________ уровня развития речи при ее недоразвитии

5
2
3
4 (по классификации Т.Б.Филичевой)
К условиям формирования нормальной речи относят…

способность к звуковому анализу и синтезу
обязательное наблюдение логопеда за ходом речевого развития
сохранную ЦНС, наличие нормального слуха и зрения
достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком
Специфика ранней логопедической работы при ДЦП заключается в…

стимулировании опережающего речевого развития
стимулировании раннего развития связной речи
развитии ощущений артикуляционных поз и движений
преодолении и предупреждении оральной диспраксии
Артикуляционная гимнастика в логопедической работе направлена на…

развитие связной речи
формирование лексического запаса
развитие точности артикуляционных движений
развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата
Основоположниками отечественной логопедии являются…

Ф.Ф.Рау
Л.С.Выготский
М.Е.Хватцев,
Р.Е.Левина
Общее недоразвитие речи характеризуется…

сохранностью грамматических средств речи
конкретностью мышления
нарушениями звукопроизносительной системы
бедностью активного и пассивного словарного запаса
Психической деятельности детей с выраженной речевой патологией характеризуется такими особенностями как…

низкая умственная работоспособность
неспособность к переносу сформированных умственных действий в другие условия
неустойчивость внимания
низкий уровень развития вербальной памяти
Специальная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из следующих отделений…

отделение для детей с дислалией
отделение для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
отделение для  детей с тяжелыми формами заикания
отделение для детей с тяжелой речевой патологией (афазия, дизартрия, алалия, ринолалия)
Особенности развития речи детей с ДЦП обусловлено следующими факторами, как то…

гиперопека родителей повышает потребность в речевом общении
наиболее  распространенной формой речевой патологии при ДЦП является заикание
частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80%
речевые нарушения связаны с поражением тех структур мозга, которые отвечают за речевую функцию
Особенности личности детей с ДЦП проявляются в следующем…

сохранность вербально-логических форм мышления
достаточный по возрасту уровень развития наглядных форм мышления
достаточное интеллектуальное развитие может сочетаться с отсутствием уверенности в себе
в проявлениях личностной незрелости в виде наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых вопросах
Логопедическая работа при ДЦП предусматривает решение следующих задач:

преодолении боязни речевого общения (логофобии)
нормализации тонуса мышц, моторики артикуляционного аппарата
развитии речевого дыхания, голоса, речевой просодики
коррекции нарушений произношения
Астенодинамический синдром у детей с ДЦП имеет следующие проявления…

двигательное беспокойство, суетливость
повышенная раздражительность
вялость, заторможенность, малоактивность при выполнении любых видов деятельности
мыслительные процессы крайне замедлены
Нарушения формирования высших корковых функций при ДЦП проявляются в…

повышенной эмоциональной возбудимости
повышенной чувствительности к обычным раздражителям
оптико-пространственных нарушениях
задержке формирования пространственных и временных представлений
Эмоциональные расстройства у детей с ДЦП имеют такие проявления, как…

оптико-пространственные нарушения
задержка формирования пространственных и временных представлений
повышенная эмоциональная возбудимость
повышенная чувствительность к обычным раздражителям
Нарушения формирования личности у детей с ДЦП наблюдаются в виде…

непредсказуемости и непонятности реакций на действия окружающих
страхе новизны
диспропорционального   развития личности
иждивенческих установок
Астенодинамический синдром у детей с ДЦП имеет следующие проявления…

двигательное беспокойство, суетливость
повышенная раздражительность
Вялость, заторможенность, малоактивность при выполнении любых видов деятельности
мыслительные процессы крайне замедлены
В доречевом периоде при РДА имеет место:

Вычурность речи, наличие неологизмов
эхолалии
отсутствие лепета
слабое развитие функции подражания
Нарушения психомоторики при аутизме проявляются в…

нарушении координации движений и равновесия
непроизвольных движениях-гиперкинезах
моторной недостаточности, отсутствии содружественных движений
однообразных стереотипных движений в виде сгибания, разгибания пальцев, взмахивании кистями, вращений
В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы  организации специального обучения:

внеурочную
факультативную
индивидуально-групповкю
классно-урочную
индивидуальную
Индивидуальная форма применяется в  случае, когда…

родители воспитанника требуют  индивидуальное обучение
имеются материальные возможности для оплаты образовательных услуг
воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения
ребенок раннего возраста
воспитанник обучается на дому
К дополнительным формам организации педагогического процесса в специальном образовании относят…

тематические вечера
смотры
экскурсии
дополнительные занятия
самоподготовка
Среди вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальном образовании выделяют…

внеклассное чтение
самоподготовка
факультативы
олимпиады
конкурсы
В специальном образовании используются следующие группы методов воспитания:

гностические
эвристические
информационные
Практически-действенные
Побудительно-оценочные
В группу побудительно-оценочных методов воспитания детей в специальных школах входят…

воспитывающие ситуации
игры
поощрение
педагогическое требование
наказание
Компенсация может быть…

полной
частичной
внутрисистемной
межсистемной
Компенсаторные процессы осуществляются на следующих уровнях:

первичный
вторичный
биологический
социально-психологический
Психологичекий уровень компенсаторных процессов связан с …

помощью со стороны ближайшего окружения вне семьи
особенностями  отношения к больному-инвалиду со стороны семьи
работой механизмов психологической защиты
работой копинг-стратегий поведения
Факторы социально-психологического благополучия человека включают в том числе…

копинг-стратегии поведения
механизмы психологической защиты
профессиональную деятельность
ближайшее окружение вне семьи
Коррекция как внешний по отношению к индивиду процесс опирается на внутренние процессы…

адаптации
реабилитации
сенсибилизации –закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки
компенсации
Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей называется:

адаптация
компенсация
коррекция
реабилитация
Способ приобщения лиц с ограниченными возможностями к активной жизни общества, изменения позиции общества и ее гуманизация определяется как реабилитация …

медицинская
психологическая
педагогическая
социокультурная
Процесс, позволяющий личности активно включиться в социальную среду, приспособиться к природному окружению, определяется как адаптация …

социально-бытовая
школьная
психологическая
социальная
Педагогическая реабилитация осуществляется через …

приобщение к активной жизни общества
лечение недостатков, ликвидацию последствий дефекта
снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов
восстановление утраченных познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств
Процессы адаптации направлены, в первую очередь, на поддержание равновесия между …

зонами актуального и ближайшего развития
биологическими и социальными факторами
возможностями и потребностями ребенка
организмом и средой
Одним из основных условий, способствующих социально-психологической адаптации детей с отклонениями в развитии, является …

благоприятные бытовые условия развития
формирование трудовых навыков
установление профессиональных навыков
включение в коллективную деятельность
При оценке тяжести или глубины социально-психологической дезадаптации личности к среде необходимо принять во внимание …

уровень интеллекта
возраст
развитие способностей
состояние здоровья
Успешность реабилитационных мероприятий обеспечивается таким условиями как…

регулярность мероприятий
факультативность мероприятий
единство биологических и психосоциальных воздействий
обращение к личности инвалида
Медицинская реабилитация включает в себя…

психокоррекционные мероприятия
психотерапевтические мероприятия
использование лекарственных средств
использование лечебной физкультуры
Психологическая реабилитация предполагает использование…

лекарственных средств
лечебной физкультуры
психокоррекционных мероприятий
психотерапевтических мероприятий
Можно выделить такие этапы реабилитационного процесса:

коррекция
адаптация
восстановительное лечение
реадаптация
В каком соотношении находятся между собой процессы компенсации и адаптации?

Адаптация-разновидность компенсации
Компенсация-разновидность адаптации
Это сложная биполярная функция
Они не изолированы, а уравновешивают друг друга
Установите соответствие между уровнями компенсаторных процессов и их содержанием  
1. биологический
2. психологический
3. социально-психологический
4. социальный

Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно на телесном уровне
Связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей, к постановке реальных целей и задач в условиях тех или иных нарушений
Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением, формирование ощущения благополучия, осмысленности существования
Содержания этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека
Установите соответствие между категориями специальной педагогики и их определениями  
1. коррекция
2. реадаптация
3. декомпенсация
4. псевдокомпенсация

Исправление тех или иных нарушений
Комплекс мероприятий, направленный на приспособление инвалида к новым условиям внешней среды
Утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий
Устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации.
Установите соответствие между понятиями специальной психологии и их характеристиками  
1. психопрофилактика
2. психодиагностика
3. психокоррекция
4. интеграция

Система мероприятий, направленных на сохранение психического зхдоровья ребенка, создание адекватных условий развития его психической сферы
Методы выявления и оценки особенностей личности
Метод психологического воздействия на нарушенные психические механизмы человека в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации
Сотрудничество детей с атипией развития с нормально развивающимися детьми
Установите соответствие между моделями отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и их характеристиками  
1. модель «Недочеловек»
2. модель «Угроза обществу»
3. модель «Объект жалости»
4. модель «Развитие»

Человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
Существовало представление о том, что некоторые категории лиц с отклонениями представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими заболеваниями). Эти лица якобы могут наслать порчу, накликать несчастье.
В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями относятся как к маленькому ребенку, который никогда не повзрослеет.
Эта модель предусматривает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию.
Эмоциональные расстройства проявляются чаще всего под влиянием…

диффузного поражения корковых отделов
парциальной несформированности высших психических функций
локальных поражений корковых отделов мозга
неблагоприятных факторов окружающей внешней среды и различных отклонений в развитии
Видные отечественные ученые, занимавшиеся проблемами раннего детского аутизма являются:

В.И.Селиверстов, В.А.Ковшиков
Л.С.Выготский, А.Р.Лурия
Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман
К.С.Лебединская, О.С.Никольская
Для детей с эпилепсией и эпилептиформными расстройствами характерны такие черты как …

гиперактивность
аутичность
эмоциональная лабильность
замедленность, инертность психических процессов
Своеобразие проявления нарушений тонкой моторики у детей с синдромом раннего детского аутизма заключается в …

в паретичности мускулатуры
высоком уровне развития рисования
наличии высокого уровня овладения ручной умелостью
неумении правильно взять карандаш, особыми трудностями в овладении графическими навыками
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями отражает требования…

к специфике медицинской помощи детям с ОВЗ
к оборудованию, применяемому в бытовых условиях жизни учащихся
к общеобразовательной подготовке
к коррекционно-развивающей работе
к трудовой и начальной профессиональной подготовке
Преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий определяется как …

депривация
адаптация
компенсация
коррекция
Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы …

антиципации
компенсации
абилитации
сенсибилизации
Система занятий, направленная на сглаживание недостатков, возмещение нарушений, но не устраняет дефекта, определяется как …

реабилитация
эстетическое обучение
социализация
психологическая коррекция
Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, определяется как …

социализация
абилитация
адаптация
компенсация
Основная сущность компенсаторных механизмов в ___________ психики

активности
произвольности
сохранных функциях
пластичности
За счет использования резервных возможностей поврежденной функциональной системы осуществляется компенсация …

общая
межсистемная
автоматическая
внутрисистемная
Спонтанная перестройка функций, вызванная повреждением ряда систем, обеспечивающая процесс адаптации организма, определяется как компенсация …

ложная
межсистемная
внутрисистемная
автоматическая
Утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов определяется как …

ретардация
акселерация
асинхрония
декомпенсация
Дети с отклонениями в психическом, соматическом и личностном развитии находятся в центре внимания ________ психологии.

общей
возрастной
практической
специальной
Возникновение специальной психологии как  науки относится…

К 60-м гг. XIX века
к концу XV века
к середине XVIII века
к 20-м г.г. ХХ века
Особенностью специальной психологии является…

связь исключительно с философией
связь  исключительно с медициной
обособленность наук
связь с различными науками
Термин «специальная психология» вошел в науку вместе с понятием…

патопсихология
возрастная психология
клиническая психология
коррекционная (специальная) педагогика
Методологической основой отечественной специальной психологии является…

бихевиоризм
объективизм
экзистенционализм
диалектический материализм