Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Л. С. Выготский высказывал следующую мысль – «___________ выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития».

наследственность
личная мотивация
семья
среда
По теории Л. С. Выготского движущей силой психического развития является …

кризисная ситуация
среда
возрастное новообразование
обучение
На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется ______________ закономерностям.

биогенетическим
социальным
природным
биологическим
Психическое развитие человека как личности возможно лишь в процессе повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков, в процессе человеческого …

жизненного цикла
отношения
проявления чувств
общения
По теории Л. С. Выготского «______________ развитие ребенка охватывает не только процессы формирования высших интеллектуальных функций, но и развитие высших характерологических образований».

природное
биологическое
естественное
культурное
Л. С. Выготский считал, что структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем, представляющих собой _______________ нарушения.

вторичные симптомы
хромосомные
генетические
первичные симптомы
При нарушениях слуха имеет место вторичное недоразвитие _____________.

воспроизведения речи
звукопроизношения
голосообразования
понимания речи
По определению Л. С. Выготского, ______________ – «парадоксальный органический процесс, превращающий болезнь в сверхздоровье, слабость в силу, отравление в иммунитет».

гиперкомпенсация
компенсация
автоматическая компенсация
сверхкомпенсация
При патологическом развитии наблюдаются диспропорции в развитии психических функций, или _______________ развития.

гетерохронии
аномалии
дизонтогении
асинхронии
Чрезвычайно раннее изолированное развитие одной психической функции, при отставании других, наблюдается при _____________.

аномалиях развития
гетерохронии развития
дизонтогениях развития
патологической акселерации
При асинхрониях развития могут наблюдаться различные варианты нарушений, к одним из которых можно отнести явления ______________ , когда отдельные психические функции формируются в патологически узких границах своих возможностей и, зацикливаясь, иногда надолго останавливаются в своем развитии.

интеграции
ретардации
акселерации
стойкой изоляции
При асинхрониях развития могут наблюдаться различные варианты нарушений, к одним из которых можно отнести явления ____________ , когда возникают устойчивые связи между отдельными звеньями психической сферы, однако устойчивость такой системы возможна в строго ограниченных условиях.

акселерации
ретардации
изоляции
фиксации
Явление, при котором происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение носит название ____________ психической функции.

инволюции
ретардации
регресса
распада
В соответствии с клинической классификацией выделяют ____________ формы умственной отсталости.

специфическую и неспецифическую
ретроградную и антероградную
эндогенную и экзогенную
прогредиентную и непрогредиентную
К непрогредиентной форме умственной отсталости относится …

шизофрения
эпилепсия
деменция
олигофрения
К прогредиентной форме умственной отсталости относится …

олигофрения
дебильность
идиотия
деменция
Основными характеристиками непрогредиентной формы умственной отсталости являются …

диффузность и иерархичность
иерархичность и тотальность
парциальность и стабильность
тотальность и стабильность
Основными характеристиками прогредиентной формы умственной отсталости являются …

иерархичность и избирательность
изменчивость и парадоксальность
прогрессивность и стабильность
прогрессивность и малообратимость
Для задержки психического развития конституционального происхождения характерны …

нарушения когнитивных функций
психическая и двигательная заторможенность
хроническая физическая и психическая астения
эмоциональная незрелость и инфантильный тип телосложения
Для задержки психического развития соматогенного происхождения характерны …

нарушения когнитивных функций
патологические отклонения в развитии личности
эмоциональная незрелость и инфантильный тип телосложения
хроническая физическая и психическая астения
Основной характеристикой задержки психического развития психогенного происхождения является …

органический инфантилизм
нарушение когнитивных функций
гармонический инфантилизм
патологическое развитие личности
Для задержки психического развития церебрально-органического происхождения характерны …

церебрастенические расстройства
хроническая физическая и психическая астения
патологические отклонения в развитии личности
нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности
Психический инфантилизм проявляется прежде всего в …

патологическом развитии личности
психической астении
аффективной неустойчивости
незрелости эмоционально-волевой сферы
В детском возрасте при аномалиях развития могут наблюдаться нарушения двигательной сферы в виде ____________, которая (-ые) относится (-ятся) к явлениям недоразвития.

хореи
атаксий
атетозов
синкинезий
В структуре детского церебрального паралича среди основных симптомов органического поражения мозга центральное место занимают …

интеллектуальные дефекты
речевые патологии
соматические нарушения
параличи и парезы
К нарушениям, общим для всех форм ДЦП, составляющим структуру дефекта, относятся …

апраксии
акинезии
олигокинезии
кинестезии
Большое значение для возникновения вторичных нарушений развития при сенсорных нарушениях имеет ______________ дефекта.

время возникновения
характер
локализация
степень выраженности
Термин «аутизм» ввел швейцарский психиатр и психолог …

Ж. Пиаже
Л. Каннер
Г. Аспергер
Э. Блейлер
Синдром раннего детского аутизма впервые описан …

С. Минухиным
Э. Блейлером
Г. Аспергером
Л. Каннером
Использование термина «классический аутизм» связано с синдромом …

Аспергера
Геллера
Ретта
Каннера
Формы общения аутичных детей с матерью характеризуются как …

ситуативно-деловые
эмпатийные
непосредственно-эмоциональные
симбиотические или индифферентные
При аутизме характерны явления протодиакризиса, то есть …

неспособность к диалогу
отсутствие подражания
повышенная чувствительность на дискомфорт и комфорт
недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов
К критериям, определяющим _____________, относятся тотальность патологических черт личности, их малая обратимость.

акцентуации
психопатоподобные состояния
шизофрении
психопатии
Для психопатии _____________ типа характерно избегание трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой», что является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству.

истерического
эпилептоидного
шизоидного
неустойчивого
Для эпилептоидной психопатии характерны стойкие характерологические особенности в виде …

повышенной ранимости в отношении собственных переживаний
патологической нерешительности
высокой возбудимости, не соответствующей силе средовых воздействий
эмоциональной вязкости
Причинами ____________ являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация.

задержки психического развития
искаженного развития
психопатии
патологического развития личности
Примером множественных нарушений хромосомного происхождения может служить …

синдром Ушера
синдром Жиля де ля Туретта
синдром Аспергера
синдром Дауна
Понятия «осложненные нарушения» и «сложные нарушения» …

могут применяться как синонимы
взаимодополняемые понятия
взаимообусловленные понятия
разные по сути понятия
Нарушение, при котором имеется один ведущий дефект, определяющий структуру аномального развития, носит название …

первичного
сложного
единичного
осложненного
Нарушения интеллектуального развития, при которых имеются неврологические и психопатологические синдромы, относятся к __________ нарушениям.

комплексным
сложным
множественным
осложненным
К ____________ нарушениям относятся случаи сочетания общего недоразвития речи и гиперактивности.

сложным
комплексным
полиморфным
осложненным
Сходством умственной отсталости и задержки психического развития _______________ генеза являются недостатки познавательной деятельности в целом и дефицитарность модально-специфических функций: всех видов восприятия и гнозиса.

конституционального
соматогенного
психогенного
церебрально-органического
Неравномерность созревания различных морфологических структур и функциональных систем называется …

инфантилизмом
дизонтогенезом
сензитивностью
гетерохронностью
В классификации _____________ выделяются два варианта задержки психического развития: дизонтогенетический и энцефалопатический.

М. С. Певзнер
Г. Е. Сухаревой
К. С. Лебединской
В. В. Ковалева
К диагностическим критериям умственной отсталости не относится …

стойкое нарушение познавательной деятельности
низкая обучаемость
наличие органического поражения головного мозга
сочетание дефицитарных функций с сохранными
Зрение, при котором изображения, получаемые на сетчатке правого и левого глаза, объединяются в одну общую картину, называется …

цветовым
центральным
периферическим
бинокулярным
При ____________ на лучше видящем глазу сохраняется остаточное зрение, а хуже видящий глаз не принимает участие в акте зрения.

астигматизме
амблиопии
косоглазии
атрофии зрительного нерва
Термин «____________» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока.

амблиопия
глаукома
дистрофия сетчатки
косоглазие
Содержание специальных коррекционных занятий при нарушении зрения определяется наличием или отсутствием …

специальных наглядных средств
консультации врача-офтальмолога
тифлотехники
зрительной ориентации
Светостимуляция, представление изображений на световом табло и т.д. относится к ______________ методам восстановления зрения.

организационным
психолого-педагогическим
медицинским
психофизическим
Нарушение слуховой функции временного характера, устраняемое методом консервативного или оперативного лечения, относят к …

тугоухости
односторонним
сенсоневральным
кондуктивным
Объективное обследование и оценка слуховой функции у детей первого года жизни проводится в детских поликлиниках по месту жительства в 1, 2, 4 и 6 месяцев по …

данным осмотра врача-отоларинголога
методике регистрации двигательных реакций ребенка
методике игровой пороговой тональной аудиометрии
скрининг-методике с использованием звукореактотеста
Метод регистрации __________ не относится к объективным методикам исследования в раннем возрасте слуха, позволяющим установить факт его снижения, и оценить уровень и характер его нарушения.

вызванной отоакустической эмиссии
акустического рефлекса
слуховых вызванных потенциалов
поведенческих реакций ребенка на звучание разночастотных игрушек и речи
Принцип ____________ предполагает индивидуально-дифференцированный подход, основанный на учете структуры и выраженности нарушений, выявлении потенциальных возможностей ребенка.

развивающего обучения
деятельностного подхода
развития слухового восприятия
коррекционной направленности воспитания и обучения
Одной из ведущих задач дошкольного образования детей с нарушением слуха с учетом структуры вторичного дефекта является …

развитие слухового восприятия
формирование познавательной деятельности
подготовка к обучению в школе
формирование речи как средства общения
К отклонениям от норм речевого употребления не относятся …

возрастные особенности звукопроизношения
оговорки
единичные перестановки
нарушения языковой системы
В 70-е годы ____________ была разработана психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

Т. Б. Филичевой
О. В. Правдиной
Г. В. Чиркиной
Р. Е. Левиной
Дети с ____________ зачисляются в специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (I отделение).

дизартрией при ДЦП
заиканием
дисфонией
алалией
Общая стратегия коррекции речи ребенка и вид специального учреждения определяются …

причиной речевого нарушения
временем наступления речевого расстройства
исходным уровнем речи
типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения
Меняющийся характер мышечного тонуса называется …

спастичностью
ригидностью
гипотонией
дистонией
У детей с ДЦП ______________ ослаблены или не вызываются в первые недели и месяцы жизни, что препятствует развитию произвольных движений и задерживает развитие речи.

стато-кинетические рефлексы
позотонические рефлексы
безусловные рефлексы
рефлексы орального автоматизма
Спецификой коррекционно-педагогической работы при ДЦП в доречевой период является …

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата
развитие сенсорных процессов
формирование предметной деятельности
развитие эмоционального общения со взрослым
Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, _____________ в наибольшей степени способствуют формированию правильной схемы движения, что является основой для формирования моторики.

ходунки и ходилки
детские инвалидные коляски
костыли и трости
лечебно-нагрузочные костюмы
Использование средств, облегчающих самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей, относится к разделу …

коррекционно-педагогической работы
лечебно-оздоровительного воздействия
формирования предметной деятельности
социально-бытовой реабилитации
В период адаптации в условиях интегрированной группы для аутичного ребенка наименее значимым является …

дополнительное внимание воспитателей
специальная организация условий пребывания в группе
дозированное посещение группы на начальном этапе
установление контакта с детьми группы
Причиной поведенческих отклонений у детей при синдроме _____________ становится невозможность овладения правилами поведения и социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

негативного самопредъявления
семейной изоляции
хронической неуспешности
социальной дезориентации
Синдром ___________ складывается в дошкольном возрасте у детей с ярко выраженной демонстративностью, когда нарушение поведения становится средством привлечения внимания окружающих.

хронической неуспешности
ухода от деятельности
вербализма
негативного самопредъявления
Психологический синдром ______________ – это застревание ребенка в системе отношений, характерных для детей более раннего возраста, неспособность адаптироваться в детской группе, что приводит к выраженной дезадаптации.

социальной дезориентации
ухода от деятельности
негативного самопредъявления
семейной изоляции
Синдром _____________ характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослого и достижениями ребенка, что приводит к повышению тревожности, дезорганизации действий и низкой результативности.

семейной изоляции
ухода от деятельности
социальной дезориентации
хронической неуспешности
Система условий, способствующих развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка, носит название …

учебной среды
обучающей программы
педагогической технологии
предметно-развивающей среды
В содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) не входит решение вопросов …

консультативно-диагностической помощи и детям, и специалистам
комплексной психолого-медико-педагогической диагностики
комплектования специальных (коррекционных) учреждений
реализации специальных коррекционно-развивающих программ
Применительно к младенческому и раннему возрасту принципы, методы, содержание и организация коррекционно-педагогического воздействия на начальном этапе направлены на …

коррекцию психических функций
реабилитацию
восстановление психических функций
абилитацию
При разработке содержания и организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья наличие ____________ не является решающим фактором.

затруднений словесного опосредования
замедления процесса формирования понятий
снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации
медицинского диагноза
В основу содержания и организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья положены …

теоретические основы общей педагогики
положения личностно-ориентированного обучения
типы отклонений в развитии
специфические закономерности аномального развития
Принцип ____________ основывается на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития».

единства диагностики и коррекции в развитии
коррекции и компенсации
учета соотношения первичных и вторичных нарушений
развивающего обучения
Базовые направления коррекционно-педагогической работы, обеспечивающие максимально возможную целостность и гармоничность личностного развития ребенка, основываются на …

характере нарушений и индивидуальных особенностях
учете системы специальных (коррекционных) учреждений
учете закономерностей в раннем возрасте
закономерностях развития в норме и патологии
Принцип ___________ относится к принципам и общей, и специальной педагогики.

деятельностного подхода
развивающего обучения
раннего начала коррекционно-педагогического воздействия
учета возрастных возможностей ребенка
Общие закономерности развития и общие подходы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии определяет принцип …

развивающего обучения
деятельностного подхода
раннего начала коррекционно-педагогического воздействия
генетического подхода
Одним из ведущих принципов обследования и организации коррекционного воздействия на детей с отклонениями в развитии является принцип …

социально-адаптирующей направленности образования
коррекционно-компенсирующей направленности образования
нормализации
комплексного подхода
Вынужденное объединение и обучение детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях является по своей сути …

временной интеграцией
комбинированной интеграцией
частичной интеграцией
псевдоинтеграцией
Дошкольные образовательные учреждения ___________ вида предназначены для обучения детей с определенным отклонением в развитии.

интегрированного
общеразвивающего
комбинированного
компенсирующего
При _______________ интеграции воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1–2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

частичной
комбинированной
полной
временной
При __________ интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, по 1–2 человека воспитываются в общеобразовательных учреждениях.

полной
частичной
временной
комбинированной
Дошкольные образовательные учреждения ____________ вида имеют как группы для нормально развивающихся детей, так и группы для детей с отклонениями.

интегрированного
компенсирующего
общеразвивающего
комбинированного
В группе методов обучения наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно–поисковые и исследовательские относятся к методам …

стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности
контроля и самоконтроля
стимуляции и осуществления перцептивной деятельности
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
При ДОУ для детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями в развитии, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их родителей организуется ___________, задачами которой являются обследование детей, проведение профилактики и психокоррекции средствами игры, а также помощь родителям.

медико-психолого-педагогическая консультация
группа частичной интеграции
группа кратковременного пребывания
лекотека
Технологии уроков предметно-практической деятельности и технологии развития речевых и мыслительных процессов у детей с ограниченными возможностями можно отнести к числу _________ технологий.

информационных
комбинированных специальных образовательных
коррекционно-развивающих
коррекционно-образовательных
Упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающегося, направленные на передачу знаний и умений, на развитие познавательных способностей, относятся к …

методам учения
специальным образовательным технологиям
методам воспитания
методам обучения
Способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся относятся к методам …

воспитания
организации учебного процесса
обучения
учения
В России только для ___________, относящихся к категории детей со сложным дефектом, разработаны программы дошкольного обучения и имеется специальное учреждение.

глухонемых
глухих с умственной отсталостью
слепоглухонемых
слепоглухих
В современной нормативно-правовой документации системы специального образования дети-инвалиды определены как дети с …

нарушениями в развитии
особыми образовательными потребностями
отклонениями в психофизическом развитии
ограниченными возможностями здоровья
Дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, определены как дети с …

нарушениями в развитии
ограниченными возможностями здоровья
отклонениями в психофизическом развитии
особыми образовательными потребностями
В отличие от европейских стран в США понятие «специальная педагогика» охватывает проблемы образования всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и …

из неблагополучных семей
из малообеспеченных семей
из семей беженцев
одаренных
Ведущими в клинической картине ____________ являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами.

умственной отсталости
травматических повреждений
дизартрии
детского церебрального паралича
Сочетание у ребенка трех и более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии, относят к _____________ дефекту.

сложному
билатеральному
бисенсорному
множественному
В определении категории детей с нарушениями поведения термин «отклоняющееся поведение» является синонимом к понятию « ___________ поведение».

делинквентное
асоциальное
аффективное
девиантное
В педагогическую классификацию нарушений развития в числе других категорий включены …

одаренные
инвалиды
необучаемые
слепоглухие
Возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур называется …

межсистемной компенсацией
псевдокомпенсацией
гиперкомпенсацией
внутрисистемной компенсацией
Способность к компенсации основана на важнейшей особенности нервной системы, которая заключается в ______________: чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами.

неравномерности развития
стабильности
цикличности
пластичности
Проблема компенсации рассматривается _________ в рамках индивидуальной психологии, одного из ведущих направлений психоанализа.

З. Фрейдом
К. Левиным
К. Юнгом
А. Адлером