Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Автором рельефно-точечного шрифта и  системы рельефного письма для слепых, является…

М. Монтессори
А. Адлер
Л.С. Выготский
Л. Брайль
Нарушение бинокулярного зрения (способности видеть двумя глазами) происходит при…

близорукости
астигматизме
дальнозоркости
косоглазии
Снижение остроты зрения называется …

дальтонизмом
алалией
амнезией
амблиопией
Врожденная частичная цветовая слепота называется…

амблиопией
дальнозоркостью
алексией
дальтонизмом
Билингвистический подход предполагает использование в обучении глухих…

устной и письменной речи
моделей и макетов
родного и иностранного языков
словесного и жестового языков
Стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи на самом близком расстоянии, называется…

дисграфией
тугоухостью
амблиопией
глухотой
Дети, для которых в результате нарушений слуха невозможно самостоятельное овладение словесной речью относятся к категории …

позднооглохших
слабовидящих
слабослышащих
глухих
Ручная азбука для замены устной речи при общении глухих людей называется …

шрифтом Брайля
мимикой
киношрифтом
дактилологией
Специалист по работе с детьми с нарушениями речи называется…

сурдопедагог
олигофренопедагог
тифлопедагог
логопед
К социально-психологическим причинам, вызывающим речевые нарушения у детей дошкольного возраста относятся…

родовые травмы
мозговые инфекции
наследственность
недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми
Нарушение звукопроизношения называется…

заиканием
афазией
дисграфией
дислалией
Отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением головного мозга, называется…

заиканием
дисграфией
амблиопией
алалией
Полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга, называется…

заиканием
гиперкенезом
дисграфией
афазией
Частичное расстройство процесса чтения называется…

афазией
заиканием
дистонией
дислексией
Врожденные анатомические дефекты строения артикуляционного аппарата являются причиной…

аграфии
аутизма
дислексии
ринолалии
Стойкий страх речевого общения у заикающихся называется…

ксенофобией
морфофобией
клаустрофобией
логофобией
При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются …

психические расстройства
нарушения слуха
речевые нарушения
двигательные нарушения
Для детского церебрального паралича характерно нарушение …

цветоощущения
слуха
пищеварения
мышечного тонуса
Повышение мышечного тонуса при детском церебральном параличе называется …

гипотонией
близорукостью
тремором
спастичностью
Низкий мышечный тонус при детском церебральном параличе называется…

дистонией
ригидностью
дислалией
гипотонией
Насильственные движения при детском церебральном параличе могут проявляться в виде …

параличей
атрофии зрительного нерва
парезов
гиперкинезов
Полное отсутствие произвольных движений при детском церебральном параличе называется …

дисграфией
парезом
гипотонией
параличом
Для детского церебрального паралича характерно нарушение …

слуха
обоняния и вкуса
цветоощущения
равновесия и координации движений
Основной причиной раннего детского аутизма в современной науке признается …

травмы головы
вирусная инфекция
аномалии развития позвоночника
генетический фактор
Для проявлений раннего детского аутизма характерно …

расстройство пищеварения
нарушение цветоощущения
снижение слуха
отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза»
Синдром раннего детского аутизма считается вариантом нарушения …

анатомического строения речевого аппарата
формирования двигательных функций
развития вестибулярного аппарата
психического развития
Рельефное рисование, черчение являются учебными предметами в школе для…

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
глухих
детей с интеллектуальным недоразвитием
незрячих
Обучение чтению и письму на основе рельефно-точечного шрифта  включено в программу обучения языку в школах для  ...

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
глухих
детей с интеллектуальным недоразвитием
незрячих
Учебники и учебные пособия, напечатанные рельефным шрифтом на перфокарточной бумаге или пластинке, предназначены для …

глухих
детей с нарушениями речи
умственно отсталых
незрячих
Формирование навыков чтения с губ является составной частью содержания обучения …

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
незрячих
умственно отсталых
глухих
Коррекция недостатков двигательной сферы является содержанием уроков …

истории
математики
географии
физического воспитания
Специальным предметом в школе для детей с задержкой психического развития является…

ботаника
история
физика
ритмика
Основным средством обеспечения компенсаторного развития детей является …

искусство
художественная литература
наглядные пособия
предметно-практическая деятельность
Знания способов коррекционной помощи детям с особыми потребностями, требует принцип …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
педагогического оптимизма
ранней педагогической помощи
необходимости специального педагогического руководства
Форма интеграции, при которой дети с отклонениями в развитии 1-2 раза в месяц объединяются со здоровыми детьми для проведения мероприятий воспитательного характера, называется …

частичной
полной
комбинированной
временной
Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии включаются в обычные классы школ и группы детских садов, называется …

комбинированной
временной
частичной
полной
В классы компенсирующего обучения принимаются дети…

умственно отсталые
незрячие
глухие
группы риска
Заполните пропуск
Специфической для специальной школы является ____  задача урока

воспитательная
развивающая
обучающая
коррекционная
Учебный видеофильм с сурдопереводом и видеотекстом используется на уроке для детей с нарушениями …

речи
интеллекта
зрения
слуха
В специальной школе I вида обучаются дети  …

с тяжелыми нарушениями речи
с интеллектуальным недоразвитием
незрячие
глухие
В специальной школе III вида обучаются дети  …

с задержкой психического развития
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
глухие
незрячие
Тифлоприборы и рельефно-графические пособия используются для обучения…

заикающихся
глухих
умственно отсталых
слепых
Буквы в системе рельефного письма для слепых обозначаются …

картинками
латинскими цифрами
точкой и тире
точками
Технические средства коррекции и компенсации дефектов слуха называются…

мнемотехникой
психотехникой
тифлотехникой
сурдотехникой
Рельефные географические карты и рельефный глобус предназначены для обучения детей с нарушениями …

речи
опорно-двигательного аппарата
слуха
зрения
Наукой о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является…

общая педагогика
дошкольная педагогика
семейная педагогика
специальная педагогика
Обучение и воспитание лиц с нарушениями слуха изучает …

тифлопедагогика
олигофренопедагогика
логопедия
сурдопедагогика
Обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения изучает…

сурдопедагогика
олигофренопедагогика
логопедия
тифлопедагогика
Обучение и воспитание слепоглухих изучает…

олигофренопедагогика
логопедия
педагогика
тифлосурдопедагогика
Образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья, называется…

психоневрологическим диспансером
психолого-медико-педагогической консультацией
детской поликлиникой
специальной (коррекционной) школой
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

незрячие
глухие
слабослышащие
дети с задержкой психического развития
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

слабовидящие
позднооглохшие
глухие
имбецилы
Нарушения слуха относятся к категории …

психических
социальных
телесных (соматических)
сенсорных
Умственная отсталость относится к категории нарушений …

телесных (соматических)
социальных
сенсорных
деятельности мозга
Совокупность мер воспитательного воздействия на личность ребенка с нарушениями в развитии составляет сущность …

социальной адаптации
компенсации высших психических функций
психологической реабилитации
коррекционно-педагогической деятельности
Систематизация знаний, направленная на повышение общего уровня развития ребенка, является задачей …

социальной адаптации
процесса компенсации физиологических функций
психологической реабилитации
коррекционно-развивающего обучения
Компенсация высших психических функций возможна …

в процессе саморазвития
за счет автоматической перестройки центральной нервной системы
через медикаментозное лечение
только в результате специально организованного обучения
Компенсация функций, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, называется …

межсистемной
надсистемной
внесистемной
внутрисистемной
Компенсация, которая осуществляется за счет выполнения элементами из других структур ранее несвойственных им функций, называется …

надсистемной
внесистемной
внутрисистемной
межсистемной
Процесс приспособления ребенка с отклонениями в развитии к условиям жизни в обществе называется …

компенсацией
коррекцией
социальной реабилитацией
социальной адаптацией
Процесс приспособления ребенка к условиям, нормам и требованиям школьной жизни называется …

компенсацией
абилитацией
реабилитацией
адаптацией
Социальная адаптация глубоко умственно отсталых лиц предполагает…

овладение профессиональной деятельностью
получение основного общего образования
развитие творческих способностей
обучение гигиеническим и элементарным бытовым навыкам
Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в общество на уровне его психофизических возможностей, называется …

коррекцией
социальной адаптацией
компенсацией
социальной реабилитацией
Процесс возвращения лица с отклонениями в развитии к общественно-полезной деятельности и адекватным взаимоотношениям с людьми называется…

компенсацией
абилитацией
социальной адаптацией
социальной реабилитацией
Заполните пропуск
Лечение недостатков, последствий дефекта – это_____ реабилитация

психологическая
педагогическая
личностная
медицинская
Заполните пропуск
Восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков  - это _____ реабилитация

личностная
медицинская
психологическая
педагогическая
Заполните пропуск
Восстановление познавательных процессов – это _____ реабилитация

личностная
медицинская
педагогическая
психологическая
Среди закономерностей атипичного развития выделяют…

межсистемные закономерности
частные закономерности
Особенные закономерности
общие закономерности
Особенности психического развития, свойственные отдельным группам детей с атипичным развитием, относят к______________ закономерностям.

общим
модально-неспецифическим
особенным
модально-специфическим
Особенности психического развития, свойственные и нормально развивающимся детям и детям с атипичным развитием, относят к _____________закономерностям.

модально-неспецифическим
особенным
модально-специфическим
общим
Предметом специальной психологии является …

взаимодействие субъекта и объекта специальной психологии
обобщенное представление о лицах с нарушениями психического развития
теория и практика воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
психическое развитие в неблагоприятных условиях
Целью специального психологического сопровождения в образовании является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с психофизическими нарушениями и …

совершенствованием системы специального образования
их профессиональным самоопределением
созданием условий для их социально-психологической адаптации
их индивидуальными возможностями
Целью специальной психологии является изучение ___________ развития лиц с физическими и психическими недостатками, определяющими(щей) их потребность в особых формах обучения, воспитания и психологического сопровождения

истории
условий
научных основ
проблем
К задачам специальной психологии не относят …

разработку принципов и методов выявления отклонений в развитии
определение качественного своеобразия структуры дефекта каждого конкретного нарушения
изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития
определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального учреждения
Разделами специальной психологии являются все перечисленные, кроме …

сурдопсихологии
тифлопсихологии
логопсихологии
патопсихологии
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выготским: …

шесть видов психического дизонтогенеза
четыре уровня нервно-психического реагирования на различные патогенные воздействия
две группы неблагополучных детей
три основных типа дефекта
Дефект-центризм это…

явление, когда сознание наблюдателя не только фиксирует какой то факт, но мгновенно интерпретирует  его
когда исследователь обращает внимание лишь на проблемы ребенка
когда психолог выискивает лишь те показатели, которые не соответствуют нормативным критериям
сложный установочный феномен, когда смешиваются индивидуальные, возрастные характеристики действий ребенка с клиническими симптомами
Основным методом специальной педагогики является

анкетирование
тестирование
беседа
обучающий эксперимент
Раздел психологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме …

дефектология
психотерапия
этиология
патогенез
Метод активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт, определяется как …

наблюдение
анамнез
беседа
эксперимент
Принцип комплексного изучения детей предполагает …

учет как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
установление связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин
выяснение не только того, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении
учет данных, получаемых при обследовании ребенка всеми специалистами
Принцип целостного системного изучения детей в процессе психодиагностического исследования предполагает …

выяснение не только того, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении
учет данных, получаемых при обследовании ребенка всеми специалистами
учет как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
установление связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин
Существенное значение имеет принцип динамического изучения ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить …

как конечный результат деятельности, так и процесс ее выполнения
связи между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определить их причины
особенности развития, получаемые при обследовании ребенка всеми специалистами
уровень знаний, умений и возможностей детей в обучении
В процессе психодиагностического исследования детей важен принцип учета индивидуальных особенностей развития, предполагающий …

учет данных, получаемых при обследовании ребенка всеми специалистами
выяснение не только того, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении
установление связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин
учет как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
Принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее его последствия для психического развития, определяется как принцип________развития

гетерохронии
асинхронии
ретардации
хроногенности
Проблемами обучения и воспитания детей с нарушениями зрения занимается …

сурдопедагогика
логопедия
олигофренопедагогика
тифлопедагогика
Методология специальной психологии базируется на принципах:

педагогического оптимизма
детерминизма
развития
единства сознания и деятельности
Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой?

обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях
индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие –либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.)
групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры
индивидуальный
Специальная психология наиболее тесно связана со следующими науками:

травматология
клиническая психология
специальная педагогика
неврология
Специальное образование базируется на …

теории и практике абилитации детей
технологиях профориентации учащихся
методах профилактики отклонений в развитии
системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий
Специальное образование детей, имеющих особые образовательные потребности, является ___________ специальной педагогики

направлением
субъектом
предметом
объектом
Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с отклонениями или нарушениями в развитии является ___________ специальной педагогики

объектом
субъектом
направлением
предметом
Специфической конкретной целью специальной педагогики не является …

обучение и воспитание ребенка с отклонениями в развитии
формирование компонентов личностной реабилитации
преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки
определение качественного своеобразия структуры дефекта
К основным принципам специальной педагогики не относят принцип …

ранней педагогической помощи
педагогического оптимизма
дифференцированного и индивидуального подхода
конфиденциальности
К методам педагогического исследования не относят …

изучение педагогического опыта
математические и статистические методы
теоретические исследования
стандартизированные шкалы развития
К побудительно-оценочным методам воспитания относятся …

приучение, упражнение, ручной труд, изобразительная деятельность
методы проб и ошибок
методы осмысления и осознания, наводящих вопросов
педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание
Методы эмпирического познания включают …

индуктивные и дедуктивные методы
теоретический анализ, изучение литературы
регистрация, ранжирование, шкалирование
наблюдение, методы опроса, изучение продуктов деятельности
Метод демонстрации объекта, организации наблюдения и изучения объекта определяется как …

практический
информационный
словесный
наглядный
Специальная педагогика как наука изучает …

процесс психического развития в неблагоприятных условиях
законодательную базу системы образования
теорию и практику раннего выявления слабовыраженных отклонений в развитии
теорию и практику воспитания и обучения лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
Специальная педагогика разрабатывает и реализует все перечисленные образовательные программы образования лиц с ограниченными возможностями кроме …

коррекционно-педагогических
компенсационных
реабилитационных
терапевтических