Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Задачей специальной педагогики является …

определение методики медицинского обследования дефектов
интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования
разработка методов лечения отклонений в развитии
изучение и осуществление процессов социальной реабилитации
Задачей специальной педагогики является …

разработка психологических аспектов процесса интеграции
определение характера и причины нарушения функций
обеспечение гибкости финансирования специального образования
разработка научных основ содержания специального образования
Процесс включения ребенка в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и взаимоотношения со сверстниками, называется…

коррекция
компенсация
абилитацией
социальная реабилитация
Хромосомно-генетические отклонения являются _______ факторами.

личностными
социальными
эмоциональными
биологическими
Пренатальный, натальный и постнатальный патогенные факторы относятся к _________ факторам.

социальным
генетическим
коммуникативным
биологическим
Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в _____ »

плюс коррекции
плюс вторичного дефекта
минус коррекции
плюс компенсации
Закон компенсации вывел…

В. Штерн
В.И.Лубовский
Л. Залкинд
Л.С. Выготский
Одним из основных видов компенсации является…

псевдокомпенсация
эмоциональная
сверхкомпенсация
прямая (органическая)
Понятие «комплекс неполноценности» ввел…

П.П. Блонский
З. Фрейд
В.В.Лебединский
А. Адлер
Задержка психического развития, при которой эмоциональная сфера находится как бы на более ранней ступени развития имеет ____ происхождение.

акцентуированное
психогенное
речевое
конституциональное
Синдром, отражающий наличие легких нарушений психического развития, называется…

умственной отсталостью
астигматизмом
тугоухостью
легкой дисфункцей мозга
Лица с полным отсутствием зрительных ощущений называются…

частично слепыми
лицами с косоглазием и амблиопией
слабовидящими
абсолютно (тотально) слепыми
Клинической моделью искаженного варианта нарушения в психическом развитии считают…

глухоту
недоразвитие речи
слепоту
ранний детский аутизм
Наиболее существенная черта ____ типа акцентуаций характера – замкнутость.

эмоционально неуравновешенного
амблиопичного
астигматического
шизоидного
Наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка называется…

первичным дефектом
механическим сочетанием дефектов
вторичным дефектом
сложным нарушением
В психологии лиц со сложным нарушением развития наиболее изучена категория…

больных с синдромом фенилкетонурии
с косоглазием и амблиопией
тугоухих
слепоглухих
Категориями психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении или отсутствии зрительного восприятия, являются…

дисграфия и дислексия
дислалия и заикание
глухота и тугоухость
слепота и слабовидение
Нарушение бинокулярного зрения (способности видеть двумя глазами) происходит при…

дальнозоркости
близорукости
дальтонизме
косоглазии
В лицевой азбуке для глухих буквы заменяются …

точками
жестами
точкой и тире
видеокадрами
На признании права человека с ограниченными возможностями быть включенным в образовательный процесс базируется принцип  …

развития мышления, языка и коммуникации
развития мышления, языка и коммуникации
дифференцированного и индивидуального подхода
педагогического оптимизма
Форма интеграции, при которой дети с отклонениями в развитии 1-2 раза в месяц объединяются со здоровыми детьми для проведения мероприятий воспитательного характера, называется …

полной
вынужденной
частичной
временной
В классы компенсирующего обучения принимаются дети…

глубоко умственно отсталые
незрячие
глухие
группы риска
Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в общество на уровне его психофизических возможностей, называется …

коррекцией
компенсацией
абилитацией
социальной реабилитацией
Заполните пропуск
Восстановление познавательных процессов – это _____ реабилитация

медицинская
личностная
социальная
психологическая
Объектом изучения специальной психологии являются …

психологические особенности человека с ограниченными возможностями
социализация детей с психическими нарушениями
лица с последствиями травм
лица с атипиями и отношение к ним в обществе на различных этапах его существования
Особенности психического развития, свойственные всем группам детей с атипичным развитием, относят к ____________ закономерностям.

модально-специфическим
специфическим
особенным
модально-неспецифическим
Предметом специальной психологии является …

взаимодействие субъекта и объекта специальной психологии
обобщенное представление о лицах с нарушениями психического развития
теория и практика воспитания и обучения детей в интернатных учреждениях
психическое развитие в неблагоприятных условиях
Специальная психология как наука изучает факты, закономерности и __________ психики детей с отклонениями в развитии

составляющие
типологию
уровни
механизмы
Институт детской психологии и невропатологии в Москве в 1911 г. создал …

Г.Я. Трошин
И.П. Павлов
И.С. Соколянский
Г.И. Россолимо
Методология специальной психологии базируется на принципах:

индивидуального подхода
педагогического оптимизма
детерминизма
развития
В специальной психологии выделяют такие принципы проведения исследований, как принципы …

педагогического оптимизма
двойной диссоциации
комплексности
качественного анализа
К методам сбора информации в специальной психологии относят

наблюдение
эксперимент
изучение документации на ребенка
изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)
Специальная психология наиболее тесно связана с такими науками, как …

травматология
гистоллогия
клиническая психология
специальная педагогика
Условиями применения метода самонаблюдения в специальной психологии являются (-ет)…

интеллектуальная сохранность испытуемого
зрелый возраст испытуемого
достаточный опыт и квалифицированность специального психолога, проводящего исследование
зрелый возраст в сочетании с полной интеллектуальной сохранностью
Дефект-центризмом называется …

явление, когда исследователь обращает внимание лишь на проблемы ребенка
когда психолог выискивает лишь те показатели, которые не соответствуют нормативным критериям
явление, когда сознание наблюдателя не только фиксирует какой то факт, но мгновенно интерпретирует  его
сложный установочный феномен, когда смешиваются индивидуальные, возрастные характеристики действий ребенка с клиническими симптомами
Анкетный опрос незрячих допустим лишь при условии, если…

интеллект испытуемого сохранен
экспериментатор будет зачитывать вопросы анкеты и объяснять их
экспериментатор будет заполнять анкету со слов испытуемого
текст представлен в специальной системе письма по методу Л.Брайля
Раздел психологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме, называется …

психотерапией
дефектологией
этиологией
патогенезом
Принцип целостного системного изучения детей в процессе психодиагностического исследования предполагает …

учет как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
выяснение не только того, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении
учет данных, получаемых при обследовании ребенка неврологом
установление связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин
Принцип динамического изучения ребенка предполагает определение …

связи между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определить их причины
как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
особенностей развития, получаемых при обследовании ребенка всеми специалистами
уровеня знаний, умений и возможностей детей в обучении
В процессе психодиагностического исследования детей важен принцип учета индивидуальных особенностей развития, предполагающий …

выяснение не только того, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении
установление связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин
учет данных, получаемых при обследовании ребенка неврологом
учет как конечного результата деятельности, так и процесса ее выполнения
Специальное образование как научная категория определяется как …

система общих и специфических требований и психолого-педагогических условий
комплекс общеобразовательных программ для специализированных учреждений
специальное психолого-педагогическое сопровождение
дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями создаются специальные условия
Специальное образование детей, имеющих особые образовательные потребности, является ___________ специальной педагогики

предметом
направлением
целью
объектом
В цели специальной педагогики общего уровня не входит …

реабилитация и абилитация
коррекция недостатка
компенсация недостатка педагогическими средствами
формирование адекватных форм социального поведения
Выбор методов специальной педагогики определяется всеми перечисленными направлениями, за исключением …

постановки целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка
социальной ситуации развития ребенка
выбор стратегии коррекционно-развивающего воздействия
определения структуры нарушенного развития
К методам педагогического исследования не относят …

клинические исследования
математические и статистические методы
изучение педагогического опыта
стандартизированные шкалы развития
Методы эмпирического познания включают …

индуктивные и дедуктивные методы
регистрацию, ранжирование, шкалирование
теоретический анализ, изучение литературы
наблюдение, методы опроса, изучение продуктов деятельности
Задачей специальной педагогики является определение и обоснование ____________ детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности

знаний о сохранных анализаторах и функциях организма
методов психолого-педагогической диагностики развития
системы представлений о познавательных возможностях
построения педагогических классификаций
Уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним показателям, называется …

патологией
функциональной нормой
идеальной нормой
статистической нормой
Процесс приспособления ребенка к условиям окружающей социальной среды, ее требованиям, правилам и нормам называется…

реабилитацией
компенсацией
коррекцией
социальной адаптацией
Здоровье можно определить как …

ощущение  физического и психологического комфорта
самоощущение благополучия
отсутствие болезней
состояние полного физического, душевного, социального благополучия
Дизонтогенез– это …

заболевание
нарушение психического здоровья
определение психологического статуса ребенка
нарушение физического и психического развития
Адаптационный подход в определении понятия нормы  означает, что …

нормально то, что способствует адаптации
нормальным является тот, кто способен к адаптации
как только индивидуум приспособиться к окружающим условиям, его можно считать нормально развивающимся
критерием отнесенности к нормальности  выступает способность человека к адаптации, т.е. приспособляемость
Идеальная норма – это …

достаточный уровень достижений
тот уровень достижений, который возможен в каждом конкретном случае
соответствие установленным показателям
некий установочный феномен, тот высший уровень, к которому необходимо стремиться, но который практически недостижим
Позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий определяются как …

дефект
дизонтогенез
отклоняющееся развитие
функциональный генез
В отечественной психологии исходным пунктом в понимании сущности нарушенного развития традиционно выступает теория культурно-исторического развития …

С.Я. Рубинштейна
М.С. Певзнер
А. Маслоу
Л.С. Выготского
Основной научной категорией, направляющей психокоррекционные воздействия, является категория _____________ развития

дизонтогенетического
направленного
спонтанного
онтогенетического
Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям обследования респондентов, определяется как …

социально-возрастная норма
индивидуальная норма
функциональная норма
статистическая норма
Гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями человека, с одной стороны, и требованиями к нему со стороны социума – с другой, определяется как __________ норма.

предметная
статистическая
социальная
функциональная
Негативные детерминанты – это …

эмоциональные нарушения
психологические особенности детей с отклонениями в развитии
причины, препятствующие нормальному ходу системогенеза
основные (биологические) нарушения
По времени возникновения нарушения развития классифицируют на …

сложные и множественные
эндогенные и экзогенные
биологические и социальные
врожденные и приобретенные
К условиям нормального развития ребенка, сформулированным Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия, не относится…

нормальное физическое развитие
сбалансированная работа головного мозга и его коры
сохранность органов чувств
индивидуальная система воспитания и обучения
К экзогенным факторам нарушения психического развития не относятся …

инфекционные заболевания
психогенные факторы
интоксикации
соматические заболевания
К эндогенным факторам нарушения психического развития не относятся ____________ заболевания.

соматические
наследственные
гемолитические
травматические
Сенсорная, материнская и социальная депривация в сочетании с биологическими повреждающими факторами могут привести к …

микроцефалии
деменции
болезни Дауна
легкой умственной отсталости
Функциональные блоки мозга (по А.Р. Лурия) включают все перечисленные, кроме …

блок регуляции тонуса и бодрствования
блок программирования и контроля
блок приема, переработки и хранения информации
блок хранения информации
Первичные нарушения – это …

нарушения, возникающие на ранних этапах развития
необратимые нарушения
наиболее выраженные нарушения
малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора
К вторичным нарушениям относят …

негрубо выраженные нарушения
нарушения, возникающие на более поздних этапах развития
нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией
обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной
Третичные нарушения включают в себя …

биологически обусловленные функции
нарушения в работе функций, непосредственно  связанных с поврежденной
функцией
функции, формирующиеся под влиянием социума
нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией
Первичные и вторичные нарушения относятся к …

хроногенному фактору
функциональной локализации нарушений
динамике формирования межфункциональных связей
структуре нарушенного развития
Позитивная динамика структуры нарушенного развития обусловлена такими факторами, как …

минимальная выраженность третичных нарушений
влияние депривационных факторов
отсутствие неблагоприятных условий
неизменность параметров первично поврежденной функции, адекватность и своевременность коррекционной помощи
Малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора, определяются как __________ нарушения.

межсистемные
вторичные, системные
третичные, факультативные
первичные, ядерные
Нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией, определяются как _________ нарушения.

вторичные, системные
первичные, ядерные
межсистемные
третичные, необязательные
Обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией, определяются как __________ нарушения.

межсистемные
третичные, факультативные
первичные, ядерные
вторичные, системные
При нарушении деятельности анализаторов первичным дефектом является …

недоразвитие психической деятельности
личностные деформации
органическое поражение головного мозга
снижение зрения, слуха
Социально-психологическими последствиями дефекта являются функциональные ограничения и …

усугубление первичной симптоматики
прогредиентность нарушения
невозможность психического развития
снижение способности к адаптации
Установите соответствие между группами закономерностей психического развития и их характеристиками  
1. общие
2. модально-неспецифические
3. модально-специфические
4. индивидуально-типологические

закономерности развития психики и в обычных, и в неблагоприятных условиях
закономерности, свойственные всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения
особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии
закономерности, присущие определенной подгруппе детей внутри группы с отклонениями в развитии в зависимости от силы и выраженности патогенного фактора
Установите соответствие между параметрами дизонтогенеза и их характеристиками  
1. функциональная локализация нарушения
2. хроногенность
3. характер и возрастная динамика межфункциональных связей
4. соотношение первичных и системных расстройств

Опираясь на этот параметр, можно выделить общие и частные дефекты.
чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия и наоборот
Наблюдаются нарушения в формировании этого параметра, в результате чего отдельные элементы психики могут долгое время оставаться в изолированном состоянии, которое своевременно не меняется на отношения соподчинения
Структурная организация дизонтогенеза.
К общим закономерностям отклоняющегося развития  относят…

сниженную мотивацию
замедление темпа возрастного развития
замедление темпа приема и переработки поступающей информации
гетерохронность
Развитие, при котором физические травмы или психические отклонения приводят к нарушению общего развития психики, определяется как …

психофизическое
нормальное
дисгармоничное
атипичные
Первичные и вторичные нарушения психического развития относят к (ко) …

времени появления нарушения
функциональной локализации нарушений
динамике формирования межфункциональных связей
структуре нарушенного развития
Диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других определяется как …

дефицитарное
поврежденное
задержанное
искаженное
По степени выраженности выделяют такие степени умственной отсталости, как __________ и _________ умственная отсталость.

грубая
пограничная
легкая
умеренная
В группе лиц с тотальным психическим недоразвитием выделяют __________ и __________ типы.

интрапунитивный
экстрапунитивный
простой уравновешенный
аффективно-неустойчивый
К тяжелым формам слабоумия относят …

стойкие психопатоподобные расстройства
психомоторную расторможенность
синдром Дауна
органическую деменцию резидуального характера
Причинами задержанного развития выступают(ет) …

наследственные заболевания
диффузное поражение коры головного мозга
минимальные органические повреждения ЦНС на ранних сроках развития организма
функциональная недостаточность ЦНС
Задержанное развитие может быть выражено в __________степени.

пограничной
незначительной
легкой
выраженной
Одним из ведущих причинообразующих факторов возникновения задержки психического развития является …

стойкое нарушение познавательной деятельности
влияние наследственности
хронические соматические заболевания
минимальная мозговая дисфункция
Среди видов дефицитарного развития выделяют …

неосложненное дефицитарное развитие
грубое  дефицитарное развитие
раннее дефицитарное развитие
позднее дефицитарное развитие
К основным группам детей с нарушенным слухом относят …

глухонемых
слепоглухих
неслышащих
слабослышащих
К причинам врожденных нарушений зрения относят …

отслоение сетчатки
травмы глаза первых лет жизни
повреждения плода во внутриутробном периоде развития
заболевания плода во внутриутробном периоде развития
В основные параметры нарушений зрения входят…

дальнозоркость
близорукость
нарушения остроты зрения
нарушения полей зрения
При атонически-астатической форме церебрального паралича первична(ен) …

низкий мышечный тонус
выраженный тремор конечностей
поражение нервной системы
недостаточность функций мозжечка и вестибулярного аппарата
К проявлениям феномена тождества при аутизме относят…

стереотипии
эхолалии
стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем
противодействие любым изменениям в окружающем
Особенности речевого развития при РДА проявляются в таких особенностях, как …

судорожные запинки
смазанность, нечеткость речи
слова-штампы
автономность речи
Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в том, что …

выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность
существует парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности
наблюдается недостаточность общего психического тонуса
отдельные функции развиваются замедленно, другие - патологически ускоренно
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте ___________ лет.

3-10
5-7
10-13
3-5
Причинами возникновения синдрома раннего детского аутизма являются все перечисленные, кроме …

биологических
физических
наследственных
социальных
Исходя из международной классификации болезней детский аутизм определен в категорию …

расстройства социального функционирования
эмоциональные расстройства и расстройства поведения
смешанные специфические расстройства развития
общие (первазивные) расстройства развития
Классификация состояний при детском аутизме не включает

аутистическое расстройство
синдром Аспергера
синдром Каннера
атипичный аутизм
Для суждения о наличии аутизма наиболее значим такой показатель, как …

наличие познавательных интересов
понимание словесной просьбы
уровень речевого развития
контактность ребенка