Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Специально организованной проверкой педагогической эффективности коррекционно-развивающей работы является …

изучение литературных источников
моделирование
ранжирование
эксперимент
На признании права человека с ограниченными возможностями быть включенным в образовательный процесс базируется принцип  …
В классы компенсирующего обучения принимаются дети 

Умственно отсталые
глухие
незрячие
группы риска
Причиной синдрома Дауна являются..

Родовые травмы мозга
Неправильное медикаментозное лечение
Внутриутробные инфекции
Нарушения в строении и числе хромосом 
к процессам памяти относят: запоминание, ...

фиксацию
рефлексию
сохранение
воспроизведение
К проявлениям феномена тождества при аутизме относят…

стереотипии
эхолалии
Стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем
Противодействие любым изменениям в окружающем
Неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций является  характерной чертой …

олигофрении в степени идиотии
атрофии зрительного нерва
дислалии
синдрома раннего детского аутизма
Обязательными условиями комплексного воздействия при патологии зрения является…

достаточная физическая нагрузка
использование компьютерных игр
раннее лечение, включая, по необходимости, хирургическое
медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирования ее функции
Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с …

амблиопией
нарушениями зрения
заиканием
синдромом раннего детского аутизма
Установите соответствие между видом отклонения и характером дефекта:1) детский церебральный паралич2) ранний детский аутизм3) нарушение слуха

нарушение цветовосприятия
гиперкинезы
феномен  тождества
ограниченный запас слов
Методом, предполагающим активное вмешательство исследователя в деятельность лиц с отклонениями в развитии, является…

изучение документов
ранжирование
факторный анализ
эксперимент
К компонентам личностной реабилитации НЕ относится…

воспитание чувства собственного достоинства
преодоление чувства малоценности, маргинальности
формирование адекватных форм социального поведения
лечение недостатков, последствий дефекта
Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является …

ранжирование
анкетирование
изучение документов
беседа
К компонентам личностной реабилитации относится…

восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков
лечение недостатков, последствий дефекта
восстановление познавательных процессов
преодоление чувства малоценности, маргинальности
Характер нарушений при прогредиентных болезненных состояниях является…

улучшающимся
стабильным
критическим
нарастающим
Основопложниками отечественной сурдопедагогики являются такие видные ученые, как…

Л.С.Выготский,  В.В.Лебединский
М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина
Р.М.Боскис, Ф.Ф.Рау
Л.В.Нейман, В.И.Бельтюков
Организации коррекционной работы, направленной на освоение воспитанником норм поведения и жизнедеятельности, требует принцип …

необходимости специального педагогического руководства
развития мышления, языка и коммуникации
педагогического оптимизма
социально-адаптирующей направленности образования
Заполните пропуск
Нарушение эмоционально-волевой сферы относится к категории ____ недостатков.

соматических
сложных
физических
психических
Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии воспитываются в массовых образовательных учреждениях, получая систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога, называется…

временной
полной
частичной
комбинированной
Нарушения опорно-двигательного аппарата относятся к категории …

социальных
сенсорных
психических
телесных (соматических)
Нарушения зрения относятся к категории …

психических
социальных
телесных (соматических)
сенсорных
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

позднооглохшие
незрячие
глухие
олигофрены
Положение о сензитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа …

педагогического оптимизма
деятельностного подхода в обучении и воспитании
коррекционно-компенсирующей направленности
ранней педагогической помощи
Теорию системного строения дефекта выдвинул …

В.В. Лебединский
В.И. Лубовский
С.Я. Рубинштейн
Л.С. Выготский
Болезнь, при которой наблюдается нарушение в количестве хромосом, носит имя…

Диккенса
Дидро
Дальтона
Дауна
Природу модально-неспецифических закономерностей можно объяснить…

тем, что развитие атипии протекает иным образом, чем в норме
повреждениями ЦНС
тем, что развитие атипии протекает тем же образом,  как и в норме
как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания
Умственная отсталость относится к категории ____ недостатков.

физических
социальных
сложных
психических
Хронические инфекции, аллергические состояния являются причиной задержки психического развития _____  происхождения.

речевого
дефицитарного
зрительного
соматогенного
Клиническая форма олигофрении, при которой в клетках организма имеется лишняя 47 хромосома, называется болезнью…

Альцгеймера
Паркинсона
Боткина
Дауна
Прогредиентный характер нарушений означает …

лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо базовых потребностей организма
отсутствие усугубления первичного дефекта
перестройку функций, вызванную повреждением ряда систем
нарастающий характер нарушений при каком-либо заболевании
Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит …

М. С. Певзнер
В. В. Лебединскому
С. Я. Рубинштейн
Л. С. Выготскому
Умственная отсталость по классификации В. В. Лебединского относится к такому виду дизонтогенеза, как …

поврежденное психическое развитие
искаженное развитие
дифицитарное развитие
психическое недоразвитие
Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков
психофизического развития, называется …

компенсацией
адаптацией
воспитанием
коррекцией
В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…

детский церебральный паралич
дизартрия
аутизм
олигофрения
Графическое изображение данных исследования остроты слуха с помощью прибора называется …

кардиограммой
голограммой
энцефалограммой
аудиограммой
Дети, обладавшие сформировавшейся речью к моменту наступления у них нарушения слуха, относятся к категории …

слабослышащих
слабовидящих
глухих
позднооглохших
Заболевание, последствия которого являются одной из наиболее частых причин стойкого понижения слуха у детей, называется…

дерматит
цистит
радикулит
отит
Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается  в результате специальных педагогических воздействий по развитию …

воображения
памяти
эмоций
осязания
К нарушениям цветовосприятия относится…

астигматизм
катаракта
дизартрия
дальтонизм
Лицевая азбука, наглядное учебное пособие для обучения глухих чтению с губ называется…

алфавит
шрифт Брайля
жестовая речь
киношрифт
Заполните пропуск
Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в _____ »

плюс коррекции
минус коррекции
плюс вторичного дефекта
плюс компенсации
К параметрам дизонтогенеза относится…

речевое недоразвитие
генетическое влияние
социальное влияние
этиология нарушений
К параметрам дизонтогенеза относится…

генетическое влияние
речевое недоразвитие
социальное влияние
степень нарушения межфункциональных связей
Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсоплазмоз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к…

приобретенным
первичным
наследственным
врожденным
К внутренним (эндогенным) причинам, вызывающим осложненный дефект, относят…

родовые травмы
возраст  матери
педагогическую запущенность
наследственную предрасположенность
Дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет относят к категории…

поздноослепших
слепонемых
слабовидящих
слепорожденных
Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии включаются в обычные классы школ и группы детских садов, называется …

вынужденной
частичной
временной
полной
К категории сенсорных относятся нарушения …

опорно-двигательного аппарата
интеллекта
поведения
зрения
Нарушения адаптации, которые проявляются в неуспешности обучения, нарушениях дисциплины, конфликтах с учителями и одноклассниками, носят название _______________ дезадаптации.

привычной
личностной
учебной
школьной
В основе поврежденного развития лежат процессы…

дефицитарности анализаторных систем
врожденной умственной отсталости
асинхронии развития
органической деменции
Вид психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского, проявляющийся в распаде личности и отдельных психических функций, дезорганизации деятельности, называется …

асинхронией развития
недоразвитием
задержанным развитием
повреждением
Олигофрения является выражением …

парциальной ретардации
регресса психических функций
асинхронии психического развития
тотальной ретардации
К компонентам личностной реабилитации не относят …

формирование адекватных форм социального поведения
преодоление чувства малоценности
False
воспитание чувства собственного достоинства
освоение общественно полезной деятельности
Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

коррекция
компенсация
адаптация
абилитация
При искаженном развитии ставится диагноз:

заикание
умственная отсталость
амблиопия
ранний детский аутизм
В параметры дизонтогенеза не входит…

структура нарушения
время возникновения дефекта
функциональная локализация нарушений
обратимость
Преодоление последствий нарушения в неблагоприятных условиях за счет колоссальных волевых усилий определяется как …

псевдокомпенсация
компенсация
декомпенсация
сверхкомпенсация
Особую субкатегорию детей с нарушениями зрения и слуха, представляют дети, у которых причиной сложной патологии является внутриутробно перенесенный вирус …

ВИЧ
кори
ветряной оспы
краснухи
При аномалиях развития по дефицитарному типу большое значение для тяжести и характера дефекта имеет …

социальный фактор
генетический фактор
психическая депривация
локализация поражения
Патологическое развитие личности как отдельная форма патологии развития было выделено …

В. В. Лебединским
В. В. Ковалевым
М. С. Певзнер
Г. Е. Сухаревой
К нарушениям речи центрального характера относят…

астигматизм
амблиопию
атрофию нерва
афазию
К биологическим причинам, вызывающим речевые нарушения у детей дошкольного возраста относятся…

дефекты речи окружающих
педагогическая запущенность
недостаточность эмоционального общения со взрослыми
поражение артикуляционного аппарата
Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как…

развитие, протекающее в сложных социокультурных условиях
развитие, протекающее в неблагоприятных условиях
развитие, протекающее  в условиях психической депривации
развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида
Предметом изучения специальной психологии является…

обучение и воспитание лиц с отклонениями в развитии
особенности развития психики неуспевающих школьников
особенности развития психики детей и подростков с отклоняющимся поведением
развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях
Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза, относят к ______________ закономерностям

межсистемным
модально-неспецифическим
внутрисистемным
модально-специфическим
Основная сущность компенсаторных механизмов заключается в ___________ психики.

сохранных функциях
активности
произвольности
пластичности
Первым ученым, выделившим детей с задержкой психического развития в самостоятельную группу, является…

Д. Дидро
З. Фрейд
Д.Б. Эльконин
М.С. Певзнер
Подростки с ____ акцентуаций характера мнительны, капризны, быстро утомляются и раздражаются:

амблиопичной
асоциальной
астигматической
астенической
Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу …

внутрисистемному
надсистемному
внесистемному
межсистемному
В передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств большая роль принадлежит …

обучению
воспитанию
среде
наследственности
Специфической задачей специальной педагогики является …

формирование творческого мышления у детей в процессе обучения
работа с одаренными детьми
разработка новых технологий обучения
определение компенсаторных возможностей ребенка с конкретным нарушением
Различные формы нарушений онтогенеза, включая и ранний, постнатальный, ограниченный теми сроками, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости, обозначают термином ____________ .

«болезнь»
«недуг»
«дефект»
«дизонтогенез»
Особенности психического развития, свойственные всем группам детей с атипичным развитием, относят к закономерностям…

особенным
общим
модально-специфическим
модально-неспецифическим
Неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций является  характерной чертой …

атрофии зрительного нерва
олигофрении в степени идиотии
дислалии
синдрома раннего детского аутизма
Специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка  или преодоление дефекта, составляют сущность процесса …

социальной реабилитации
социальной адаптации
компенсации
коррекции
Ученым, занимающимся проблемами детей с ранним детским аутизмом, является…

З. Фрейд
Д. Векслер
И.П. Павлов
О.С. Никольская
Феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, характерен для…

задержки психического развития
умственной отсталости
речевых нарушений
раннего детского аутизма
К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого является синдром психического инфантилизма, относится __________ развитие

искаженное
дефицитарное
дисгармоническое
задержанное
При наличии щадящего режима обучения строится благоприятный прогноз задержки психического развития ______________ генеза

соматогенного
психогенного
церебрально-органического
конституционального
Наличие патологических черт характера, социальная дезадаптация человека характерны для…

слепоты
глухоты
умственной отсталости
психопатии
Дизонтогенез при умственной отсталости обусловлен …

слабостью произвольной регуляции деятельности
эмоционально-волевой незрелостью
нарушением анализаторов
диффузным поражением коры головного мозга
Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично …

самостоятельное придумывание сюжета
проявление творчества в подготовке атрибутов к игре
наличие ролевых действий и ролевой беседы
однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий
Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

компенсацией
адаптацией
коррекцией
абилитацией
Анкетный опрос незрячих допустим лишь при условии, если…

экспериментатор будет зачитывать вопросы анкеты и объяснять их
интеллект испытуемого сохранен
анкетный опрос для незрячих недопустим ни при каких условиях
текст представлен в специальной системе письма по методу Л.Брайля
Повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям, создающая дискомфорт для ребенка, характерна для…

глухоты
умственной отсталости
слепоты
раннего детского аутизма
Раннему детскому аутизму преимущественно свойственны …

конкретное и ситуативное мышление
недостаточность функций целеполагания, программирования
нарушения интеллектуальной деятельности
отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими
Клиническая картина детского аутизма представляет собой комплексное симптомное проявление дисфункции головного мозга, выражающееся в …

нарушении критичности
патологической инертности
незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы
неадекватности реакций на действие раздражителей
При искаженном развитии ставится диагноз …

умственная отсталость
амблиопия
заикание
ранний детский аутизм
Одним из ведущих причинообразующих факторов возникновения задержки психического развития является …

поражение коры головного мозга
диспропорциональное психическое развитие
стойкое нарушение познавательной деятельности
вегетативная незрелость
В специальной психологии одним из основных является принцип ориентации на…

самообслуживание
коллективную взаимопомощь
индивидуальное самоопределение
зону ближайшего развития
Теория и практика специального образования выступает в качестве ___________ специальной педагогики.

субъекта
объекта
метода
предмета
Тип дизонтогенеза при олигофрении определяется как …

задержанное развитие
поврежденное развитие
дисгармоническое развитие
недоразвитие
На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип  …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
социально-адаптирующей направленности образования
развития мышления, языка и коммуникации
педагогического оптимизма
Автором классификации этиопатогенеза при сложных нарушениях развития является…

А.С. Макаренко
К.Д. Ушинский
Н.К. Крупская
Г.П. Бертынь
Существуют следующие профили групп для детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях:

группа для детей с дислалией
группа для детей с афазией
группа для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием
группа для детей с общим недоразвитием речи
Нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата, называется…

дислексией
афонией
дисграфией
заиканием
К наследственно обусловленным факторам, влияющим на развитие ребенка, относятся…

эндокринные заболевания матери
инфекционные заболевания
токсикозы
хромосомно-генетические отклонения
Умственно отсталым лицам, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, во время родов или до трех лет, ставится диагноз…

деменция
дислалия
заикание
олигофрения
Л.С. Выготский главную причину детской дефективности видел в «социальном вывихе», обусловленном расхождением между …

первичным и вторичным дефектом
социальным, биологическим и природным началом развития человека на всех возрастных этапах
системами обучения и воспитания аномальных детей
траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка
Норма психического развития включает в себя все перечисленные виды, кроме ___________ нормы.

индивидуальной
социально-возрастной
предметной
пограничной