Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Подростки с ____ акцентуаций характера мнительны, капризны, быстро утомляются и раздражаются.

астигматической
амблиопичной
асоциальной
астенической
В классификации Г.Е. Сухаревой, выделяющей три формы психопатий, отсутствуют …

конституциональные психопатии
«органические» психопатии
психический «дисгармонический» инфантилизм
продуктивные психопатические расстройства
Психогенные заболевания личности, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее явлениями действительности, определяются как …

психозы
аутистическое расстройство
шизофрения
неврозы
Состояния____________могут быть предвестниками начинающегося психического заболевания

сосредоточенности
смирения
капризности
эйфории и апатии
Синонимами термина «сложное нарушение» являются __________ нарушения.

грубо выраженные
тяжелые
сочетанные
комбинированные
Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями …

слепоглухонемые дети
дети с нарушениям речи
дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития
дети со множественными нарушениями
В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются нарушения …

и первичные и вторичные
вторичные
органические
первичные
Общей закономерностью, свойственной детям со сложными дефектами, является …

возможности спонтанного развития
невозможность формирования основных психических функций
заболевание центральной нервной системы
особая отягощенность условий раннего развития ребенка
В зависимости от структуры нарушений в группы с множественными сочетанными нарушениями не входят дети с …

осложненным дефектом
двумя выраженными психофизическими нарушениями
множественными нарушениями
нервно-психическими расстройствами
При обучении детей со сложным нарушением используют _________ метод обучения.

обобщенного
индивидуального
раздельного
совместно-разделенного
К поведенческим особенностям детей с легкой умственной отсталостью относят …

речевой негативизм
обязательное наличие поведенческих девиаций
импульсивность
отсутствие критического отношения к собственным поступкам
Обучение ребенка с легкой умственной отсталостью, определенной в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в условиях массовой школы …

невозможно, т.к. при наличии заключения ПМПК общеобразовательная школа обязана отказать родителям и ребенку в возможности продолжения обучения
невозможно, т.к. при наличии заключения ПМПК родители обязаны перевести ребенка в специальную школу
возможно, т.к. у родителей есть право не следовать тому образовательному маршруту, который был рекомендован сотрудниками ПМПК
возможно, т.к. при наличии индивидуального подхода и использовании специальных методов, приемов ребенок с легкой умственной отсталостью может освоить программу обучения массовой школы в доступных для него объемах
Могут ли выпускники специальной школы VIII вида продолжить свое образование?

Выпускники могут продолжить обучения только в профессионально-технических училищах
Аттестат выпускника такой школы дает право на дальнейшее продолжение обучения
Программа обучения в специальной школе данного вида не имеет преемственности с программой обучения в учебных учреждениях следующего звена
Выпускники школ VIII вида могут продолжить обучение в специальных группах при профессиональных училищах, где у них формируются навыки и умения определенной профессиональной деятельности
Деменция- это состояние, которое характеризуется …

внутриутробными поражениями центральной нервной системы
ранними сроками поражения мозга
распадом уже сформировавшимся психических функций
необратимостью интеллектуального дефекта
Олигофрения - это состояние, которое характеризуется …

обратимостью интеллектуального дефекта
распадом уже сформировавшимся психических функций
ранними сроками поражения мозга
способностью к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично
Ребенок с ЗПР может обучаться, получая необходимую коррекционную помощь …

в специальных классах школы VIII  вида
в обычном классе общеобразовательной школы
в специальной коррекционной школе VII вида
в классах коррекционно-развивающего обучения в массовой школе
Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью могут обучаться …

в специальной коррекционной школе VII вида
в обычном классе общеобразовательной школы
в специальных классах школы VIII  вида
в лечебно-педагогических центрах для таких детей
Основными направлениями коррекционного обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью является …

получение образования на уровне начальной школы
получение основного образования
приспособление детей к окружающей среде, социуму
освоение простейших видов труда
Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют ________ от детской популяции.

2%
12,5 %
40%
25%
Для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее приемлемы …

обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения » и т.п.
обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми
при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична
специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях
Среди незрячих выделяют …

слабовидящих
поздноослепших
тотально слепых
практически слепых
К категориям детей с нарушениями зрения относят …

лишившиеся зрения после 7 лет
лишившиеся зрения после 5 лет
слепорожденных
рано ослепших
В учебный процесс в школе для слабослышащих включается …

специальные занятия по пространственной ориентировке
специальные занятия по развитию зрительного восприятия
работа по развитию навыков чтения с губ
специальные занятия по технике речи
К формам нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей относятся …

смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры
отсутствие нарушений звукопроизношения
замены одних звуков другими
смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности
Медицинские методы реабилитации детей с нарушениями слуха подразделяют на…

травматологические
стоматологические
хирургические
нехирургические
Специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей с нарушениями слуха, называется …

тифлопедагогом
олигофренопедагогом
логопедом
сурдопедагогом
Заболевание, последствия которого являются одной из наиболее частых причин стойкого понижения слуха у детей, называется…

циститом
радикулитом
дерматитом
отитом
К условиям формирования нормальной речи относят…

обязательное наблюдение логопеда за ходом речевого развития
охранное здоровье
сохранную ЦНС, наличие нормального слуха и зрения
достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком
Для предупреждения общего недоразвития речи важны…

развитие тонкой моторики пальцев рук
способность к звуковому анализу и синтезу
ранняя диагностика отклонений в речевом развитии
ранняя логопедическая работа
Существуют следующие профили групп для детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях:

группа для детей с афазией
группа для детей с дислалией
группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
группа для детей с общим недоразвитием речи
Специалист по работе с детьми с нарушениями речи называется…

сурдопедагогом
олигофренопедагогом
тифлопедагогом
логопедом
Интеллектуальное развитие детей с ДЦП характеризуется …

достаточным по возрасту уровнем развития наглядных форм мышления
сохранностью вербально-логических форм мышления
неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)
парциальной несформированностью высших психических функций
Особенности развития речи детей с ДЦП обусловлено такими факторами, как …

гиперопека родителей повышает потребность в речевом общении
наиболее  распространенной формой речевой патологии при ДЦП является заикание
частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80%
речевые нарушения связаны с поражением тех структур мозга, которые отвечают за речевую функцию
Особенности личности детей с ДЦП проявляются …

в достаточном по возрасту уровне развития наглядных форм мышления
в сохранности вербально-логических форм мышления
в достаточном интеллектуальном развитии, которое может сочетаться с отсутствием уверенности в себе
в проявлениях личностной незрелости в виде наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых вопросах
Выделяют __________ и __________ дефицитарное развитие.

грубое
неосложненное
раннее
позднее
Логопедическая работа при ДЦП направлена на …

преодоление боязни речевого общения (логофобии)
нормализацию тонуса мышц, моторики артикуляционного аппарата
развитие речевого дыхания, голоса, речевой просодики
коррекцию нарушений произношения
Астенодинамический синдром у детей с ДЦП имеет следующие проявления…

двигательное беспокойство, суетливость
повышенная раздражительность
вялость, заторможенность, малоактивность при выполнении любых видов деятельности
замедленность мыслительных процессов
Гипердинамический синдром при ДЦП проявляется в …

в вялости, заторможенности, малоактивности при выполнении любых видов деятельности
замедленности мыслительных процессов
двигательном беспокойстве, суетливости
повышенной раздражительности
При обучении аномальных детей в содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения:

введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
введение специфики содержания  на период  обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем
включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования
учет степени выраженности ядерного нарушения
В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать …

программы обязательного высшего образования
программы обязательного среднего специального образования
программы элементарной общеобразовательной подготовки
программы средового  и социального адаптирования
программы общего среднего образования
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями отражает требования…

к специфике медицинской помощи детям с ОВЗ
к оборудованию, применяемому в бытовых условиях жизни учащихся
к общеобразовательной подготовке
к коррекционно-развивающей работе
к начальной военной подготовке
В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы  организации специального обучения:

факультативную
внеурочную
индивидуально-групповую
классно-урочную
индивидуальную
Индивидуальная форма применяется в  случае, когда…

родители воспитанника настаивают на индивидуальном обучении
имеются материальные возможности для оплаты образовательных услуг
воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения
ребенок раннего возраста
воспитанник обучается на дому
К формам внеклассной работы в специальной школе относят …

экскурсии
урок
олимпиады
соревнования
походы
В группу практически-действенных методов воспитания детей с ограниченными возможностями входят …

наказание
встречи
приучение
арттерапия
ручной труд
Компенсация нарушенных функций может быть…

полной
частичной
внутрисистемной
межсистемной
Компенсаторные процессы осуществляются на __________ и __________ уровнях.

вторичный
первичный
биологический
социально-психологический
Факторы социально-психологического благополучия человека включают …

копинг-стратегии поведения
механизмы психологической защиты
профессиональную деятельность
ближайшее окружение вне семьи
Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы …

адаптации
антиципации
абилитации
сенсибилизации
К этапам реабилитационного процесса относятся …

коррекция
адаптация
восстановительное лечение
реадаптация
Компенсация и адаптация – это …

идентичные друг другу функции
взаимоисключающие функции
сложная биполярная функция
неизолированные, а уравновешивающие друг друга функции
Установите соответствие между моделями отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и их характеристиками  
1. модель «Недочеловек»
2. модель «Угроза обществу»
3. модель «Объект жалости»
4. модель «Развитие»

Человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
Умственно отсталые, глухие, лица с психическими заболеваниями якобы могут наслать порчу, накликать несчастье.
К человеку с ограниченными возможностями относятся как к маленькому ребенку, который никогда не повзрослеет.
Лица с ограниченными возможностями неспособны к образованию и развитию.
Сущность _________ реабилитации составляет лечение недостатков, последствий дефектов.

психологической
педагогической
личностной
медицинской
Восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков  - это _____ реабилитация

психологическая
медицинская
личностная
педагогическая
Сущность ___________ реабилитации составляет восстановление познавательных процессов.

социальной
личностной
медицинской
психологической
Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей называется:

коррекцией
компенсацией
адаптацией
реабилитацией
Способ приобщения лиц с ограниченными возможностями к активной жизни общества, изменения позиции общества и ее гуманизация определяется как __________  реабилитация.

медицинская
психологическая
педагогическая
социокультурная
Процесс, позволяющий личности активно включиться в социальную среду, приспособиться к природному окружению, определяется как ____________ адаптация.

школьная
психологическая
социально-бытовая
социальная
Процессы адаптации индивидуума направлены, в первую очередь, на поддержание равновесия между …

возможностями и потребностями ребенка
биологическими и социальными факторами
зонами актуального и ближайшего развития
организмом и средой
Задачей специальной психологии является …

исследование педагогических средств профилактики возникновения нарушений в развитии
определение коррекционных возможностей в соответствии со структурой дефекта
создание коррекционных педагогических технологий
создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития
Среди разделов специальной психологии можно выделить …

психопатологию
патопсихологию
психофизиологию
олигофренопсихологию
Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий, называется …

экспериментом
интервью
анкетированием
тестом
Одно из достоинств метода эксперимента заключается в том, что …

условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
испытуемые знают о том, что являются объектами исследований
невозможно повторить исследование в аналогичных условиях
обеспечивается высокая точность результатов
Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха называется …

тифлопедагогикой
олигофренопедагогикой
логопедией
сурдопедагогикой
Задачей специальной педагогики является …

психологическое обоснование методов обучения в специальных образовательных учреждениях
психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками
разработка средств психологической коррекции недостатков развития
определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий
Специальная педагогика изучает …

проблемы развития современных направлений психотерапии
специфику путей и методы психокоррекции в пенитенциарных учреждениях
проблемы профилактики и лечения кардиологических заболеваний у детей
процесс абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Специальная педагогика разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации детей …

из неблагополучных семей
находящихся в местах лишения свободы
из малообеспеченных семей
с ограниченной трудоспособностью
Устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг – стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации, называются …

компенсацией
гиперкомпенсацией
декомпенсацией
псевдокомпенсацией
Выберите для каждого понятия правильное определение.
1. Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям группы людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
2. Неповторимый путь развития конкретного человека, уникальность которого можно определить при сопоставлении с индивидуальным путем развития другого человека.
3. Эталон, субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц.

конституциональная норма
статистическая норма
функциональная норма
идеальная норма
Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста

асинхрония
дизонтогенез
ретардация
акселерация
Соотнесите понятие, характеризующее общую закономерность психического развития при норме и нарушенном развитии, и его содержание.
Разновременность формирования психических функций, один из законов онтогенеза
«Область не созревших, но созревающих процессов», потенциальные возможности ребенка, которые выявляются в процессе взаимодействия с взрослым
Оптимальный, благоприятный период для развития какой-либо стороны психической деятельности, обучения и воспитания

компенсация
гетерохронность
зона ближайшего развития
сензитивный период
К врожденным причинам, ведущим к нарушениям в развитии, относятся …

возраст родителей
асфиксия плода
глубокая недоношенность
внутриутробные инфекции
К психосоциальным факторам, ведущим к нарушениям в развитии, относятся …

энцефалиты
ригидность
тяжелый стресс
ранняя социальная депривация
Важными условиями нормального психического развития  ребенка младенческого возраста являются …

сенсорная депривация
ситуативно-деловое общение
эмоциональное общение с взрослым
телесные контакты с матерью
К факторам, определяющим картину аномального развития, относятся …

компенсаторные возможности
возраст ребенка
время возникновения первичного дефекта
соотношение первичных и вторичных нарушений
Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, в аномальном развитии нужно различать две группы симптомов:

приобретенные
врожденные
первичные
вторичные
В теории Л. С. Выготского о соотношении первичного и вторичного дефекта развитие может иметь два направления:

внутрисистемное
межсистемное
снизу вверх
сверху вниз
Согласно классификации К. С. Лебединской существуют следующие варианты задержки психического развития (ЗПР) у детей :

гармонического, органического происхождения
дизонтогенетического, энцефалопатического происхождения
конституционального, соматогенного происхождения
психогенного, церебрально-органического происхождения
Сложные варианты ЗПР сопровождают энцефалопатические расстройства, к которым относятся …

эхолалии, мутизм
органический, дисгармонический инфантилизм
церебрастенические явления, аффективные нарушения
апатико-адинамические расстройства
Основными нарушениями при задержке психического развития (ЗПР) являются …

недоразвитие познавательной сферы
когнитивная импульсивность, гиперактивность
замедление темпа формирования познавательной сферы
замедление темпа формирования личностной сферы
В соответствии с принятой классификацией к категориям лиц с недостатками зрения относят …

тотально слепых, частично слепых
слепых, ослепших
слепых, слабовидящих
с косоглазием и амблиопией
Современная классификация детского церебрального паралича основывается на следующих факторах …

факторе врожденности или приобретенности ДЦП
наличии параличей, нарушении мышечного тонуса
степени тяжести ДЦП
клинической характеристике ДЦП
Согласно классификации Р. М. Боскис выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:

со снижением слуха до 50 дБ
тугоухие, неслышащие
глухие, слабослышащие
позднооглохшие
Сущность дизонтогенеза при аутизме составляет триада нарушений, к которым можно отнести …

умственное недоразвитие
эмоциональное оскудение, дезорганизацию мышления
сам аутизм, ритуальность поведения
расстройство коммуникативной функции речи
К видам аутистических расстройств относят синдромы …

Ретта
«госпитализма»
Каннера
Аспергера
К основным эмоциональным нарушениям при аутизме относятся …

поверхностность эмоций, нестойкость интересов
нарастающая интровертированность
парадоксальность эмоциональной связи с матерью
стремление к отгороженности от внешнего мира
К дисгармоническому типу психического развития относятся …

акцентуации личности
психосоматические расстройства
психопатия
патологическое развитие личности
Психопатии следует отличать от …

патологического развития личности
дисгармонического типа психического развития
психопатоподобных состояний
психозов
Современная классификация психопатий включает следующие типы:

шизофрении
экставертированный, интравертированный
гипертимический, эпилептоидный
возбудимый, сенситивный
Система мер по преодолению или ослаблению недостатков психического и физического развития посредством психолого-педагогических воздействий называется …

компенсацией
реабилитацией
коррекцией
исправлением недостатков
Компенсаторная перестройка включает механизмы …

декомпенсации
сверхкомпенсации
восстановления
замещения
Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется …

реабилитацией
овладением профессией
социализацией
усвоением социальной роли
Социальной реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) называются …

технические и иные средства для ведения лицами с ОВЗ полноценной независимой жизни
процесс и система медицинских, социально-экономических мероприятий по устранению, компенсации ограничений жизнедеятельности
система оптимальных способов общественной деятельности по приспособлению условий среды к потребностям лиц с ОВЗ
процесс восстановления социального статуса лиц с ОВЗ с целью успешной социализации
Социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) называются …

приспособление человека к жизни в обществе в соответствии с собственными потребностями, мотивами
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды
процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды
результат процесса активного приспособления к условиям среды
Современное понятие реабилитации подразумевает …

педагогические и психологические мероприятия
проведение социально-правовых и медицинских мероприятий
комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-экономических мер
участие в данном процессе специалистов разных областей медицины, психологии, педагогики, социальных работников
Предметом изучения специальной психологии являются …

нарушения интеллектуального развития у детей
обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
закономерности психического развития лиц с отклонениями в развитии
Целями специальной психологии являются …

обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии
организация специальных условий обучения детей с отклонениями в развитии
изучение индивидуально-типических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
определение причин, структуры, механизма нарушений развития
Специальная психология базируется на следующих методологических принципах …

гетерохронности
единства законов психического развития в норме и при патологии
детерменизма, развития
единства сознания и деятельности
К основным методам специальной психологии можно отнести …

психологическую коррекцию
методики изучения высших психических функций
эксперимент, наблюдение
беседу, изучение продуктов деятельности
Установите соответствие между основными понятиями специальной педагогики и их определениями.
1. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
2. Изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, то есть теория и практика специального образования
3. Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности

цель
объект
предмет
субъект