Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Недостаток, при котором словесное выражение у незрячих детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям, называется…

аграмматизм
автоматизм
мутизм
вербализм
Стойкая стереотипность в движениях, привычках, поведении характерна для детей с …

заиканием
амблиопией
тугоухостью
синдромом раннего детского аутизма
Специальным предметом в школе для детей с интеллектуальным недоразвитием является …

география
математика
природоведение
социально-бытовая ориентировка
Зрительное внимание детей с РДА…

развивается с отставанием от возрастных нормативов
развивается с опережением возрастных нормативов
крайне избирательно
очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо
Объектом изучения специальной психологии являются …

дети с отклонениями в развитии
социализация детей с психическими нарушениями
психологические особенности человека с ограниченными возможностями
лица с атипиями и отношение к ним в обществе на различных этапах его существования
Основным методом психологического воздействия в специальной психологии является

убеждение
психопрофилактика
интервенция
психокоррекция
В специальной школе VIII вида обучаются дети  …

с тяжелыми нарушениями речи
слабослышащие
слабовидящие
с интеллектуальным недоразвитием
В специальном образовании используются следующие группы методов воспитания:

эвристические
гностические
информационные
практически-действенные
побудительно-оценочные
Л. С. Выготскому принадлежит …

идея о системном строении функции
теория поэтапного формирования умственных действий
уровневая теория движений
теория сложной структуры дефекта
Понятие «сложные и множественные нарушения» в специальной педагогике подразумевает сочетание двух и более выраженных психофизических нарушений, например, сочетание …

дизартрии и ОНР
умственной отсталости и олигофрении
слепоты и атрофии зрительного нерва
глухоты и слабовидения
Выделяют следующие виды дефицитарного развития:

грубое  дефицитарное развитие
неосложненное дефицитарное развитие
общительности
раннее дефицитарное развитие
позднее дефицитарное развитие
Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей…

отсутствие нарушений звукопроизношения
смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры
замены одних звуков другими
смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности
Дефект является…

только психическим недостатком
только физическим недостатком
недостатком в социальном поведении
физическим и психическим недостатком
Для предупреждения ОНР важны…

способность к звуковому анализу и синтезу
развитие тонкой моторики пальцев рук
ранняя диагностика отклонений в речевом развитии
ранняя логопедическая работа
Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется …

астигматизмом
параличом
спастичностью
тремором
Задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является...

возмещение недостатков психофизического развития
активизацию высших психических функций организма
исправление первичных отклонений в развитии
воздействие на весь комплекс вторичных отклонений
Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
педагогического оптимизма
социально-адаптирующей направленности образования
дифференцированного и индивидуального подхода
Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований…

философии
физиологии
педагогики
специальной психологии
Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующие особенности:

достаточный по возрасту уровень развития наглядных форм мышления
сохранность вербально-логических форм мышления
неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)
парциальная несформированность высших психических функций
Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем:

наблюдается недостаточность общего психического тонуса
выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность
парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности
отдельные функции развиваются замедленно, другие - патологически ускоренно
Исходя из МКБ-10 детский аутизм определен в категорию:

смешанные специфические расстройства развития
расстройства социального функционирования
эмоциональные расстройства и расстройства поведения
общие (первазивные) расстройства развития
К нарушениям бинокулярности зрения относят…

катаракту
мнимое косоглазие
содружественное косоглазие
истинное косоглазие
К нарушениям мышечного тонуса относят…

гиперкинезы
тремор
дистонию
спастичность
К основным психическим нарушениям при ДЦП относят…

дефицитарность слухового восприятия
дефицитарность зрительного восприятия
нарушения формирования познавательной деятельности
нарушения речи
К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием
действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями
наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины)
процессуальную игру – многократное повторение одних и тех же действий
К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:

сведение психического развития к сумме особенностей при каждом нарушении
увеличение возможностей компенсации
увеличение числа вторичных отклонений
уменьшение возможностей компенсации
К методам сбора информации в специальной психологии относят

эксперимент
тесты
изучение документации на ребенка
изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)
Дефект, возникающий в результате органического повреждения биологической системы, является…

вторичным
социальным
педагогическим
первичным
Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения проявляются в …

отсутствии речи в дошкольном возрасте
конкретности мышления
отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности
нарушении, своеобразии пространственной ориентации
Место и степень поражения слуха определяются при помощи …

социометрии
квалиметрии
динамометрии
аудиометрии
В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований

двойной диссоциации
педагогического оптимизма
комплексности
качественного анализа
Преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития с помощью различных психолого-педагогических воздействий называется …

реабилитацией
компенсацией
адаптацией
коррекцией
В основе задержанного развития лежат механизмы…

тотальной ретардации
асинхронии развития
искаженного развития
парциальной ретардации
Понятие сложного нарушения развития означает…

грубо выраженное отставание в развитии
воспитание вне педагогического воздействия
глубокое нарушение интеллекта
сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка
К внешним (экзогенным) причинам, вызывающим умственную отсталость относятся:

наследственное заболевание
резус-конфликт
хромосомное нарушение
тяжелое инфекционное заболевание
Натальный период соответствует периоду…

беременности
комплекса оживления
раннего детства
родов
Гипердинамический синдром при ДЦП имеет такие особенности как…

Вялость, заторможенность, малоактивность при выполнении любых видов деятельности
мыслительные процессы крайне замедлены
двигательное беспокойство, суетливость
повышенная раздражительность
Среди факторов генетического и генотипического риска патологии в физическом и в психическом развитии детей выделяют…

инфекционные заболевания первых лет жизни
курение матери во время беременности
отягощенную наследственность
патологию беременности и родов у матери
Основная роль использования наглядных методов и средств в обучении глухих детей заключается в …

развитии слухового анализатора
формировании навыков самоконтроля
создании мотивации к обучению
раскрытии содержания учебного материала
Развитие умственно отсталого ребенка определяется _____ факторами:

эмоциональными
социальными
биологическими
биосоциальными
Ко вторичным дефектам зрительного анализатора относится …

врожденная миопия
заболевание сетчатки
атрофия зрительного нерва
нарушение цветовосприятия
Основными направлениями профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать …

активную медикаментозную терапию
тщательное неврологическое обследование
психотерапию
своевременную диагностику задержки психического развития
В триаду основных свойств, присущих высшим психическим функциям, согласно теории Л.С. Выготского, не включается …

осознанность
произвольность
прижизненность формирования
врожденный характер
Количество параметров дизонтогенеза …

5
7
3
4
Процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма называется …

коррекцией
социальной адаптацией
социальной реабилитацией
компенсацией
Причиной краевой (приобретенной) психопатии является…

наследственная предрасположенность
хромосомно-генетическое нарушение
токсикоз беременности
неправильное воспитание
Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта изучает…

тифлопедагогика
логопедия
сурдопедагогика
олигофренопедагогика
Наблюдение при исследовании в специальной психологии является…

дополнительным методом
основным приемом
основным средством
основным методом
Одним из основных методов исследования в специальной психологии является…

анкетирование
тестирование
беседа
эксперимент
Основной (конечной) целью специальной педагогики является…

определение направлений деятельности специальных образовательных учреждений
разработка содержания специального образования
психологическое обоснование методов коррекции нарушений
достижение человеком максимально возможной самостоятельности и независимости жизни
Специфика ранней логопедической работы при ДЦП заключается в…

стимулировании опережающего речевого развития
стимулировании развития мышления
развитии ощущений артикуляционных поз и движений
преодолении и предупреждении оральной диспраксии
Дезадаптация свидетельствует о …

интенсивности повреждения
недостаточной неудовлетворенности организма в каких-либо потребностях
нарушении поведения
нарушении взаимодействия между личностью и ее социальным окружением
Пренатальный, натальный и постнатальный патогенные факторы относятся к факторам…

коммуникативным
генетическим
социальным
биологическим
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

глухие
незрячие
слабослышащие
умственно отсталые
Установите соответствие между категориями специальной педагогики и их определениями  
1. компенсация
2. адаптация
3. реабилитация
4. абилитация

Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой
Процесс приспособления организма к условиям существования
Система мероприятий, направленная на восстановление полноценного общественного бытия личности
Система мероприятий, направленная на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах
Искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие определяется как …

регресс
ретардация
недоразвитие
асинхрония
Частичное расстройство процесса письма называется…

гипотонией
заиканием
ринолалией
дисграфией
Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена …

нарушениями когнитивных функций
гармоническим инфантилизмом
неправильными условиями воспитания
хроническими заболеваниями
Понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов было обосновано …

З. Фрейдом
Э. Торндайком
К.Д. Ушинским
Л.С. Выготским
Видными отечественными учеными, занимающимися проблемами раннего детского аутизма, являются:

Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман
Л.С.Выготский, А.Р.Лурия
В.И.Селиверстов, В.А.Ковшиков
К.С.Лебединская, О.С.Никольская
Недостаток в функционировании органа человека называется…

психическим
сложным
эмоциональным
физическим
Закон компенсации вывел…

В. Штерн
Л. Залкинд
А. Адлер
Л.С. Выготский
На признании права человека с ограниченными возможностями быть включенным в образовательный процесс базируется принцип  …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
развития мышления, языка и коммуникации
ранней педагогической помощи
педагогического оптимизма
Первоначально наука «специальная психология» появилась в разделе…

психопатология
нейропсихология
анатомия
психология
В учебный процесс в школе для слабослышащих включается:

специальные занятия по пространственной ориентировке
специальные занятия по развитию зрительного восприятия
работа по развитию навыков чтения с губ
специальные занятия по технике речи
Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют…

40% от детской популяции
2% от детской популяции
12,5 % от детской популяции
25% от детской популяции
Детский церебральный паралич – это …

атрофия зрительного нерва
врожденная деформация стоп
травматическое повреждение конечностей
заболевание центральной нервной системы
Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен ___________ развитием

поврежденным
задержанным
дисгармоническим
искаженным
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от…

степени выраженности интеллектуального дефекта
степени нарушения зрения
уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи
уровня сформированности связной речи
Основоположниками отечественной логопедии являются…

М.С. Певзнер
И.П.Павлов
М.Е.Хватцев
Р.Е.Левина
К внутренним (эндогенным) причинам, вызывающим осложненный дефект, относят…

родовые травмы
педагогическую запущенность
вирусные инфекции, перенесенные матерью
генетические заболевания
К категории телесных (соматических) относятся нарушения …

зрения
слуха
эмоционально-волевой сферы
опорно-двигательного аппарата
Предметом специальной педагогики является …

управление специальными образовательными учреждениями
социальная защита лиц с ограниченными возможностями
психологические особенности детей с отклонениями в развитии
теория и практика специального образования
Ученым, сыгравшим уникальную роль в становлении специальной психологии в России, является…

В. Штерн
А. Адлер
И.М. Сеченов
Л.С. Выготский
Наиболее характерными проявлениями аутизма являются:

наличие аффектов
раннее и динамичное речевое развитие
отсутствие фиксации взора особенно на лице другого человека
индифферентность к окружающим
Основным фактором, организующим учебную деятельность детей-олигофренов на уроке, является …

высокий уровень самостоятельности
сформированная саморегуляция поведения
развитая учебная мотивация
речь педагога
Закон компенсации вывел…

В. Штерн
А. Залкинд
В.И.Лубовский
Л.С. Выготский
Специфической для специальной школы является ____  задача урока.

обучающая
развивающая
воспитательная
коррекционная
Своевременная диагностика отклонений в развитии ребенка лежит в основе реализации принципа …

педагогического оптимизма
развития мышления, языка и коммуникации
деятельностного подхода в обучении и воспитании
ранней педагогической помощи
Специальные образовательные условия предусматривают…

оплату услуг педагогов, врачей и специалистов
обучение в условиях учреждений интернатного типа
наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих)
адекватную среду жизнедеятельности
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг
Ученым, выделившим основные категории детей с недостатками слуха, является…

К. Юнг
З. Фрейд
А. Адлер
Р.М. Боскис
Знания способов коррекционной помощи детям с особыми потребностями, требует принцип …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
педагогического оптимизма
дифференцированного и индивидуального подхода
необходимости специального педагогического руководства
Обучение ребенка с легкой умственной отсталостью, определенной в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в условиях массовой школы возможно, поскольку…

невозможно, т.к. при наличии заключения ПМПК родители обязаны перевести ребенка в специальную школу
невозможно, т.к. при наличии заключения ПМПК общеобразовательная школа обязана отказать родителям и ребенку в возможности продолжения обучения
у родителей есть право не следовать тому образовательному маршруту, который был рекомендован сотрудниками ПМПК
при наличии индивидуального подхода и использовании специальных методов, приемов ребенок с легкой умственной отсталостью может освоить программу обучения массовой школы в доступных для него объемах
В лицевой азбуке для глухих буквы заменяются …

точкой и тире
точками
картинками
видеокадрами
Впервые понятие «задержка психического развития» впервые применила  …

К.С. Лебединская
У.В. Ульенкова
С.Д. Забрамная
Г.Е. Сухарева
Клинические варианты задержки психического развития (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер) включают …

микроцефалию
церебрально-органический характер нарушения
задержку психического развития в сочетании со зрительными нарушениями
психофизический инфантилизм
К основным методам изучения психического развития детей с ограниченными возможностями  не относится …

наблюдение
эксперимент
анамнез
анкетирование
Первоначальное формирование утраченной функции у детей раннего возраста с отклонениями в развитии называется …

реабилитацией
реадаптацией
компенсацией
абилитацией
Дактильные знаки, заменяющие буквы в ручной азбуке для глухих, изображаются …

картинками
точкой и тире
точками
пальцами
Среди разделов специальной психологии можно выделить …

логопедию
логотерапию
психологию речи
логопсихологию
Позитивные детерминанты – это …

основное нарушение
вторичные нарушения
причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка
своевременное коррекционное обучение
Специальная педагогика ориентирована на … обучение

эстетическое
наглядное
предметное
развивающее
Заполните пропуск
Умственная отсталость относится к категории ____ недостатков.

социальных
физических
сложных
психических
Позитивные детерминанты это:

компенсаторные возможности организма
благоприятный семейный микроклимат
причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка
своевременное коррекционное обучение
Технические средства коррекции и компенсации дефектов зрения называются…

сурдотехникой
психотехникой
мнемотехникой
тифлотехникой
Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями выступает в качестве ___________ специальной педагогики.

предмета
субъекта
метода
объекта
В случаях, когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии, реализуется ________________ форма организации обучения.

классно-урочная
индивидуально-групповая
дифференцированно-групповая
индивидуальная
Термин «задержка психического развития» впервые был введен …

В.И.Лубовским
К.С.Лебединской
Л.С.Выготским
Г.Е.Сухаревой
Задачами специальной психологии является…

изучение  проблем интеграции лиц с атипиями в социуме
создание коррекционных педагогических технологий
определение образовательного маршрута особенного ребенка
Изучение закономерностей атипичного развития
Постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака, являются…

дефектом
нормой
дефицитарным развитием
факторами развития