Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы в 2 – 3-летнем и более позднем возрасте, относятся к группе …

глухонемых
глухих
слабослышащих
позднооглохших
Отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и др. и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности называются _____________ нарушениями.

моторными
слуховыми
интеллектуальными
речевыми
Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу _________________, приводит к развитию сложных двигательных и психических нарушений.

зрительной патологии
раннего детского аутизма
психопатоподобного синдрома
детского церебрального паралича
Самая тяжелая форма детского церебрального паралича (ДЦП), при которой отмечаются значительные двигательные нарушения в виде поражения нижних и верхних конечностей в сочетании с тяжелыми речевыми нарушениями и выраженным снижением интеллекта называется …

спастической диплегией
гиперкинетической формой ДЦП
атонически-астатической формой ДЦП
двойной гемиплегией
По классификации К. С. Лебединского на основе этиопатогенетического подхода для детей с ранним детским аутизмом при ______________
свойственна более выраженная отгороженность от внешнего мира и слабость контактов с окружающими, внутренние болезненные переживания и патологические фантазии, бредовые образования и галлюцинаторные феномены.

хромосомной патологии
обменных заболеваниях
заболеваниях центральной нервной системы
шизофренической этиологии
У детей с ранним детским аутизмом (РДА) нередко можно наблюдать однообразное поведение со склонностью к примитивным движениям таким как, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и др., которое называется …

контрактурами
парастезиями
синкинезиями
стереотипиями
К основным признакам раннего детского аутизма при всех его клинических вариантах не относится …

недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким
недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители
нарушение моторного развития и ориентировки в пространстве
Причинами патологического формирования личности в отличие от психопатий являются …

хронические заболевания ребенка в первые годы жизни
неблагоприятная экологическая обстановка, недостаток питательных веществ, витаминов и микроэлементов
наследственности и другие биологические факторы
неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье
Эгоизм, безответственное отношение к обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим формируется в результате воспитания ребенка по типу …

Маленького Мука
козла отпущения
Золушки
кумира семьи
Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдромом по ________________ типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухостью по отношению к своим родным и близким.

циклоидному
эпилептоидному
истерическому
шизоидному
Изменчивость настроения, глубина переживаний, повышенная чувствительность характерны для ________________ типа акцентуаций характера.

тревожного
педантичного
возбудимого
эмотивного
Основной характеристикой _________________ типа акцентуаций характера является выраженная слабость волевых компонентов личности.

аффективно-лабильного
возбудимого
дистимического
неустойчивого
Наличие двух или более выраженных первичных нарушений в развитии у одного ребенка называют _______________ нарушениями.

тяжелыми
многочисленными
выраженными
сложными
Люди, родившиеся с нормальным слухом и зрением, потерявшие слух и зрение в результате заболевания или травмы в подростковом или зрелом возрасте относятся к группе лиц с …

врожденной и ранней слепоглухотой
врожденным нарушением слуха и приобретенной с возрастом слепотой
врожденной слепотой и приобретенной глухотой
приобретенной с возрастом слепоглухотой
Заболевание матери такими вирусами как краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др. относят к ________________ факторам, приводящим к сложным и даже множественным нарушениям развития.

слабовыраженным
эндогенным
труднодиагностируемым
экзогенным
Группа слабовидящих слабослышащих детей выделена в классификации детей со сложными нарушениями развития по такому критерию, как _____________ дефекта

время наступления
причина возникновения
вид
выраженность
Раздел специальной психологии, изучающий структуру, виды и степень выраженности интеллектуального дефекта, возникшего в результате органических поражений головного мозга, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвития мозга, называется …

тифлопсихологией
сурдопсихологией
логопсихологией
олигофренопсихологией
Работа над развитием _______________ умственно отсталых дошкольников – одно из основных направлений коррекционной работы.

зрительного восприятия
волевых процессов
видов эмоций
форм мышления
Умственно отсталые школьники обучаются в специальной коррекционной школе _____________ вида.

II
III
V
VIII
Для речевого развития умственно отсталых детей характерно преобладание _________________.

монологической речи над диалогической
литературно-разговорной лексики над обиходно-бытовой
письменной речи над устной
пассивного словаря над активным
Закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирования компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влияния этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушениями зрения изучает …

офтальмология
тифлопедагогика
логопсихология
тифлопсихология
Важным специфическим фактором, оказывающим сильное влияние на психическое развитие детей с нарушениями зрения, является _______________ дефекта.

структура
степень тяжести
локализация
время возникновения
Понимание эмоциональных состояний других людей слепыми осуществляется на основе восприятия и анализа тонких изменений _______________ собеседника.

отношения
реакций
эмоций
голоса
Одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является развитие …

эмоций
общения
интересов
воли
Наибольшее отставание и своеобразие наблюдается у глухих детей в развитии …

образной памяти
зрительного восприятия
воссоздающего воображения
словесно-логического мышления
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении …

движениями
ориентировкой
игрой
речью
Особо опасными факторами, приводящими к возникновению не только врожденных нарушений слуха, но и зрения, являются ___________ в первый триместр беременности женщины.

токсикозы
стрессы
травмы
заболевания краснухой
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при условии …

проведения психологической диагностики
создания необходимой предметно-развивающей среды
организации занятий по развитию речи и мышления
правильного подбора слухового аппарата
Для детей с нарушениями речи характерным является …

наличие стереотипных движений
отсутствие коммуникативных контактов с окружающими
недоразвитие зрительного восприятия
низкий уровень понимания словесных инструкций
При сложных нарушениях речи дети школьного возраста испытывают трудности в овладении …

рисованием
конструированием
счетом
письмом
В детских садах общего типа детям с нарушениями речи логопедическая помощь оказывается в логопедических …

центрах
лабораториях
классах
пунктах
Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только при условии …

своевременного выявления нарушения
участия в ней родителей
индивидуального подхода
комплексного воздействия
Позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря характерно для такой речевой патологии, как …

дизартрия
ринолалия
афазия
алалия
При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются нарушения …

слухового восприятия
эмоционально – волевой сферы
речевого развития
опорно-двигательного аппарата
Задержка в формировании моторных функций является ведущим нарушением в структуре дефекта при …

нарушениях интеллекта
нарушениях речи
аутизме
церебральном параличе
Недостаточная сформированность наглядно-действенного и образного мышления у детей с церебральным параличом в сочетании со стойкими речевыми расстройствами обуславливает отставание в развитии …

зрительного восприятия
образной памяти
психической регуляции
словесно-логического мышления
У детей с церебральным параличом наиболее задержанными в развитии являются те высшие корковые функции, которые в своем формировании наиболее тесно связаны с ______________ анализатором.

слуховым
обонятельным
зрительным
двигательно-кинестетическим
Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом чаще всего проявляются в виде эмоциональной …

инертности
лабильности
заторможенности
возбудимости
В детском возрасте _________________тип психопатического развития проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью, апатией и пр.

истерический
эпилептоидный
шизоидный
циклоидный
Истерическое психопатическое развитие проявляется в …

сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности
эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности эмоций
преобладании повышенного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности
выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении
Психопатическое развитие по ______________ типу обусловлено ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах или в первые годы жизни.

смешанному
функциональному
конституциональному
органическому
Подростки _______________ типа акцентуаций характера отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием «произвести впечатление».

эмотивного
возбудимого
педантичного
демонстративного
Особенностями _______________ типа акцентуации характера являются периодические колебания настроения и жизненного тонуса у подростков.

тревожного
интровертированного
гипертимного
дистимического
В содержании специального образования слепых детей в связи со спецификой нарушения предусмотрены занятия по …

обучению дактильной и жестовой речи
развитию артикуляционных движений
развитию слухового восприятия
обучению ориентировке в пространстве
К получению среднего и высшего профессионального образования не способны лица, имеющие нарушения …

опорно-двигательного аппарата
зрения
слуха
интеллекта
Важнейшей задачей специального образования является _____________ возникновения вторичных отклонений в развитии ребенка с ограниченными возможностями средствами образования.

фиксация
диагностика
отслеживание
профилактика
Одним из важных образовательных условий обучения и воспитания детей с нарушениями развития является наличие …

профессионального взаимодействия разных специалистов
специальных помещений и оборудования
конструктивного диалога с родителями
современных специальных образовательных программ
Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, называются ________________ общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

коррекционно-развивающей программой
специальной технологией
учебной программой
государственным стандартом
Принцип, основывающийся на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс, называется принципом …

дифференцированного и индивидуального подхода
ранней педагогической помощи
деятельностного подхода в обучении и воспитании
педагогического оптимизма
Реализация принципа _______________ предусматривает указание в учебных программах и учебниках системы специального образования вариативные возможности освоения программного материала, разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

необходимости специального педагогического руководства
социально-адаптирующей направленности образования
коррекционно-компенсирующей направленности образования
дифференцированного и индивидуального подхода
Положение о том, что одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи является обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей, составляет сущность такого принципа специального образования, как …

коррекционно-компенсирующая направленность образования
дифференцированный и индивидуальный подход
необходимость специального педагогического руководства
ранняя педагогическая помощь
Положение о том, что предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии, пропедевтики необходимых элементов образования и трудовой деятельности, составляет сущность такого принципа специального образования, как …

необходимость специального педагогического руководства
педагогического оптимизма
коррекционно-компенсирующая направленность образования
деятельностный подход в обучении и воспитании
Объединение детей в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса предполагает ___________________ форма работы.

дополнительная
индивидуально-групповая
классно-урочная
дифференцированно-групповая
Активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия способствуют _________________ формы работы.

индивидуальные
вспомогательные
дополнительные
групповые
Кружковая и клубная работа относится к числу ___________ форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате.

дополнительных
основных
комбинированных
вспомогательных
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относят …

факультативы
уроки
соревнования
экскурсии
Для совершенствования речевых навыков у детей с отклонениями в развитии, преодоления у них страха и неуверенности в процессе пользования речью, для развития способности чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова используются _____________ средства специального образования.

театрализовано - игровые
изобразительные
информационные
художественно - речевые
Аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала, относится к _____________ средствам обучения.

игровым
аудиовизуальным
изобразительным
техническим
Психологические особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, и др. обусловили специфику в реализации _____________ методов обучения.

словесных
игровых
практических
наглядных
Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии __________ методы воспитания.

информационные
побудительно-оценочные
поощрительные
практически-действенные
Занятия с использованием _____________ средств воспитания детей с ограниченными возможностями оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия, улучшают слуховую память учащихся, что помогает им в усвоении языка.

художественно - речевых
изобразительных
театрализовано - игровых
музыкальных
Комплекс мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей называется …

реадаптацией
компенсацией
коррекцией
реабилитацией
Термин _____________ в отличие от термина «реабилитация» применяется к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так как в этом возрасте целесообразно говорить о первоначальном формировании функций, способностей.

«реабилитация»
«декомпенсация»
«рекомпенсация»
«абилитация»
Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, называется …

инклюзивным
дополнительным
вариативным
специальным
Обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах называется ________________ образованием.

средним
вариативным
дополнительным
инклюзивным
Интеграция внутри системы специального образования называется …

комплексной
экстернальной
социальной
интернальной
Дети со способностью слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше относятся к …

трудновоспринимающим
малослышащим
глухим
слабослышащим
В классификации категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья по локализации нарушения, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития относятся к группе детей с ________________ нарушениями.

комплексными
сенсорными
речевыми
интеллектуальными
Дети, имеющие остроту остаточного зрения от 0,01 до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками, относятся к группе …

слабовидящих
тотально слепых
слепых со светоощущением
слепых с остаточным зрением
Нарушения опорно-двигательного аппарата по классификации видов дизонтогенеза В. В. Лебединского относят к категории ______________ развития.

дисгармоничного
поврежденного
искаженного
дифицитарного
В классификации категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья по локализации нарушения, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, дети с нарушениями зрения и слуха относятся к группе детей с ________________ нарушениями.

комплексными
интеллектуальными
речевыми
сенсорными
Компенсация, которая происходит при более грубых нарушениях функций и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем, называется …

сверхкомпенсацией
внутрисистемной
псевдокомпенсацией
межсистемной
В компенсации нарушенных, поврежденных или утраченных функций значительную роль играет …

своевременное лечение
социальное окружение
предметная среда
специальное обучение
Компенсация, осуществляемая за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы, называется …

псевдокомпенсацией
межсистемной
сверхкомпенсацией
внутрисистемной
Состояние ______________ у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает быстрее, чем у нормально развивающихся, а процессы адаптации протекают медленнее.

декомпенсации
сверхкоменсации
абилитацией
дезадаптации
Система государственных, социально-экономических, профессиональных, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду, называется …

адаптацией
компенсацией
интеграцией
реабилитацией
В отличие от компенсации, процесс социальной реабилитации направлен на _______________ человека с тем или иным нарушением.

эмоции
способности
волю
личность
Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения проблем, связанных с овладением доступными видами трудовой деятельности, профессией и последующим трудоустройством лиц с отклонениями в развитии, называется___________________ реабилитацией.

медицинской
социально-психологической
семейной
профессиональной
Одной из важных задач специальной психологии является  исследование психологических проблем компенсации дефекта под воздействием …

суггестивных методов
психологических тренингов
медикаментозных средств
коррекционного обучения и воспитания
К актуальным задачам специальной психологии относится разработка психологических методов _____________ интеллектуальных нарушений.

определения уровня
измерения количественных показателей
коррекции
дифференциальной диагностики
Среди разделов специальной психологии можно выделить …

когнитивную психологию
психопатологию
патопсихологию
олигофренопсихологию
Одной из актуальных задач специальной психологии является изучение особенностей психического развития и возможности его коррекции у людей с …

психопатиями
тяжелыми формами неврозов
шизофренией
тяжелыми формами умственной отсталости
Одним из направлений психолого-педагогического изучения аномального ребенка в специальной психологии является …

эксперимент
тестирование
анкетирование
диагностика
Основной целью психолого-педагогического изучения аномальных детей в процессе целенаправленного(-ой) ____________ в специальном (коррекционном) учреждении является определение индивидуальных психологических особенностей развития каждого ребенка.

помощи
наблюдения
лечения
обучения и воспитания
Одной из задач психологической диагностики в процессе обучения и воспитания является оценка ____________ психического развития.

неравномерности
характера
искажения
динамики
Основным требованием к использованию метода наблюдения является разработка соответствующей …

математической обработки данных
системы вопросов
системы подбора групп для наблюдения
схемы и способов фиксации
К специфическим целям относят ________________, что предполагает воспитание чувства собственного достоинства ребенка с нарушением в развитии, формирование адекватных форм социального поведения и т.д.

семейные установки
выбор сочетания методов
компоненты учебной деятельности
компоненты личностной реабилитации
Описательный метод при исследовании факторов детского развития, особенностей поведения, своеобразия развития детской речи, носит название ___________ подхода.

эмпирического
интерактивного
естественнонаучного
феноменологического
Значимый для специальной педагогики __________ подход предполагает исследование социальной ситуации конкретного человека и ее влияния на накопление и развитие вторичных нарушений и отклонений, а также исследование индивидуального опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой.

экологический
феноменологический
диалогический
интерактивный
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, в наименьшей степени связан с …

нарушением перцептивной сферы
нарушением речи
трудностями формирования словесно-логического мышления
нарушением моторной сферы
Одной из задач специальной педагогики является формирование и в обществе, и у педагога-дефектолога ______________ , то есть позиции продуктивного взаимодействия и общения с человеком «не таким, как все» и принятия его таким, какой он есть.

эмпатии
гуманности
оптимизма
толерантности
Одной из ведущих задач обучения и воспитания слабослышащих детей является …

развитие познавательной деятельности
обучение жестовому языку
формирование пространственно-временных представлений
развитие слухового восприятия и обучение произношению
В рамках решения задачи поиска и разработки вариантов форм организации специального образования родители вправе выбирать …

вид специального учреждения с I по VIII
дошкольное или школьное учреждение
методы обучения и воспитания
интегрированное или дифференцированное обучение
Если перед специальными дошкольными учреждениями стоит задача _____________ , то перед общеразвивающими ДОУ, в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, решаются принципиально иные задачи.

обеспечения контактов интегрированного ребенка с дефектологами и психологами
педагогического наблюдения и скрининг-диагностики
работы с родителями
коррекционного обучения и воспитания
В рамках ведущей задачи обучения и воспитания детей с нарушением зрения проводятся специальные занятия, в ходе которых возникают предметно-практические ситуации, побуждающие ребенка к использованию …

навыков самообслуживания
игровых навыков
коммуникативных навыков
навыков сенсорной ориентации
Задачей специального воспитания ребенка ____________ является психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка и выстраивание плана индивидуальных занятий с ребенком для родителей и педагогов.

с умственной отсталостью
со слепотой
с глухотой
со сложными нарушениями
Л. С. Выготский определяет возрастные ___________ как самое сущностное образование возраста, концентрированно выражающее его особенности.

характеристики психического развития
стадии развития
кризисы
психологические новообразования
Л. С. Выготский подчеркивал, что можно выделить два вида возрастных психологических новообразований – новообразования _____________ ______________ периодов.

сензитивного и литического
стабильного и литического
критического и сензитивного
критического и литического
Л. С. Выготский как главную особенность аномальной психики выделял расхождение ____________ развития.

между наследственным и социальным путями
физического и социального процессов
между соматическим и социальным путями
биологического и культурного процессов
Из работ Л. С. Выготского следует, что среда для человека есть прежде всего ______________ среда.

общественная
развивающая
природная
социальная