Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

К задачам специальной педагогики относят …

определение качественного своеобразия структуры дефекта каждого конкретного нарушения
разработку принципов и методов выявления отклонений в развитии
изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития
разработку педагогических технологий воспитания и обучения детей с нарушениями и отклонениями в развитии
Задачей специальной педагогики является изучение педагогических закономерностей развития личности …

посредством психодиагностических методов исследования
в процессе компенсации
с конкретным нарушением
в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности
Задача определения коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного человека с конкретным нарушением не предполагает …

обеспечение специальными техническими средствами обучения и коррекции
опору на здоровые силы обучающегося с использованием сохранных систем организма
компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма
опору на самостоятельную учебно-познавательную деятельность
Исследование, разработка и реализация __________ возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики

системы знаний об особенностях и закономерностях
условий устранения причин
качественного своеобразия структуры
педагогических средств и механизмов профилактики
Специальная педагогика изучает и прогнозирует возникновение и развитие …

системы профессионального образования
новых технологий дошкольного воспитания
методов дифференциации отклонений в развитии
инновационных педагогических систем образования
Понятие статистической нормы можно определить как …

понятие среднеарифметического показателя в критериях
определение  процента  распространенности того или иного заболевания
соответствие нормативным показателям развития
состояние, при котором критерием  нормальности объявляется показатель распространенности или частотности: чем более распространено явление, тем выше вероятность его отнесения к норме
Адаптационный подход в определении понятия нормы  означает…

что как только индивидуум приспособиться к окружающим условиям, его можно считать нормально развивающимся
что нормальным является тот, кто способен к адаптации
что нормально то, что способствует адаптации
что критерием отнесенности к нормальности  выступает способность человека к адаптации, т.е. приспособляемость
Идеальная норма - это

тот уровень достижений, который возможен в каждом конкретном случае
достаточный уровень достижений
соответствие установленным показателям
некий установочный феномен, тот высший уровень, к которому необходимо стремиться, но который практически недостижим
Позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий определяются как …

отклоняющееся развитие
системогенез
дизонтогенез
функциональный генез
Основной научной категорией, направляющей психокоррекционные воздействия, является категория _____________ развития

дизонтогенетического
спонтанного
социального
онтогенетического
Оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях определяется как …

статистическая норма
социальная норма
предметная норма
идеальная норма
Гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями человека, с одной стороны, и требованиями к нему со стороны социума – с другой, определяется как …

статистическая норма
социальная норма
предметная норма
функциональная норма
Норма психического развития включает в себя все перечисленные виды, кроме …

социально-возрастной нормы
предметной нормы
индивидуальной нормы
пограничной нормы
Процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения определяется как …

отногенез
дизонтогенез
функциогенез
системогенез
К неблагоприятным социально-психологическим факторам не относятся …

различные депривации
психогенные причины
реактивные расстройства привязанности
нейроинфекции в детском возрасте
Условиями нормального развития ребенка, сформулированными Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия являются все перечисленные, кроме …

сбалансированной работы головного мозга и его коры
сохранности органов чувств
нормального физического развития
индивидуальной системы воспитания и обучения
Исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом, определяется как …

абилитация
адаптация
реабилитация
социализация
Под _______ понимается воздействие на организм внешних или внутренних неблагоприятных факторов, которые определяют специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций

заболеванием
условием
требованием
причиной
Существенным условием выраженности той или иной патологии является …

причина возникновения
дефекты отдельных анализаторных систем
совпадение во времени различных влияний
интенсивность воздействия патологического фактора
К экзогенным факторам нарушения психического развития не относятся …

инфекционные заболевания
психогенные факторы
интоксикации
заболевания соматические
К эндогенным факторам нарушения психического развития не относятся заболевания …

гемолитические   
соматические
наследственные
травматические
Согласованная работа головного мозга (по А.Р. Лурия) включает все перечисленное, кроме …

регуляции тонуса и бодрствования
приема, переработки и хранения информации
программирования и контроля
гипоактивности
Среди факторов внешнесредового риска патологии в физическом и в психическом развитии детей выделяют…

выкидыши  или мертворождения у матери
патологию беременности
алкоголизм родителей
неблагоприятную экологическую ситуацию
Негативные детерминанты это:

эмоциональные нарушения
психологические особенности детей с отклонениями в развитии
причины, препятствующие нормальному ходу системогенеза
основные (биологические) нарушения
Первичные нарушения это:

наиболее выраженные нарушения
необратимые нарушения
нарушения, возникающие на ранних этапах развития
малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора
Вторичные нарушения это:

нарушения, возникающие на более поздних этапах развития
негрубо выраженные нарушения
нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией
обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной
Третичные нарушения это:

биологически обусловленные функции
нарушения в работе функций, непосредственно  связанных с поврежденной
функцией
функции, формирующиеся под влиянием социума
нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией
Первичные и вторичные нарушения относятся к _______________ .

хроногенному фактору
функциональной локализации нарушений
динамике формирования межфункциональных связей
структуре нарушенного развития
Структура нарушенного развития с возрастом…

не претерпевает изменений
выраженность вторичных отклонений уменьшается
выраженность вторичных отклонений нарастает
меняет состав вторичных отклонений
Позитивная динамика структуры нарушенного развития обусловлена такими факторами, как:

минимальная выраженность третичных нарушений
влияние депривационных факторов
отсутствие неблагоприятных условий
неизменность параметров первично поврежденной функции, адекватность и своевременность коррекционной помощи
Физическое или умственное нарушение, приводящее к особому варианту развития, определяется как …

регресс
дизонтогенез
депривация
дефект
Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного _________ факторами, и вторичных нарушений

социальными
историческими
психогенными
биологическими
Малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора, определяются как нарушения …

межсистемные
третичные, факультативные
вторичные, системные
первичные, ядерные
Нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией, определяются как нарушения …

вторичные, системные
межсистемные
первичные, ядерные
третичные, факультативные
Обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией, определяются как __________ нарушения

межсистемные
первичные, ядерные
третичные, факультативные
вторичные, системные
Любой дефект приводит к...

отрицательному влиянию на развитие личности
появлению неблагоприятных условий
формированию негативных черт характера
автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма
Поражение головного мозга на одном из этапов развития, и дальнейшее развитие на дефектной основе, определяется как …

шизофрения
эпилепсия
олигофрения
травматическое слабоумие
При нарушении деятельности анализаторов первичным дефектом является:

органическое поражение головного мозга
недоразвитие психической деятельности
личностные деформации
снижение зрения, слуха
Социально-психологическими последствиями дефекта являются функциональные ограничения, снижение возможности адаптации и …

прогредиентность нарушения
усугубление первичной симптоматики
невозможность психического развития
другие возможности познания
В параметры нарушенного развития входит…

обратимость
отнесенность к органическим повреждениям ЦНС
отнесенность к психогенным неблагоприятным факторам
хроногенность развития
К общим закономерностям отклоняющегося развития  относят…

замедление темпа приема и переработки поступающей информации
замедление темпа возрастного развития
общее снижение психической активности
гетерохронность
к параметрам дизонтогенеза не относится…

структура нарушения
функциональная локализация нарушений
время возникновения дефекта
обратимость
К группе общих закономерностей не относят…

единство эволюционирования и функционирования
сензитивность развития
гетерохронность развития
замедление темпа возрастного развития, носящее устойчивый или переменный характер
В группу модально-неспецифических закономерностей не входит…

общее снижение психической активности
замедление скорости приема и переработки поступающей информации
замедление темпа возрастного развития
единство эволюционирования и функционирования
Развитие, при котором физические травмы или психические отклонения приводят к нарушению общего развития психики, определяется как …

недоразвитие
психофизическое
дисгармоничное
аномальное
Параметры дизонтогенеза, определяющие тип нарушения психического развития, выделил …

Ф.Ф. Рау
А.Р. Лурия
С.Я. Рубинштейн
В.В. Лебединский
Первичные и вторичные нарушения психического развития относят к следующим параметрам дизонтогенеза:

времени появления нарушения
функциональной локализацией нарушений
динамике формирования межфункциональных связей
структуре нарушенного развития
Запаздывание или приостановка психического развития определяется как …

асинхрония
регресс
акселерация
ретардация
Диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других определяется как …

задержанное
дефицитарное
дисгармоническое
искаженное
Параметры, определяющие характер дизонтогенеза, не включают …

функциональную локализацию нарушения
структурную характеристику нарушения
время поражения психофизических систем организма
динамику и качество развития
К модально-неспецифическим закономерностям нарушенного развития не  относятся …

замедление процесса формирования понятий и представлений
замедление переработки информации
трудности словесного опосредования
особенности психического развития, свойственные только одной форме отклонения
Типичной моделью психического недоразвития выступает

психопатия
задержка психического развития
синдром раннего детского аутизма
умственная отсталость
Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется …

локальностью и неравномерностью недоразвития психики
диффузными повреждениями
парциальным поражением головного мозга
тотальностью и относительной равномерностью недоразвития психики
Наиболее вероятно возникновение умственной отсталости у ребенка при заболевании матери краснухой в …

третий триместр беременности
второй триместр беременности
период родовой деятельности
первый триместр беременности
При поражении головного мозга происходят нарушения интеллектуальной деятельности, выражающиеся в …

трудностях обучения
возврате функций на более ранний возрастной уровень
органическом инфантилизме
недостаточности функций целеполагания и программирования
Болезнь Дауна относится к группе олигофрении, обусловленной …

постнатальными вредностями
экзогенными процессами
внутриутробными заболеваниями
эндогенными нарушениями
К атипичным формам олигофрении относят случаи с …

психопатоподобными расстройствами
выраженной наследственной отягощенностью
прогрессирующим слабоумием
неравномерной структурой психического недоразвития
К тяжелым формам слабоумия относят …

психомоторную расторможенность
стойкие психопатоподобные расстройства
олигофрению в сочетании с судорожными припадками
органическую деменцию резидуального характера
Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна …

потребность в постоянном надзоре
плохая механическая память
неспособность к труду
способность к обучению
Дети с глубокой степенью умственной отсталости характеризуются …

речью из предложений с 3-4 словами
способностью к критическим рассуждениям
владением навыками трудовой деятельности
IQ менее 20
Классификация нарушений интеллекта по  этиопатогенетическому принципу включает …

легкую, умеренную, тяжелую, глубокую степень
олигофрению и деменцию
типичную и атипичную формы олигофрении
дебильность, имбецильность и идиотию
Причинами умственной отсталости являются…

хронические соматические заболевания
неблагоприятные социальные условия
наследственные заболевания
нарушения развития плода
По степени выраженности выделяют следующие степени умственной отсталости:

другая умственная отсталость
пограничная умственная отсталость
легкая умственная отсталость
умеренная умственная отсталость
В группе лиц с тотальным психическим недоразвитием выделяют следующие типы:

экстрапунитивный тип
интрапунитивный тип
простой уравновешенный тип
аффективно-неустойчивый тип
Комплексное изучение детей с задержанным развитием развернулось в отечественной специальной психологии в …

40-50-е гг.
70-80-е гг.
30-40-е гг.
60-70-е гг.
Термин «задержка» подчеркивает …

стойкое ослабление познавательной деятельности
крайне замедленное формирование новых, особенно сложных условных связей
регресс психомоторных навыков
несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка
Для выраженной формы задержки психического развития характерны процессы …

прогредиентности
акселерации
регресса
ретардации
Основная причина школьной дезадаптации при пограничной интеллектуальной недостаточности связана с …

соматическими заболеваниями
недостаточной осведомленностью педагогов
поражением головного мозга
несоответствием требований программы массовой школы возможностям ребенка
Прогноз задержки психического развития психогенного генеза в значительной степени зависит ….

от индивидуальных возможностей ребенка
от наличия щадящего режима обучения
от состояния высших корковых процессов
от перестройки неблагоприятного микроклимата
Причинами задержанного развития выступают(ет):

диффузное поражение коры головного мозга
наследственные заболевания
минимальные органические повреждения ЦНС на ранних сроках развития организма
функциональная недостаточность ЦНС
На основе этиологического принципа выделяют следующие группы детей с задержкой психического развития (по К.С.Лебединской):

ЗПР астенического характера
ЗПР социогенного происхождения
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
Задержанное развитие может быть выражено в __________степени.

пограничной
тяжелой
легкой
выраженной
Кохлеарная имплантация- это…

слуховой аппарат
метод профилактики нарушения слуховой функции на ранних этапах развития ребенка
метод обучения неслышащих устной речи
частичная имплантация электронной слухопротезирующей системы
Врожденная слепота в значительной степени является следствием …

общих заболеваний организма
травматических повреждений глаз
заболеваний центральной нервной системы
наследственной передачи некоторых дефектов зрения
Одной из важнейших причин нарушения слуха у детей в постнатальный период считается …

грипп
краснуха
менингоэнцефалит
отит
Нарушение фонематического слуха выражается в …

нарушении темпа речи
общей смазанности речи
наличии синтаксических ошибок
неспособности к дифференциации звуков
Расщелины губы и неба являются результатом действия тератогенных факторов …

во второй половине внутриутробного развития
в постнатальный период развития
в результате родовой травмы
в первые три месяца внутриутробного развития
К нарушениям устной речи не относится …

дислалия
афазия
ринолалия
дисграфия
Ведущим дефектом в клинической картине детского церебрального паралича является …

нарушение интеллектуального развития
тотальное органическое поражение систем мозга
задержка психического развития
органическое поражение двигательных систем мозга
При атонически-астатической форме церебрального паралича первичны следующие нарушения:

выраженный тремор конечностей
поражение нервной системы
низкий мышечный тонус
недостаточность функций мозжечка и вестибулярного аппарата
Формой детского церебрального паралича, при которой руки поражены в меньшей степени, чем ноги является …

атонически-астатическая форма
двойная гемиплегия
гемипаретическая форма
спастическая диплегия
Низкий мышечный тонус наблюдается при …

гиперкинезах
синкинезии
дистонии
гипотонии
Выделяют следующие виды дефицитарного развития:

неосложненное дефицитарное развитие
грубое  дефицитарное развитие
раннее дефицитарное развитие
позднее дефицитарное развитие
Причинами речевых нарушений являются…

глухота
слепота
семейная отягощенность речевыми нарушениями
недостаточность речевого общения
Причинами нарушений слуха являются…

отсутствие речевой среды
одностороннее поражение слуховой зоны коры
инфекционные заболевания
сосудистые расстройства
К основным группам детей с нарушенным слухом относят:

слепоглухих
глухонемых
неслышащих
слабослышащих
К причинам врожденных нарушений зрения относят:

отслоение сетчатки
травмы глаза первых лет жизни
Повреждения плода во внутриутробном периоде развития
Заболевания плода во внутриутробном периоде развития
В основные параметры нарушений зрения входят…

дальнозоркость
близорукость
Нарушения остроты зрения
Нарушения полей зрения
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте:

5-7 лет
10-13 лет
3-10 лет
3-5 лет
Психологической сущностью синдрома раннего детского аутизма является …

девиантное поведение
неврологическая симптоматика
шизофреническое слабоумие
экстремальное одиночество
Причинами возникновения синдрома раннего детского аутизма являются все перечисленные, кроме …

органических
биологических
физических
социальных
К механизмам возникновения синдрома раннего детского аутизма не относят …

наличие аутоиммунных процессов
недостаточную активацию ретикулярной формации
увеличение содержания серотонина
наличие грубых нейродинамических расстройств
Психологическим механизмом развития синдрома раннего детского аутизма является …

угасание активации ретикулярной формации
резидуально-органические нарушения
разрушение устойчивых рефлекторных объединений
нарушение аффективной связи ребенка с матерью
Классификация состояний при детском аутизме не включает

аутистическое расстройство
инфантильный психоз
синдром Каннера
атипичный аутизм
Основными факторами, приводящими к дисгармоническому развитию, являются …

диффузные поражения коры головного мозга
нарушения анализаторов
генетические факторы
расстройства общей нейродинамики
Причинами возникновения и декомпенсации всех пограничных состояний не являются …

психогенные воздействия
генетические факторы
экзогенные факторы, действующие на ранних этапах онтогенеза
эндогенные факторы, действующие в постнатальный период
Дизонтогенез при дисгармоническом развитии обусловлен …

регрессом функциональных систем
диффузным поражением коры головного мозга
повреждением уже сформированных систем
ретардацией одних систем и акселерацией других
Разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные относительно стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, определяются как …

эмоционально-волевая незрелость
прогрессирующее слабоумие
нарушения анализаторов
резидуально-органические расстройства
Резидуально-органические нервно-психические расстройства у детей не включают …

эмоционально-волевой неустойчивости
расторможенности влечений
нарушения интеллектуальной деятельности
истинного аутизма
В современной Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) пограничными психическими расстройствами не являются …

поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями
невротические психические расстройства
расстройства зрелой личности и поведения
эндогенные психические заболевания