Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

К локальным формам аномального развития принято относить…

умственную отсталость
диффузное поражение головного мозга
системные нарушения
дефекты отдельных анализаторных систем
Нарушение, при котором наблюдается замедленное развитие одних и патологически ускоренное развитие других психических функций называется синдромом …

Ушера
Дауна
Маршалла
раннего детского аутизма
Приобретенная слепота бывает следствием…

повреждений плода в период внутриутробного развития
наследственной передачи дефектов зрения
пищевого отравления
заболеваний органов зрения
Для детей с ЗПР характерны следующие моторные нарушения:

легкие парезы мышц конечностей
наличие параличей
недостатки моторики, затруднения в координации движений
проявления гиперактивности
Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на…

прямую компенсацию
вторичную компенсацию
органическую компенсацию
непрямую компенсацию
Начальным этапом реабилитационной работы является _____реабилитация

психологическая
личностная
педагогическая
медицинская
Заполните пропуск
Начальным этапом реабилитационной работы является _____реабилитация

психологическая
педагогическая
личностная
медицинская
Применение метода демонстрации в обучении умственно отсталых детей должно начинаться с показа …

моделей
видеофильмов
слайдов
натуральных объектов
Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, когда речь идет о первоначальном формировании утраченной функции целесообразно применять термин …

компенсация
реабилитация
реадаптация
абилитация
Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _______ компенсацию

первичную
органическую
прямую
непрямую
Ограничение объема произвольных движений при детском церебральном параличе называется …

тремором
дебильностью
ригидностью
парезом
Процесс детского развития, по Л. С. Выготскому, не просто процесс _______________ нарастания отдельных признаков, не процесс, который сводится только к росту, к увеличению.

качественного
механического
простого
количественного
Восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм, называется …

абилитацией
развитием
коррекцией
компенсацией
Обучение слепых детей, с визусом «0» и светоощущением, а также имеющих остроту остаточного зрения до 0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией осуществляется на основе системы _____________, по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания.

Бюрклена
Уильямса
Крогиуса
Брайля
Специальное образование как научная категория трактуется следующим образом:

специальное психолого-педагогическое сопровождение
комплекс общеобразовательных программ для специализированных учреждений
система общих и специфических требований и психолого-педагогических условий
дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями создаются специальные условия
Врожденная слепота бывает следствием…

травматических повреждений глаз
осложнений после общих заболеваний организма
заболеваний центральной нервной системы
повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития
Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие…

дефективность
комплекс оживления
межфункциональные связи
комплекс неполноценности
Своевременно предотвратить негативные тенденции развития детей позволяет реализация принципа …

социально-адаптирующей направленности образования
дифференцированного и индивидуального подхода
деятельностного подхода в обучении и воспитании
ранней педагогической помощи
Учета специфических особенностей детей с данной категорией нарушения развития требует принцип …

деятельностного подхода в обучении и воспитании
ранней педагогической помощи
развития мышления, языка и коммуникации
дифференцированного и индивидуального подхода
Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма предполагает принцип  …

ранней педагогической помощи
развития мышления, языка и коммуникации
дифференцированного и индивидуального подхода
коррекционно-компенсирующей направленности
Принцип системного подхода основывается на …

участии всех специалистов коррекционного процесса
учете систематичности и последовательности коррекционного процесса
учете нормального хода развития ребенка в онтогенезе
учете взаимодействия различных компонентов речи
Такой параметр дизонтогенеза, как «функциональная локализация нарушения», требует оценки следующих факторов:

гетерохронность, сентизитивность
анализ структуры дефекта
состояние общих дефектов
состояние частных дефектов
Теорию системного строения дефекта выдвинул:

В.И.Лубовский
В.В.Лебединский
С.Я.Рубинштейн
Л.С.Выготский
Упрочняющая фаза, образующаяся при старении стали Х11Н10М2Т это …

карбид хрома
алюминат никеля
карбид никеля
соединение никеля и титана
Задержка психического развития ___________ генеза представлена гармоническим или дисгармоническим инфантилизмом.

церебрально-органического
психогенного
соматогенного
конституционального
Психологическая коррекция при РДА направлена на…

стечение агрессии
преодоление тревожности
преодоление негативизма и установление контакта с ребенком
преодоление у ребенка сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов
Физиологическая мера здоровья, при которой функции организма соответствуют условиям его существования, определяется как …

пограничное состояние
переходное состояние
аномальное развитие
нормативное развитие
Несовместимость крови матери и ребенка обозначается понятием…

токсоплазмоз
реакция Манту
косинус-синус
резус-конфликт
Одним из направлений психолого-педагогического изучения аномального ребенка является разработка психологических основ _____________ учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и методик для определения пригодности к тем или иным видам профессиональной деятельности.

профессионального обслуживания
профпригодности
гендерной идентичности
профориентации
Хромосомно-генетические отклонения являются факторами…

эмоциональными
социальными
личностными
биологическими
Медицинские методы реабилитации детей с нарушениями слуха подразделяют на…

психотерапевтические
терапевтические
хирургические
нехирургические
Условиями применения метода самонаблюдения в специальной психологии являются …

интеллектуальная сохранность испытуемого
данный метод не может использоваться ни при каких условиях
достаточный опыт и квалифицированность специального психолога, проводящего исследование
зрелый возраст в сочетании с полной интеллектуальной сохранностью
Патологический характер является совокупностью ____ неблагоприятных факторов.

биологических
социальных
речевых
биосоциальных
К параметрам дизонтогенеза относится…

социальное влияние
речевое недоразвитие
обратимость
степень нарушения межфункциональных связей
Опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития предполагает принцип …

дифференцированного и индивидуального подхода
деятельностного подхода в обучении и воспитании
социально-адаптирующей направленности образования
коррекционно-компенсирующей направленности образования
В структуре нарушенного развития с возрастом…

выраженность вторичных отклонений уменьшается
изменения не наблюдаются
выраженность вторичных отклонений нарастает
меняется состав вторичных отклонений
Международная классификация умственной отсталости включает …

дебильность, имбецильность и идиотию
олигофрению и деменцию
осложненную и неосложненную формы олигофрении
легкую, умеренную, тяжелую, глубокую степень
К социально-психологическому фактору риска развития речевых нарушений относится …

родовая травма
наследственная патология
нейроинфекции
психическая депривация
Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия неблагоприятного фактора называется…

синдромом дефицита внимания
ранним детским аутизмом
минимальной мозговой дисфункцией
осложненным дефектом
Работа по формированию первоначальных логических умений у детей с нарушенным слухом включает…

умения развернутого высказывания
умения объяснить классифицирование
умения выделять признаки предмета (цвет, форму, величину)
умения обобщать, группировать и классифицировать предметы по отдельным признакам
К внутренним (эндогенным) причинам, вызывающим умственную отсталость относится:

интоксикация матери
тяжелое инфекционное заболевание
родовая травма
хромосомное нарушение
Дефицитарное развитие связано с…

дефицитом когнитивных функций: памяти, внимания, мышления
дефицитом общения
дефицитом  сенсорных функций, обусловленным недостатками зрения и слуха
тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата
В отечественной психологии исходным пунктом в понимании сущности нарушенного развития традиционно выступает теория культурно-исторического развития …

А. Маслоу
С.Я. Рубинштейн
М.С. Певзнер
Л.С. Выготского
Парциальное или тотальное отставание в темпах развития определяется как …

акселерация
изоляция
регресс
ретардация
Задачами специальной психологии как науки являются …

создание методов и средств обучения детей с отклонениями в развитии
изучение закономерностей и особенностей расстройств лиц с психосоматическими, пограничными заболеваниями
изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с отклонениями в развитии
психологическое обоснование методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Психическое недоразвитие, обусловленное первичным дефектом, является…

педагогической запущенностью
личностным недоразвитием
третичным дефектом
вторичным дефектом
Применение специальных методов и различных технических приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, способствует успешной компенсации функций при дефектах …

голоса
слуха
речи
зрения
Коррекционная работа с незрячим ребенком  решает такие задачи, как…

развитие зрительно-тактильного восприятия
стимулирование речевого подражания
поддержание эмоционального контакта
обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями
Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза в значительной степени зависит ….

от перестройки неблагоприятного семейного климата
от индивидуальных возможностей ребенка
от наличия щадящего режима обучения
от состояния высших корковых процессов
Отрыв от реальности, уход в себя, пассивность в контактах со средой характерны для…

умственной отсталости
глухоты
слепоты
раннего детского аутизма
В основе психического развития ребенка со сложным нарушением развития лежит…

медикаментозное лечение
формирование словарного запаса
сохранный интеллект
удовлетворение потребностей
Коррекционная работа с незрячим ребенком  решает такие задачи, как…

развитие зрительных представлений
развитие зрительно-тактильного восприятия
поддержание эмоционального контакта
обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями
У слабовидящих детей отмечается способность …

оценивать сложные синтетические образы реальной действительности
выдерживать направление и определять свое место в пространстве
прослеживать динамические изменения и оценивать условные величины
определять предметные и пространственные свойства окружающей среды
Задачами специальной психологии является…

определение образовательного маршрута особенного ребенка
создание коррекционных педагогических технологий
изучение  проблем интеграции лиц с атипиями в социуме
изучение закономерностей атипичного развития
К факторам внешнесредового риска патологии в физическом и в психическом развитии детей относят …

выкидыши  или мертворождения у матери
патологию беременности
алкоголизм родителей
неблагоприятную экологическую ситуацию
Дизонтогенез– это:

нарушение психического здоровья
определение психологического статуса ребенка
заболевание
нарушение физического и психического развития
В качестве ведущей системы в основу обучения глухих положены …

система развития слухового восприятия
полисенсорная основа обучения
билингвистическая система
коммуникационная система
Основные параметры дизонтогенеза описал…

Л.С.Выготский
В.И.Лубовский
А.Р.Лурия
В.В.Лебединский
В основе психического недоразвития лежат механизмы…

асинхронии развития
искаженного развития
парциальной ретардации
тотальной ретардации
Л. С. Выготский в своих работах подчеркивал, что ______________ ребенок есть прежде всего ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно.

имбецильный
слабоумный
больной
аномальный
Психическая деятельность детей с выраженной речевой патологией характеризуется такими особенностями, как…

неспособность к переносу сформированных умственных действий в другие условия
высокая речевая активность
неустойчивость внимания
низкий уровень развития вербальной памяти
Разработка и реализация программ профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью включает все перечисленные направления, кроме …

профессиональной подготовки
профконсультирования
социально-трудовой адаптации
социально-бытовой адаптации
На основе этиологического принципа (по К.С.Лебединской) выделяют следующие группы детей с задержкой психического развития _________ и _________ происхождения.

социогенного
астенического
конституционального
соматогенного
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет(-ют) …

сохраненные в памяти зрительные образы
ориентировка в пространстве
коммуникация и социальное взаимодействие
тактильные ощущения
Форма интеграции, при которой дошкольники с отклонениями в развитии пребывают в группе здоровых детей только во вторую половину дня, называется …

вынужденной
полной
временной
частичной
К атипичным формам олигофрении относят случаи с …

психопатоподобными расстройствами
нарушением поведения
выраженной наследственной отягощенностью
неравномерной структурой психического недоразвития
Причиной синдрома Дауна являются…

родовые травмы мозга
неправильное медикаментозное лечение
внутриутробные инфекции
нарушения в строении и числе хромосом
Специальная психология тесно связана со всеми перечисленными смежными науками, кроме …

общей психологии
медицинской генетики
нейропсихологии
травматологии
Обучение и воспитание лиц с нарушениями речевого развития изучает…

тифлопедагогика
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
логопедия
Синдром раннего детского аутизма наиболее ярко проявляется в возрасте…

8-9 лет
11-12 лет
15-16 лет
3-5 лет
Звучащие мячи используются для развития двигательной активности …

глухих
умственно отсталых
аутичных
слепых
Нарушения психомоторики при аутизме проявляются в…

непроизвольных движениях-гиперкинезах
нарушении равновесия
моторной недостаточности, отсутствии содружественных движений
однообразных стереотипных движений в виде сгибания, разгибания пальцев, взмахивании кистями, вращений
Процесс первичного формирования и развития в специально созданных условиях тех или иных компетенций, которых у детей с ограниченными возможностями здоровья раньше не было, называется …

компенсацией
коррекцией
реабилитацией
абилитацией
Специальная психология тесно связана с такими науками, как …

организационная психология
геронтопсихология
специальная педагогика
нейропсихология
Выделяют ____________ механизмы формирования системных отклонений.

когнитивный и перцептивный
фрустрационный и депривационный
монофакторный и мультифакторный
коммуникативный и деятельностный
Методом специальной педагогики, сущность которогозаключается в непосредственном общении с аномальным ребёнком, является 

анкетирование
изучение документов
ранжирование
беседа
Нарушенное развитие в психологии трактуется по – разному в зависимости от исходного понимания феномена ____________ вообще.

здоровья
болезни
патологии
развития
Непрогредиентный характер нарушений означает…

улучшение
психическое недоразвитие
усугубление дефекта
отсутствие усугубления дефекта
Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и …

направленность психолого-педагогических влияний
особенности дизонтогенеза при каждом нарушении
методы и средства выявления этих нарушений
условия, которые способствуют их появлению
При нарушении слуха и зрения вне благоприятных условий развития может возникнуть вторичное нарушение, определяемое как …

сужение поля зрения
слабовидение
глухота
немота
Нарушение формирования произносительной стороны речи у детей вследствие дефекта восприятия и произношения определяется как …

лексико-грамматическое недоразвитие речи
общее недоразвитие речи
фонетический дефект
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Ребенок с ЗПР может обучаться, получая необходимую коррекционную помощь в следующих типах учреждений:…

в обычном классе общеобразовательной школы
в специальных классах школы VIII  вида
в специальной коррекционной школе VII вида
в классах коррекционно-развивающего обучения в массовой школе
Нарушение, при котором наблюдается замедленное развитие одних и патологически ускоренное развитие других психических функций называется синдромом …

Маршалла
Дауна
Ушера
Раннего детского аутизма
Процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения определяется как …

дизонтогенез
функциогенез
онтогенез
системогенез
Выпускники специальной школы I-II вида могут продолжить обучение ________.

в специальных группах при профессиональных училищах, где у них формируются навыки и умения определенной профессиональной деятельности
только в профессионально-технических училищах
в вечерних общеобразовательных школах
в учебных заведениях дальнейших уровней образования
Нарушение эмоционально-волевой сферы относится к категории ____ недостатков.

сложных
соматических
физических
психических
Отклонения в развитии, вызванные природовыми и постродовыми поражениями организма ребенка, относят к…

врожденным
вторичным
наследственным
приобретенным
Институт детской психологии и невропатологии в Москве в 1911 г. создал …

В.М. Бехтерев
В.П. Кащенко
Г.Я. Трошин
Г.И. Россолимо
Уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним показателям является…

идеальной нормой
функциональной нормой
патологией
статистической нормой
Для младших школьников с умственной отсталостью характерен высокий уровень _________________, поскольку они не могут правильно оценивать свои возможности.

самоконтроля
интереса
произвольности
притязаний
В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют …

развивающие игры
дидактические материалы
наглядные пособия
специальные технические средства
Основной целью специальной педагогики является создание условий для развития ________________ проблемного ребенка для его самореализации

основных способностей
профессионально-трудовых навыков
высших психических функций
реальных и потенциальных возможностей
Специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей с нарушениями слуха, называется …

тифлопедагог
олигофренопедагог
логопед
сурдопедагог
Вопрос об аномалиях в развитии психики человека можно рассматривать только в контексте знаний ____________ развития человека.

периодов
законов
возрастных кризисов
нормальных параметров
Понятие «дизонтогенез» было введено представителями…

дефектологии
социальной помощи
педагогики
клинической медицины
Среди закономерностей атипичного развития выделяют…

нетипичные закономерности
межсистемные закономерности
частные закономерности
общие закономерности
Особенности речевого развития при РДА проявляются в таких особенностях как:

смазанности, нечеткости речи
судорожных запинках
слова-штампы
автономности речи
В психологии лиц со сложным нарушением развития наиболее изучена категория…

тугоухих
с косоглазием и амблиопией
умственно отсталых
слепоглухих
Объектом специальной педагогики является …

социальная защита людей, имеющих отклонения в развитии
социализация детей с психическими нарушениями
психологические особенности человека с ограниченными возможностями
специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
Мышление умственно отсталого младшего школьника  характеризуется такими особенностями, как …

сформированность обощающих понятий
сохранность вербально-логических форм мышления
конкретность
неспособность к переносу сформированных умственных действий в другие условия