Ответы на тесты по предмету Основы специальной педагогики и психологии (1408 вопросов)

Приобретенные дефекты психофизического развития обусловлены …

нарушением питания плода во время беременности
родовыми травмами
неблагоприятными генетическими факторами
перенесенными заболеваниями
Для стимулирования учебной деятельности детей-олигофренов необходимо…

организация принудительного обучения
предъявление заданий повышенной сложности
наказание за неправильное выполнение заданий
поощрение даже самых незначительных успехов
Мышление умственно отсталого младшего школьника  характеризуется такими особенностями как:

сохранность вербально-логических форм мышления
сформированность обощающих понятий
конкретность
неспособность к переносу сформированных умственных действий в другие условия
К категории сенсорных относятся нарушения …

опорно-двигательного аппарата
эмоционально-волевой сферы
движений
слуха
Самым известным отечественным исследователем слепоглухоты является…

А.С. Макаренко
Н.К. Крупская
К.Д. Ушинский
И.А. Соколянский
Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью?

обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми
обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения » и т.п.
при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична
специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях
Объем, качество и конечные результаты специального образования лиц с ограниченными возможностями   определяются следующими факторами…

уровнем материальной обеспеченности семьи ребенка и возможностью оплаты специального образования
интегрированным обучением ребенка с ограниченными возможностями
характером отклонений в развитии
сохранностью анализаторов, функций и систем организма
временем возникновения и тяжестью нарушения
Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель:

наличие познавательных интересов
уровень речевого развития
понимание словесной просьбы
контактность ребенка
Среди практически-действенных методов воспитания детей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

встречи
наказание
приучение
арттерапия
ручной труд
Результатом субъективного осмысления учителем педагогической ситуации является педагогическая(-ое) …

технология
мастерство
условие
задача
К внешним (экзогенным) причинам, вызывающим осложненный дефект, относят…

несовместимость крови матери и ребенка
генетические заболевания
хромосомные нарушения
вирусные инфекции, перенесенные матерью
К основным факторам возникновения сложных нарушений в постнатальный период не относятся …

экзогенные факторы
биологические причины
психическую и социокультурную депривацию
хромосомные синдромы
К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят:

отсутствие критического отношения к собственным поступкам
отсутствие психологической дистанции в общении со взрослым
невротические реакции
негативизм
К целям общего уровня специальной педагогики относится …

овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве
формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ
освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха
социальная реабилитация
К условиям нормального психического развития (по А.Р.Лурия) можно отнести:

благоприятную семейную обстановку
наличие обучения и воспитания
физическое здоровье
сохранность анализаторных систем
К речевым недостаткам слабослышащих детей относят…

сохранное понимание речи
наличие эхолалий
недостатки произношения
ограниченный словарный запас
В российской системе обозначений степени нарушения интеллекта понятие «имбецильность» соответствует понятию _____________ умственная отсталость.

глубокая
тяжелая
незначительная
умеренная
К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят…

порицание
игры
примеры из окружающей жизни
использование средств массовой информации
встречи
Дети с детским церебральным параличом обучаются в школе ____ вида.

VII
I
II
VI
Понятие «дизонтогенез» было введено представителями…

педагогики
социальной помощи
психологии
клинической медицины
Совокупность правил и требований, которая вырабатывается каждой общностью и играет роль регуляции поведения членов сообщества,  является…

синдромом
пограничным состоянием
патологией
нормой
От индивидуальных возможностей ребенка зависит благоприятный прогноз задержки психического развития ______________ генеза

психогенного
церебрально-органического
конституционального
соматогенного
Наличие церебрального паралича в младенчестве определяется преимущественно ….

нарушением функционирования рефлексов новорожденного
повышенной судорожной готовностью мозга
общей и вегетативной возбудимостью
задержкой развития моторики
В группу с осложненными дефектами входят дети, имеющие …

несколько выраженных психофизических нарушения
сложный бисенсорный дефект
сочетание ряда небольших нарушений
одно существенное психофизическое (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение
Доречевой период при РДА характеризуется …

эхолалией
вычурностью речи, наличием неологизмов
отсутствием лепета
слабым развитием функции подражания
Госпитализм является следствием…

генетических отклонений
вирусного заболевания
неправильного воспитания
отрыва ребенка от матери
В специальной педагогике и психологии используются как синонимы понятия « _____________ нарушения» и « ____________ нарушения».

осложненные и множественные
сложные и осложненные
комбинированные и осложненные
сложные и комплексные
Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи:…

комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью
сложный: у ребенка практически отсутствует речь
неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной патологической симптоматикой
осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических нарушений
Клиницист А.Е. Личко разработал типологию акцентуаций…

психопатии
дефекта
речи
характера
В основу классификации задержки психического развития К.С. Лебединской был положен _______________ принцип

дизонтогенетический
соматический
патогенетический
этиологический
Для детей с ЗПР дошкольного возраста предусмотрена специальная модель дошкольного образовательного учреждения – ДОУ __________ вида.

комбинированного
диагностико-консультативного
адаптивного
компенсирующего
Патологический ход речевого развития при выраженной речевой недостаточности характеризкется…

соответствующим возрасту словарным запасом
сохранностью фонематического восприятия
поздним началом речевого развития
замедленным темпом речевого развития
Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…

способность к звуковому анализу и синтезу
простая фраза
гуление
лепет
Выделяют следующие (ую) клинические(ую) форму(ы)  детского церебрального паралича…

гипермнезическую форму
гипомнезическую форму
спастическую диплегию
двойную гемиплегию
Для слепорожденных детей характерно …

постепенное стирание зрительных образов
умение определять предметные и пространственные свойства окружающей среды
сохранность зрительных образов в памяти
преобладание развития абстрактного мышления
Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от…

отношения ребенка к своему дефекту
особенностей семейного воспитания
времени утраты зрения
клинической формы нарушения зрения
Под слабовыраженным отклонением в психическом развитии понимается…

умственная отсталость
дальтонизм
афазия
задержка психического развития
В содержание     общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то…

введение специфики содержания  на период  обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем
включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования
учет степени выраженности ядерного нарушения
Разделами специальной педагогики являются все перечисленные, кроме …

сурдопедагогики
тифлопедагогики
логопедии
олигофренопсихологии
Прекращение речевого общения с окружающими, свойственное аутизму, определяется как …

эхолалия
персеверация
гиперестезия
мутизм
При сенсорных расстройствах ведущими в структуре дефекта  оказываются …

нарушения опосредованной памяти
нарушения словесно-логического мышления
нарушения целенаправленности мотивов
нарушения приема информации
Тип акцентуации характера, проявляющийся в резкой смене и непредсказуемости настроения, определяется как…

мобильный
социальный
стабильный
лабильный
Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всем перечисленном, кроме …

наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств
наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения слабоумия
времени (возраста) возникновения слабоумия
особенностей соматических аномалий
Диагностика состояния слуховой функции человека, в частности определение места и степени поражения слуха, проводится с помощью …

слуховых аппаратов
шепотной речи
звучащих игрушек
аудиометрии
В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие …

хроническую неуспеваемость
педагогическую запущенность
асоциальное поведение
сенсорную депривацию
В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования:

Программы обязательного среднего специального образования
программы обязательного высшего образования
программы элементарной общеобразовательной подготовки
программы средового  и социального адаптирования
программы общего среднего образования
Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны …

тяжелые расстройства сна и аппетита
сумеречные помрачнения сознания
кататонические процессы
нарушения памяти и интеллектуальных возможностей
Благоприятный прогноз задержки психического развития ______________ генеза зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

психогенного
конституционального
церебрально-органического
соматогенного
Синдром, отражающий наличие легких нарушений психического развития, называется…

астигматизм
тугоухость
умственная отсталость
легкая дисфункция мозга
Для детей с ЗПР характерны …

наличие параличей
легкие парезы мышц конечностей
недостатки моторики, затруднения в координации движений
проявления гиперактивности
Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт, называется …

тестированием
наблюдением
беседой
экспериментом
Уровень анализа данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека определяется как …

психопатологический
нейропсихологический
возрастно-психологический
общепсихологический
Некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях является…

статистической нормой
функциональной нормой
патологией
идеальной нормой
Дидактический материал, включающий раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами и поручениями, применяемый в целях развития самостоятельности, речи, рациональной организации индивидуальной работы учащихся, называется …

изобразительным
предметным
визуальным
словесным
Специфические учебные предметы включены в содержание специального образования для …

медицинской реабилитации
повышения сложности образовательной программы
формирования навыков самостоятельной работы
преодоления последствий первичных нарушений в развитии
В число основных факторов, приводящих к дизонтогенезу при сложных нарушениях, не входят(-ит) …

поражение сразу нескольких функций
позднее установление причин нарушения развития у ребенка
неблагоприятные социально-психологические факторы
соматические заболевания
Патологический ход речевого развития при выраженной речевой недостаточности характеризуется…

соответствующим возрасту словарным запасом
сохранностью фонематического восприятия
поздним началом речевого развития
замедленным темпом речевого развития
К факторам возникновения задержки психического развития психогенного характера относится(-ятся) …

патология родов
соматические заболевания
поражение коры головного мозга
неблагоприятная микросоциальная среда
Применение _____________ является одним из средств компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции, позволяющим вернуть слух в самых сложных случаях.

аудиометра
специализированного микрокомпьютера
слухового аппарата
кохлеарного имплантата
К задержке психического развития, по ряду показателей близкой к умственной отсталости, относится ЗПР _______________генеза.

конституционального
соматогенного
психогенного
церебрально-органического
В ручной азбуке для глухих буквы заменяются …

точкой и тире
точками
картинками
дактильными знаками
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает культурные нормы, становясь полноправным членом общества, определяется как …

компенсация
реабилитация
интеграция
социализация
Тип акцентуаций характера, главная черта которого – эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внимания определяется как…

эмоционально неуравновешенный
некритичный
амблиопичный
истероидный
Лицевая азбука, наглядное учебное пособие для обучения глухих чтению с губ называется…

шрифт Брайля
дактилология
алфавит
киношрифт
Социальной причиной, вызывающей задержку психического развития, является…

тяжелое материальное положение
вредная привычка
тяжелое инфекционное заболевание
педагогическая запущенность
Одним из клинических вариантов такого типа дизонтогенеза, как искаженное развитие, является …

умственная отсталость
недоразвитие речи
детский церебральный паралич
ранний детский аутизм
Выраженная ________________ патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с детским церебральным параличом.

эмоциональная
речевая
интеллектуальная
двигательная
Глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве до овладения речью, имеют _____________ дети.

слабослышащие
тугоухие
позднооглохшие
глухие
Наиболее известной и часто встречающейся причиной такого сложного нарушения развития как слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте является синдром …

Аспергера
Канера
Дауна
Ушера
Стойкое необратимое недоразвитие преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период, называется …

задержкой психического развития
деменцией
общим недоразвитием речи
умственной отсталостью
Известным отечественным исследователем слепоглухоты является…

К.Д. Ушинский
А.С. Макаренко
Н.К. Крупская
И.А. Соколянский
Проблема детей с задержкой психического развития приобрела особое значение в отечественной и зарубежной психологии…

на рубеже XVII и XVIII веков
в конце XVIII века
в начале XIX века
в середине ХХ века
Психическое недоразвитие, обусловленное первичным дефектом, является…

педагогической запущенностью
биологическим фактором
личностным недоразвитием
вторичным дефектом
Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются …

нейробиологические нарушения формирования мозговых систем
нарушения соматического и психического здоровья
органические повреждения центральной нервной системы
постнатальные травматические факторы
Специфика использования перцептивных методов в специальной школе заключается в следующем:

словесные методы в начале обучения детей с отклонениями в развитии используются в качестве основных
на начальных этапах наглядные и практические методы малоэффективны
на начальных этапах обучения предпочтительнее использование практических и наглядных методов
нарушения речи воспитанников специальных школ не позволяют использовать словесные методы в качестве ведущих
словесные методы в начале обучения детей с отклонениями в развитии используются в качестве дополнительных
Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве …

процесса компенсации психических функций
системы мер, направленных на преодоление дефекта
абилитации детей раннего возраста
специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка
У ослепших в отличие от слепорожденных детей отмечается …

сохранность зрительных образов в памяти
своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием абстрактного мышления
значительные вторичные отклонения и своеобразие психофизического развития
постепенное стирание зрительных образов
Одним из проявлений раннего детского аутизма (РДА) являются ______________, что проявляется в том, что дети с РДА не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, новую одежду и обувь.

клаустрофобии
агорафобии
акрофобия
неофобии
Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на …

усложнение учебных программ
расширение образовательной программы
повышение сложности уровня обучения
преодоление недостатков развития детей
Игровая деятельность детей с синдромом раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…

сформированность сюжетно-ролевой игры
творческое развитие сюжета игры
играет один
Длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода, обувь ит.п.)
Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии воспитываются в массовых образовательных учреждениях, получая систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога, называется

частичной
временной
полной 
комбинированной
Задачей специальной педагогики является …

контроль за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями
выявление закономерностей психического развития аномального ребенка
создание программы медицинской абилитации в раннем возрасте
разработка технологий специального образования
Понятие установленной меры, являющейся средней величиной чего-либо, называется…

синдромом
пограничным состоянием
патологией
нормой
Процесс включения ребенка в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и взаимоотношения со сверстниками, называется…

коррекцией
абилитацией
компенсацией
социальной реабилитацией
Заполните пропуск
Подростки с ____ акцентуаций характера мнительны, капризны, быстро утомляются и раздражаются:

астигматическим
амблиопичным
асоциальным
астеническим
Заикание характеризуется…

несформированностью лексического запаса
специфическими ошибками на письме
судорогами речевого аппарата
затруднениями коммуникации
Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается …

медикаментозное вмешательство
аномалии развития позвоночника
травматическое повреждение конечностей
сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы
Игровая деятельность детей с синдромом раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…

сюжет игры имеет творческое развитие
игре присуща сформированность сюжета
ребенок играет один
ребенок длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода, обувь ит.п.)
Врожденная слепота бывает следствием…

осложнений после общих заболеваний организма
заболеваний центральной нервной системы
ранений головы
наследственной передачи дефектов зрения
Термин «дизонтогения» впервые был предложен в 1927 году …

Э. Сегеном
Л. Каннером
Я. Лутцем
Й. Швальбе
Одним из дополнительных методов исследования в специальной психологии является…

алгоритм проведения занятий
эксперимент
наблюдение
тестирование
Неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития  являются существенными особенностями детей с …

имбецильностью
идиотией
амблиопией
задержкой психического развития
Эксперимент, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых, называется …

естественным
констатирующим
контрольным
формирующим
Отсутствие обращения и позднее появление в речи личных местоимений является характерной особенностью …

афазии
астигматизма
амблиопии
синдрома раннего детского аутизма
Обучение дактильной речи является составной частью содержания коррекционно-педагогической работы с…

аутичными
умственно отсталыми
незрячими
глухими
Отсутствие фиксации взгляда на лице другого человека является одним из наиболее характерных проявлений …

тугоухости
дизартрии
детского церебрального паралича
раннего детского аутизма
Лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо базовых потребностей организма определяется как …

сублимация
дезадаптация
декомпенсация
депривация
Система помощи детям с ДЦП предусматривает такие направления как:

постоянное наблюдение со стороны психиатров всех дети с ДЦП
использование слуховых аппаратов
раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы
восстановительное лечение в специализированных учреждениях для детей с ДЦП
Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма…

умственной отсталости
слабовидения
задержки психического развития
детского церебрального паралича
К формам внеклассной работы в специальной школе относят:

урок
экскурсии
олимпиады
соревнования
походы