Ответы на тесты по предмету Психология и педагогика (6319 вопросов)

Цели воспитания…

зависят от глобальных, общемировых проблем
вытекают из проблем состояния образования
не зависят от состояния общества, находятся вне времени
зависят от настоящего и будущего состояния общества
Требования к современному педагогу объективного характера включают в себя _______.

искусство преподавания
талант в установлении взаимоотношений с учащимися
высокий уровень знания учителем преподаваемого предмета, научной подготовки по данной специальности
высокий уровень владения педагогическими технологиями
В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже трактовал _______ как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

развитие
понимание
созревание
интеллект
Всесторонне гармоничное развитие личности является ___________ целью воспитания.

оперативной
частной
конкретно-исторической
общей
Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

приемом
техническими средствами
формой организации
методом
Родоначальником эмпирической психологии, т.е. психологии как науки о внутреннем опыте являлся …

Аристотель
Р. Декарт
З. Фрейд
Д. Локк
Коллективное начало, передача опыта, полная дифференциация – это цель ___ воспитания.

свободного
средневекового
спартанского
первобытного
Условие, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в чёткой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно, – это …

отсутствие специальных приемов запоминания
отсутствие волевых усилий
отсутствие контроля сознания
целевая установка
Необходимость включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, предполагает принцип …

ориентации на развитие личности
гуманистической направленности воспитания
опоры на положительное
связи воспитанников с жизнью
Длительное удерживание внимания на объекте называется _________ внимания.

распределением
переключением
объемом
устойчивостью
Субъективное отношение к заболеванию называется…

анозогнозией
эмпатией
рефлексией
внутренней картиной болезни
Преимущество беседы как метода обучения состоит в том, что она…

развивает память учащихся
реализует связь знаний и умений учащихся
логически излагает учебный материал
активизирует высказывания учащихся
Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

педагогической технологией
социальной педагогикой
теорией управления
теорией воспитания
Совокупность врожденных форм поведения и психики животных и человека называется …

научением
раздражимостью
чувствительностью
инстинктом
Расположите в правильном порядке основные этапы онтогенеза общения (от рождения до 6–7 лет).

биологическое по содержанию, непосредственное (контактное) общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка
начальный этап познавательного общения, связанный с функционированием основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях
возникновение координированного, вербально-невербального общения; подключение к невербальным средствам общения языка и речи
появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры с участием других людей
становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения; включение детей в так называемые сюжетно-ролевые игры
Установите соответствие между понятиями, обозначающими закономерности ощущений, и их определениями.
1. Нижний абсолютный порог чувствительности
2. Верхний абсолютный порог чувствительности
3. Дифференциальный порог чувствительности

продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось
минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение
наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение
минимальное различие двух раздражителей, которое определяет едва заметное различие ощущений
Объектом исследования педагогики является …

ребенок
психика человека
вопрос о целях и общем предназначении образования
система педагогических явлений
Показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности называется _________ личности.

направленностью
культурой
активностью
образованностью
Принцип, предполагающий признание прав учащегося и уважение к нему называют принципом …

научности
наглядности
доступности
гуманизации
Человек как носитель типичных, природно-обусловленных свойств– это…

индивидуальность
субъект деятельности
личность
индивид
Процесс приписывания причин, объясняемых поведение другого человека, – это…

групповая идентификация
социальная перцепция
физиологическая редукция
каузальная атрибуция
Основополагающим компонентом системы обучения, определяющим все ее остальные составляющие, является …

содержание образования
методы обучения
личность педагога
цель обучения
Соотнесите ролевые педагогические позиции и их характеристики:

1. Информатор
2. Вдохновитель
3. Диктатор

педагог использует осторожное уговаривание ученика, косвенно влияния на его поведение
педагог ограничивается сообщением ученику требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным).
педагог стремится увлечь  воспитанников интересными целями, перспективами
педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
Социальные нормы, установки, моральные ценности общества, в котором живет человек, согласно концепции о структуре личности основоположника психоанализа З. Фрейда, содержит …

Эго
Персона
Ид
Суперэго
Нервная система, обслуживающая деятельность внутренних органов и желез, называется…

периферической
центральной
телесной
вегетативной
Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

технико-гигеническим
социально-культурным
демографическим
социально-экономическим
Установите соответствие между понятиями, характеризующими личность человека, и их определениями.

1. Самооценка
2. Уровень притязаний
3. Самоуважение

гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими
устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе
масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения
обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний
Наблюдение, эксперимент, анкетирование относятся к ______ методам  педагогического исследования.

социометрическим
математическим
теоретическими
эмпирическим
Принцип гражданственности обучения предполагает …

использование всех органов чувств человека
соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники
реализацию возрастного и индивидуального подходов
гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности
Соотнесите понятия, связанные с педагогической профессией,  и их характеристики.
1. Педагогическая этика
2. Педагогический конфликт
3. Педагогический такт

творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности
наука о закономерностях проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога
столкновение в профессиональной педагогической деятельности  разнонаправленных позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме
чувство меры в действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях
Движущими силами педагогического процесса являются его…

формы
закономерности
методы
противоречия
Соотнесите понятия, связанные со степенью овладения педагогической профессией, и их характеристики:

1. Педагогическое мастерство
2. Педагогический опыт
3. Профессиональная квалификация

чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях
совокупность знаний, качеств личности, способов умственной и практической деятельности учителя, обуславливающих высокий уровень его профессионализма
активное освоение и реализация учителем на практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности
ступень профессиональной подготовленности педагога, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде педагогической деятельности
Педоцентристскую концепцию обучения в дидактике представляет …

А. Дистервег
Л. В. Занков
К. Д. Ушинский
Д. Дьюи
К образовательным учреждениям среднего профессионального образования относятся …

гимназии
лицеи
техникумы
колледжи
Расположите правовые акты и законы, определяющие развитие системы отечественного образования,  в хронологической последовательности.

Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Болонская декларация
Установите соответствие между частями анализатора и их функциями.
1. Рецептор
2. Афферентные нервные пути
3. Корковая часть головного мозга

передача нервного сигнала обратно к рецепторам
прием сигнала из окружающей среды, а также от внутренних органов
передача нервного сигнала в мозг
преобразование физического процесса в психический
Функция профессионально-педагогической деятельности, предполагающая обмен информацией между учителем и учащимся путём прямой и обратной связи, называется …

конструктивной
ориентационной
рефлексивной
информационной
К личностным свойствам педагога, определяющим эффективность его профессиональной деятельности, относят …

догматизм, чувство непогрешимости, безапелляционность в суждениях
авторитарный стиль педагогического руководства
способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию
чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми
Руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению процесса обучения называются _________ обучения.

средствами
методами
закономерностями
принципами
Рассмотрение в качестве основополагающего процесса созревание наследственно обусловленных свойств личности характерно для __________ подхода.

социогенетического
культурно-исторического
двухфакторного
биогенетического
Передача ребенку нравственных ценностей и установок – это ___ функция семьи.

организационно-бытовая
коммуникативная
репродуктивная
воспитательная
К экстероцептивным ощущениям относят …

органические
кинестетические
зрительные
слуховые
Сознательное действие, оцениваемое с точки зрения нравственного самоопределения человека называется…

установка
поведение
переживание
поступок
Изменение чувствительности органа в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей называется …

десенсибилизацией
сенсибилизацией
синестезией
адаптацией
Повышение квалификации педагога должно проводится на курсах …

раз в 10 лет
не реже, чем через 3 года
каждый год
раз в 5 лет
К основным категориям педагогики относятся …

социализация
развитие
воспитание
обучение
образование
По мнению З. Фрейда, основной формой взаимоотношений сознания и бессознательного как частей психики человека является …

взаимопомощь
взаимодействие
кризис
конфликт
В таксономию когнитивных целей Б. Блума входит…

отклик
чувства
реагирование
знание
Пациенты с невротическими расстройствами в образ «идеального» врача не склонны включать такое качество как…

чувство юмора
компетентность
увлеченность работой
внимательность
Самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе – это…

я-концепция
самосознание
личностная идентичность
социальная идентичность
Психология как самостоятельная наука возникла в…

XIV веке
IV веке
IV веке до н.э.
XIX веке
К визуальным средствам общения относятся …

прикосновение, объятие
паузы, кашель
запахи среды, запахи человека
выражение глаз, позы
Сужением сознания и отсутствием контроля над своими действиями характеризуется такая эмоциональная реакция индивида как…

стресс
фрустрация
страсть
аффект
К функциям внимания относятся …

интеграция опыта
обеспечение возможности обучения
отбор
удержание
Вопросно-ответная система обучения, сутью которого является развитие логического мышления – основа образования по…

Эпикуру
Платону
Аристотелю
Сократу
Общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой, – это …

интеллект
личность
сознание
психика
Наука о поведении человека в хозяйственной деятельности  называется…

психологией управления
эргономикой
инженерной психологией
экономической психологией
Установите соответствие между профессионально значимыми качествами педагога и уровнями их допустимости в педагогической деятельности.

1. Оптимальный уровень
2. Допустимый уровень
3. Критический уровень

предполагает наличие у педагога сильного уравновешенного типа нервной системы, тенденции к лидерству
предполагает наличие у педагога сильного неуравновешенного типа нервной системы, властность
предполагает наличие у педагога слабого инертного типа нервной системы, деспотизм
В структуру педагогической науки НЕ входит…

семейная педагогика
дидактика
этнопедагогика
философская антропология
Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.

гуманизации
научной обоснованности
системности
демократизации
Не соответствующие действительности, не поддающиеся коррекции, ошибочно обоснованные суждения, – это...

сверхценные идеи
навязчивые идеи
резонерство
бред
Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления, называется …

бредовым мышлением
искажением процессов обобщения
резонерством
снижением уровня обобщения
Отдельным представителем человеческой общности; носителем индивидуально своеобразных черт является …

субъект
индивидуальность
личность
индивид
Положение о том, что онтогенез - есть краткое повторение филогенеза, составляет основу теории…

конвергенции двух факторов
культурно-исторического развития
психоанализа
рекапитуляции психического развития
Степень или интенсивность сосредоточенности внимания называется …

распределением
устойчивостью
произвольностью
концентрацией
Свойство внимания, характеризующееся способностью в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте определяется как …

объем
сосредоточенность
распределение
устойчивость
Теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, качествам называется ___ воспитания.

закономерностями
принципами
правилами
целью
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает …

воспроизведение в воспитательном пространстве мира детства
ориентацию на определенный набор ценностей личности
изучение личности как самоорганизующего субъекта в любых сферах деятельности
действия педагога, направленные на личность ребенка, ее индивидуальность, творческий потенциал
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками ___________ мышления.

наглядно-действенного
синкретического
комплексного
понятийного
К компонентам  деятельности не относится…

мотив
потребность
действие
ассоциация
Восприятие всегда ________ суммы  ощущений.

равно
значительно меньше
меньше
больше
Установите соответствие между видами ощущений и их характеристиками.
1. Вкусовые ощущения.
2. Зрительные ощущения.
3. Тактильные ощущения.

помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей среде
определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода
позволяют человеку различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков
отражают качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи
Система представлений человека о себе, определяющая самоуважение и уровень притязаний - это…

субъектность
индивидуальность
личность
я-концепция
Успешному межличностному общению может препятствовать…

использование партнерами сходных систем кодирования и декодирования информации
отсутствие различий в образовании, опыте, мотивации партнеров
включенность партнеров в общий контекст деятельности
отсутствие обратной связи
Обобщенное представление человека о самом себе называется…

самонаблюдением
самоанализом
самоопределением
Я-концепцией
Ведущий компонент структуры личности, определяющий поведение личности в изменяющихся внешних условиях, означает …

устойчивость личности
индивидуальность личности
самоконтроль личности
направленность личности
Процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества называется …

онтогенезом
социогенезом
антропогенезом
филогенезом
Стиль руководства, являющийся эффективным, обеспечивающим высокую вероятность правильных решений, высокую производительность, активность сотрудников, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива, называют …

либеральным
авторитарным
непоследовательным
демократическим
Установите соответствие между видами речи и их характеристиками.

1. Диалогическая речь
2. Монологическая речь
3. Внутренняя речь

представляет собой попеременный обмен репликами двух или более людей
это развернутая речь человека, обращенная к другим людям
это беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления
Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер становится…

вниманием
анализом
воображением
наблюдением
Группы людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях, носят название _________ групп.

условных
паритетных
вторичных
первичных
Общее образование включает в себя_______образование

очное, заочное, дистанционное
школьное, профессиональное, последипломное
дошкольное, школьное, высшее
начальное, основное, среднее (полное)
Установите последовательность выполнения сложного волевого акта.

побуждение к совершению волевого действия
представление и осмысление цели действия
намерение осуществить данное действие
выполнение принятого решения
В реализации технологий управления на основе диалога педагогу следует …

навязывать свою точку зрения
быть категоричным
в своих доводах опираться на слухи и чужие мнения
соблюдать такт, корректность по отношению к собеседнику
Синдром эмоционального выгорания – следствие …

критики со стороны старших
профессиональной некомпетентности
чрезмерной впечатлительности
неуверенности в себе и повышенной ответственности
Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания в …

XYIII веке
XX веке
XYI веке
XIX веке
Биологической предпосылкой возникновения человека является

способностью к отражению
потребность в ориентировочной деятельности
потребность в поисковой деятельности
вертикальное положение тела обезьян
Вид памяти, с помощью которого образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий – это …

образная память
произвольная память
непроизвольная память
вербальная (семантическая) память
Возрастные особенности развития личности служат основанием для выделения следующих педагогических специальностей …

логопед, сурдопедагог, тифлопедагог
учитель истории, музыки, физики, математики
педагог системы общего образования, педагог дополнительного образования
воспитатель дошкольного учреждения; учитель основной школы, преподаватель вуза, педагог-андрагог
Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна …

стабильность личностных расстройств
социальная дезадаптация
стойкая дисгармония личности
интеллектуальная недостаточность
По новизне и самостоятельности создаваемых образов различают такие виды воображения, как…

непроизвольное
пассивное
воссоздающее
творческое
Склонность человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций, известно как …

тревожность
впечатлительность
эмоциональность
импульсивность
Природные стереотипные реакции организма, возникшие в результате длительного эволюционного развития, которые осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга, называются …

рефлекторной дугой
ориентировочными рефлексами
условными рефлексами
безусловными рефлексами
Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1. Индивид
2. Личность
3. Индивидуальность

человек как носитель активности
отдельный представитель человеческой общности
системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, формирующееся в совместной деятельности и общении
те индивидные и личностные свойства человека и их сочетание, которые отличают данного человека от других людей
Адаптация учителя в первые годы работы в школе осуществляется посредством …

проблемных семинаров
проблемных групп
научно-педагогических конференций
школы молодого учителя
И.П. Павлов установил, что основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является…

принцип иррадиации
принцип конвергенции
принцип индукции
аналитико-синтетический принцип
Бурное, кратковременное протекание эмоций называется…

страстью
настроением
радостью
аффектом
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется …

словесно-логическим
абстрактным
наглядно-образным
наглядно-действенным
Результатом реализации основных семейных функций является удовлетворением…

личностных потребностей всех членов семьи
потребностей общества по воспроизводству, воспитанию, контролю и защите граждан
личностных потребностей супругов
личностных потребностей членов семьи и потребностей общества
Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения,  называется…

учебно-методическим комплексом
учебной программой
тематическим планом
учебным планом