Ответы на тесты по предмету Психология и педагогика (6319 вопросов)

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», называется …

генетическим
физическим
эгоцентрическим
критическим
Психолингвистика как наука изучает…

механизмы порождения и восприятия речи
обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка
речевую деятельность
все ответы верны
Предметом изучения науки психолингвистики является…

формирование речи в процессе становления личности
восприятие речи
производство речи
все ответы верны
К основным методам науки психолингвистики относятся…

эксперимент, наблюдение, тестирование
наблюдение и контент-анализ
наблюдение и тестирование
эксперимент, наблюдение, самонаблюдение
Психолингвистика как учение о процессах кодирования и декодирования сообщений партнерами коммуникаций определялась ______________ психолингвистами

французскими
английскими
отечественными
американскими
В качестве единицы речевого общения, соотнесенной с ситуацией и ориентированной на его участников, в психолингвистике выступает…

контекст
высказывание
текст
слово
Психолингвистика – это…

синоним нейро-лингвистического программирования
раздел психологии, посвященный коррекции речевого поведения
раздел лингвистики, посвященный исследованию речевого поведения
раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения
Важнейшее отличие языка животных от языка человека состоит в отсутствии у него __________ функции.

интерактивной
информационной
коммуникативной
семантической
Речь – это…

сложное образование, которое имеет лексический состав, фонетический состав, грамматику
способность говорить, общаться
система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл
процесс общения людей посредством языка
Центральными органами речи по В.В. Крамеру являются…

центр Брока
центр письма, первичный центр зрения, центр чтения
голосовой аппарат, состоящий из органов дыхания, гортани, полости рта и носа
центр письма, центр Брока, центр Вернике, первичный центр зрения, центр чтения
Метод выявления смысловых единиц и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации называется…

факторным анализом
элементарным содержательным анализом
структурно-содержательным анализом
контент-анализом
Преформистская теория в понимании становления речи утверждает, что …

язык и развитие речи можно рассматривать только в контексте культуры
подражание является основным механизмом развития речи у человека
развитие речи зависит от способности человека воспринимать и перерабатывать информацию
у большинства языков базовая структура языка сходна
Контаминация речи представляет собой…

многократное повторение слов
автоматическое повторение чужих слов
неправильное употребление звуков
ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово
К речевым ошибкам не относится…

повтор
пауза
оговорка
подражание
Стохастическая модель производства речи была предложена …

Дж. Уотсоном
Ж. Пиаже
З. Фрейдом
Дж. Миллером
Согласно теории трансформационно-генеративной грамматики Н. Хомского, анализ синтаксических структур путём их преобразования из поверхностных в глубинные – это …

математический анализ
трансактный анализ
биохимический анализ
трансформационный анализ
Л.С. Выготский выделял три плана речевого мышления, кроме …

внутренней речи
слова
мысли
действия
А.Л. Лурия предположил, что формирование речевого высказывания проходит 3 этапа, за исключением …

внутренней речи
формирования речевого высказывания
первичной семантической записи
словотворчества
Понятие «леммы – нефонологическая часть лексической информации слова» ввёл …

Ч. Осгуд
А.Р. Лурия
А.А. Леонтьев
В. Левелт
Для диалогической речи характерны…

большая развернутость и грамматическая оформленность в сравнении с монологической
редкое использование мимики и пантомимики
меньшая развернутость и грамматическая оформленность в сравнении с монологической
ситуативность
К коммуникативным функциям речи принято относить функцию…

анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности
выражения мыслей
сообщения
побуждения к действию
Согласно гипотезе лингвистической относительности…

обучение иностранному языку в раннем возрасте негативно сказывается на освоении родного языка
языковые нормы не влияют на «картины мира», присущие носителям данного языка
различие между «картинами мира», присущими носителям того или иного языка, тем больше, чем дальше отстоят языки друг от друга
отношение к языковой норме специфично у представителей различных культур
Основными характеристиками внутренней речи являются…

развернутость
экспрессивность
предикативность
фрагментарность
Действие механизма вероятностного прогнозирования в процессе восприятия речи заключается в…

ожидании продуциентом информации, подготовке к ней и выдвижении «встречной» гипотезы о последующей информации
замене реципиентом сложных слов и словосочетаний более простыми сигналами или наглядными образами
выдвижении реципиентом гипотезы о последующей информации на основе вероятностной структуры прошлого опыта
ожидании реципиентом информации, подготовке к ней и выдвижении «встречной» гипотезы о последующей информации
К периферическим органам речи относятся…

определенные структуры головного мозга (центры Брока, Вернике и т.д.)
гортань, дыхательное горло, легкие
голосовой аппарат
органы слуха
К видам мышления относят…

зрительное и слуховое
непроизвольное и произвольное
наглядно-действенное и наглядно-образное
абстрактно-логическое
Под сенсорной афазией понимается…

потеря человеком способности изображать звуки буквами (т.е. графическими символами)
потеря «памяти приемов произнесения слов»
потеря человеком способности различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются не разрушенными
нарушение интеграции отдельных звуков в слова
Характерными особенностями периода первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи являются…

появление специфических реакций на сопровождаемые словами жесты взрослого, увеличение количества слов, которые ребенок связывает с определенными действиями
развитие речи ребенка в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития более сложных языковых форм
развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что создает у него потребность о чем-то сказать
высказывания ребенка ограничиваются одним словом, выполняющим функцию целого предложения
Психолингвистические основы в отечественном языкознании были заложены…

Л.В. Сахарным
М.В. Ломоносовым
И.А.Бодуэном де Куртенэ
Л.В.Щербой
Афазия – это расстройство речи, обозначающее …

нарушение способности писать
автоматическое повторение чужих слов
отсутствие речи
полную или частичную утрату речи
Брадилалия речи представляет собой…

патологически ускоренный темп речи
нарушение чтения
отсутствие речи или системное недоразвитие речи
патологически замедленный темп речи
Эхолалия речи представляет собой…

патологически замедленный темп речи
патологически ускоренный темп речи
отсутствие речи или системное недоразвитие речи
автоматическое повторение чужих слов
Возникающий, помимо воли больного, наплыв мыслей, называется...

персеверацией
разорванностью мышления
патологией ассоциативного мышления
ментизмом
Нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранении грамматически правильного построения фразы, – это...

паралогическое мышление
патологическая обстоятельность
резонерство
разорванность мышления
Патология ассоциативного процесса, которая проявляется в склонности к бесплодным рассуждениям, называется...

персеверация
патологическая обстоятельность
паралогическое мышление
резонерство
Застревание в сознании какой-нибудь одной мысли или представления с неоднократным монотонным повторением называется...

обстоятельность
резонерство
паралогия
персеверация
Психические расстройства, в основе которых лежат нарушения речи, носят название...

амнезия
анорексия
абулия
афазия
Насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложение, носит название...

логоклония
моторная афазия
сенсорная афазия
палилалия
Запинание на первых слогах называется...

сенсорная афазия
палилалия
моторная афазия
логоклония
Критическим возрастом для возможностей усвоения родного языка считается…

9-10 лет
после 12 лет
6-7 лет
2-3 года
Системное нарушение речи, вызванное локальными поражениями мозга и представляющее собой расстройство управления речевым процессом, обозначается как…

дисфония
дизартрия
заикание
афазия
К нарушениям письменной речи относится…

дисфония
дизартрия
дислалия
дислексия
Нарушение фонематического слуха, различения звукового состава слов лежит в основе…

моторной афазии
семантической афазии
сенсорной афазии
акустико-гностической афазии
Нарушение темпоритмической организации устной речи – это…

афазия
дислексия
дисграфия
заикание
Под сенсорной афазией понимается…

потеря «памяти приемов произнесения слов», т.е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова
потеря человеком способности изображать звуки буквами (т.е. графическими символами)
невозможность восприятия человеком зрительных раздражителей, представляющих собой буквы
потеря человеком способности различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются не разрушенными
В языке суждению как форме мышления соответствует…

грамматика
слово
предикат
предложение
Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения, называются…

алалия
асфиксия
абулия
алексия
Дисторзией смыслового восприятия называется…

потеря человеком способности изображать звуки буквами (т.е. графическими символами)
подразумевание невыраженного, непрямого, «завуалированного» смысла, подтекст
потеря человеком способности различать (узнавать) слова и понимать их смысл
феномен систематического смещения оценок содержания текстов и позиции их автора
Алалия – это…

нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи
нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения
неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене
отсутствие или недоразвитие речи, несмотря на сохранность периферического слуха и интеллекта (немота при сохранном слухе)
Типология людей на визуалов, аудиалов, кинестетиков представлена…

в психологии памяти
в психологии восприятия
в психологии мышления
в нейролингвистическом программировании
В современном значении термин «психолингвистика» был введен американским ученым …

У. Найссером
К. Роджерсом
Б. Скиннером
Ч. Осгудом
Изучение  особенностей личности по почерку – это предмет науки…

хиромантии
френологии
физиогномики
графологии
Патопсихолингвистика – это учение …

о локальных поражениях мозга
об умственной неполноценности
о нарушениях сенсорных систем
о норме и патологии речи
Гипотеза лингвистической относительности принадлежит…

Сепира-Уорфу
А. Эйнштейну
Дж. Уотсону
Дж. Миллеру
К речевым лакунам относят всё ниже перечисленное, кроме …

ролевых особенностей общения
этикетных характеристик актов общения
способов заполнения пауз
стилистических
К числу языковых лакун относят всё ниже перечисленное, кроме …

грамматических
стилистических
лексических
ролевых особенностей общения
Патологическая склонность к сообщению ложной информации – это …

графология
хиромантия
ринолалия
псевдология
К речевой патологии относят…

только нарушения, вызванные локальными поражениями мозга
только нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем
только нарушения, связанные с умственной отсталостью
нарушения, связанные с умственной отсталостью, вызванные локальными поражениями мозга, связанные с дисфункцией сенсорных систем
Моделирование эффективной деятельности было целью при возникновении …

позитивной терапии
гештальт-терапии
когнитивной терапии
нейро-лингвистического программирования (НЛП)
В речи человека, описывающего вымышленную ситуацию…

преобладают общие и крупные детали
меньше оговорок, чем при описании реальной ситуации
объем речевой продукции больше, чем при описании реальной ситуации
чаще, чем в правдивых текстах, встречаются неопределенные местоимения
Речь женщин в сравнении с речью мужчин обнаруживает…

меньшую выраженность отрицательной эмоционально-оценочной лексики
большую концентрацию сленговых слов и выражений
гиперболизованную экспрессивность
большую концентрацию положительной оценочной лексики
Почерк человека как проявление его речевой деятельности зависит от…

языка, на котором выполняется рукопись
конституциональных характеристик человека
внешних условий выполнения рукописи
психического состояния человека
Эффективность речевого воздействия повышается, если…

осуществляется с помощью письменно предъявляемой информации
речь равномерна, без интонаций
осуществляющий его человек обладает авторитетом
осуществляется с помощью устно предъявляемой информации
В межличностном общении людей, лишенных слуха, используется______ речь

эгоцентрическая
внутренняя
дактильная
жестовая
Достижения современной психолингвистики практически не используются в (во)…

педагогике
маркетинге
флористике
логистике
Массовая неспособность видеть за тем или иным лозунгом, общеупотребительным понятием, утверждением его реальное значение, что ведет к мифологизации и фальсификации называется…

сукцессивный стереогнозом
прессупозицией
политико-семантическая слепотой
лингвистическая неграмотностью
Основателями теории лингвистического релятивизма являются…

Н.Хомский
Л.Блумфилд
Э.Сепир
Б.Уорф
Междисциплинарные отрасли знания, изучающие особенности речевого поведения людей – это…

нейролингвистическое программирование
синергетика
этнопсихолингвистика
лингвистика
Сторонники лингвистического релятивизма считают, что…

нет никаких научных данных о том, что языки существенным образом формируют образ мышления носителей этих языков
способ формализации языкового материала нельзя проинтерпретировать с точки зрения его значения
язык, на котором мы говорим, влияет на наше мышление
при усвоении родного языка у ребенка формируется «фильтрующая сетка», заставляющая воспринимать мир в определенных категориях
Предметом педагогики как науки является…

совокупность правил воспитания и обучения детей
методы организации педагогического процесса
противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
целенаправленно организуемый педагогический процесс
Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…

развитием
обучением
социализацией
воспитанием
Установите соответствие между категориями и их компонентами.

1. Воспитание
2. Образование
3. Обучение
4. Социализация

отношения
мировоззрение
навыки
социальные нормы
Отбор содержания образования определяется уровнем…

развития технологий обучения
профессиональной подготовки педагогов
развития личности
социальных и научных достижений
Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

беседой
анализом
моделированием
наблюдением
Методология научного исследования определяется как…

система средств познания
совокупность способов обработки эмпирических фактов
учение о принципах построения, формах и методах научного познания
учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности
К основным методам педагогического исследования относятся…

контрольная работа
наблюдение
эксперимент
беседа
Методология педагогики включает в себя…

закономерности и принципы педагогического процесса
нормативные основания деятельности педагога
совокупность методов педагогического исследования
методологические подходы к содержанию педагогической деятельности
Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом составляет цель…

авторитарного воспитания
социального воспитания
обучения
гуманистического воспитания
Система основных требований к организации педагогического процесса  объединяет его…

закономерности
методы
компоненты
принципы
Технологический компонент педагогического процесса составляет(ют)…

лабораторные и практические работы
технические средства обучения
формирование и развитие трудовых навыков учащихся
формы, методы, средства обучения и воспитания
Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, называется…

учебным планом
учебной программой
тематическим планом
образовательной программой
Сущность процесса обучения состоит в единстве…

уроков и домашней подготовки
учителя и администрации
преподавания и учения
реализации учебно-познавательных задач
Процесс формирования у школьников системы научных знаний, умений, навыков происходит в результате…

получения информации средствами массовой коммуникации
помощи родителей
целенаправленной деятельности учителя
самообразования
Результатами процесса обучения являются…

гуманизация
акселерация
выносливость
эрудиция
умение учиться
Признаками процесса обучения являются…

односторонний характер
слабая управляемость
целенаправленность
комплексность
Проблемное обучение способствует…

эффективному управлению процессом обучения
быстрому запоминанию фактов и понятий;
формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации
развитию умений анализировать и обобщать
Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан с созданием условий для…

технологического освоения процессов
активного участия в деятельности
творческого и практического освоения общечеловеческой культуры
духовного развития личности
Двумя из предложенных высшими уровнями в системе современного непрерывного образования в нашей стране являются…

областной или городской
районный
федеральный
региональный
Акмеология – это наука о…

теории и практике повышения квалификации педагогов
теории и практике обучения и развития мужчин
достижении человеком вершины, зрелости в своем развитии, личностном и профессиональном росте
закономерностях и механизмах развития человека на ступени его взрослости и, особенно, при достижении им наиболее высокой ступени на этом развитии
Задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала, называется…

контрольной работой
диктантом
практической работой
тестом
Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

курсовым проектированием
производственной практикой
тестированием
дипломным проектированием
Классно-урочная система обучения – это…

разновидность лекции
метод обучения
средство обучения
совокупность организационных форм обучения
Наиболее распространенным типом урока в практике школьного обучения является…

урок обобщения и систематизации изученного
урок индивидуальной работы с учащимися
компьютерный урок
комбинированный урок
Установите соответствие между отдельными методами воспитания и группами методов.

1. Методы формирования сознания
2. Методы организации деятельности
3. методы стимулирования положительного поведения
4. Методы контроля и самоконтроля

разъяснение, рассказ, беседа, пример
упражнение, приучение, поручение, игровые ситуации
требование, общественное мнение, постановка перспективы
педагогический консилиум, анкета, наблюдение
Установите последовательность субъектов педагогического коллектива, предъявляющих требования к членам коллектива в процессе развития коллектива

педагог
актив
члены коллектива
каждый участник коллектива к себе и к другим
Укажите последовательность развития группы по предложенным определениям

группа незнакомых людей, у которой отсутствует совместная деятельность. Общение кратковременно, поверхностно, ситуативно
группа людей, объединенных совместной деятельностью, вырабатываются элементарные групповые нормы поведения, происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий
группа активно взаимодействующих людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов
группа единомышленников, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся результатов на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, ценностей
Установите логику развития требований в детском коллективе в педагогической системе А.С. Макаренко

воспитатель предъявляет требования к активу
актив предъявляет требования к воспитанникам
воспитанники предъявляют требования друг к другу
воспитанники предъявляют новые требования к педагогу
К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…

станция юных туристов
музыкальная школа
спортивная школа
аспирантура
Управлять образовательной системой означает…

планировать деятельность учреждения
контролировать работу членов педагогического коллекти
стимулировать деятельность работников учреждения
реализовать функции управления
К дополнительным образовательным учреждениям относятся…

аспирантура
музыкальная школа
спортивная школа
станция юных туристов